-->

 

Дюжина смелых из группы АЛЕФ


В Новом еврейском общинном доме прошла выставка работ российско-американского художника Алека Рапопорта (1933 - 1997), ученика Николая Акимова. Для дипломной работы в институте Рапопорт выбрал "Закат" Бабеля. Он зарисовал стенные росписи в исчезающих синагогах бывших еврейских гетто, символов могильных памятников на еврейских кладбищах, а типажи своих картин искал в Одессе. На выставке экспонировалась графика: "Невеста" (Двойра), "Биндюжник" (Мендель Крик) и др. Работы Алека Рапопорта хранятся в Эрмитаже, Русском музее, музеях США, в Ватикане, в частных коллекциях.


Ангел отверзает глаза и уста Пророка, 1991

Ленинградские еврейские художники-нонконформисты в середине 70-х объединились в группу АЛЕФ. Автор ее манифеста Алек Рапопорт вспоминал: "В громадном выставочном зале Невского дворца культуры, заполненном сотнями восторженных посетителей... наши работы оказались в одном углу зала. Это было спонтанно отмечено художниками и зрителями как объединение "еврейской группы"... Мы надели значки в виде меноры, подчеркивающие нашу принадлежность к особой группе. Мелькнула идея - почему бы нам не организовать отдельную выставку?.. С 21 по 28 ноября 1975 года первая выставка еврейских художников состоялась на квартире Евгения Абезгауза. День открытия мы держали в тайне, опасаясь конфискации картин. "Мы не можем гарантировать, что обойдется без погрома", - объявил местный представитель милиции. В течение восьми дней 4000 ленинградцев увидели 112 живописных, графических и скульптурных работ 12 художников... Выставка была повторена в декабре в Москве".


Падение Иерихона, 1970

Ряд их работ и слайды для репродукции вывезли в США активистки "Комитетов в защиту евреев СССР", - и 1 мая 1976 года известный писатель Эли Визель торжественно открыл в музее в Беркли выставку "12 из советского подполья". Увольнения, лишение мастерских, отключение телефонов, воды и света, ночные вызовы в КГБ, аресты, давление властей подвигали многих из группы АЛЕФ к отъезду.

Спустя полтора десятилетия в Луисвилле, штат Кентукки, сотрудницы Института интернационального взаимопонимания организовали встречу группы АЛЕФ и выставку "Творчество под принуждением: от ГУЛАГа до Гласности". На ее открытии огласили приветствие президента Буша.

Группа АЛЕФ "пыталась возродить древние и средневековые традиции: вопреки распространенному мнению, изобразительное искусство было в высшей степени развито в древнем Израиле в архитектуре иерусалимских храмов, а затем в росписях средневековых синагог в Палестине, оказавших через Византию влияние на европейское искусство, в испанской "мавританской" архитектуре, в рукописных памятниках и книгах", - утверждал манифест "дюжины смелых". Они хотели "найти истоки творчества в более древней, глубокой, мудрой и духовной еврейской культуре, чтобы перекинуть от нее мост в сегодняшний и завтрашний день".


Вечеря, 1967

Рождение группы АЛЕФ стало мощным стимулом для еврейского политического и культурного движения в СССР, примером для художников других народов. "Конечно, проведение наших выставок требовало особой смелости от художников и их семей, - писал Алек Рапопорт. - Несмотря на жесточайшие преследования со стороны КГБ, аресты, принудительные выселения, угрозы, избиения, допросы в ночное время и даже (вероятно) убийство Евгения Рухина, нонконформистское движение 70-х, в котором участвовала и группа АЛЕФ, имело громадный успех. Только в 1976 году 100 тысяч зрителей посетили серии нонконформистских выставок в Москве. В том же году мы начали покидать Россию".

www.alefpress.com

© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки