-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Быть евреем

Внешность обманчива. Обликом он напоминает пейзажиста из небольшого подмосковного городка, рассудительного и неспешного, приезжающего продавать свои работы к Центральному дому художников на Крымском валу. Черный, артистически сдвинутый набок берет, седая благообразная борода... В действительности же он - фигура редкого масштаба в наше мелкое время.

Герман Брановер для многих - человек-легенда. Одно сухое перечисление его вклада в науку и возрождение еврейского самосознания займет немало места. Отказник, один из активнейших участников еврейского национального движения в Риге, в 1972 году репатриировавшийся в Израиль. Доктор физико-математических наук, ученый мирового уровня, один из основоположников магнитной гидродинамики жидких металлов, занимающийся, как он сам считает, исследованием вопросов взаимосвязи и гармонии Торы и современных естественных наук. Израильский общественный деятель, председатель Союза еврейской религиозной интеллигенции из СССР в Израиле и главный редактор еврейского русскоязычного издательства «Шамир». Автор десятка научных монографий по физике и многих книг о еврейском самосознании и вере, главная из которых «Возвращение» (1997). Основатель англо- и иври-тоязычного общественно-философского журнала «В свете Торы» и разработчик (по заказу премьер-министра Израиля) генерального плана трудоустройства репатриантов из бывшего СССР. Директор Центра исследований магнитной гидродинамики и руководитель объединенной российско-израильской лаборатории энергетических исследований. Брановер активно способствует еврейскому национальному возрождению в бывшем Советском Союзе, в частности, помогая налаживать систему общего и религиозного еврейского образования. Между прочим, одна из первых еврейских школ на территории СССР была открыта в Петербурге, тогда еще Ленинграде, при самом непосредственном участии этого неутомимого труженика. Кстати, на открытии школы присутствовал (в качестве представителя администрации города) Владимир Путин... Несколько лет назад Брановер взял на себя еще один нелегкий труд - теперь он главный редактор Российской еврейской энциклопедии, в значительной мере основанной на уникальных архивных документах, ставших открытыми для исследователей после распада СССР.

Перечислять можно бесконечно долго, и все равно что-то останется не сказанным. Представляется же Герман Брановер просто профессором Беэр-Шевского университета. Люди, близко знающие профессора, не устают удивляться его эрудиции, удивительной, несмотря на возраст, памяти, феноменальной трудоспособности. При каждом посещении Москвы рабочий график профессора расписан по часам. Встречи в Академии наук, выезды в лаборатории и на предприятия, заседания редколлегии энциклопедии и попечительского совета хасидских религиозных заведений и многое другое надо как-то успеть за два дня (как это получается у Брановера - остается загадкой). «Я действительно инициировал целый ряд проектов, которые важны и необходимы, не рассчитывая должным образом свои силы и возможности. Я, в некотором роде, раб своих проектов, раб своих начинаний, - говорит профессор с безмятежной улыбкой. - Но их нельзя останавливать, потому что я вижу: они приносят пользу людям».

В свой последний визит в нашу страну практически из аэропорта профессор отправился в Израильский культурный центр, где прочитал в переполненном зале (пришлось принести дополнительные стулья) лекцию: «Наука и религия:

еврейский взгляд». Взгляд Брановера на поставленную проблему оказался весьма интересным: оказывается, новейшие достижения науки не только не противоречат Торе, но и прямо подтверждают содержащиеся там сведения! Многие появившиеся в последние годы исследования в области физики, геологии, археологии биологии и археологии перечеркивают сложившийся сто лет назад стереотип «разума, рассеивающего мрак невежества и предрассудков». Дарвинская идея эволюции зашла в тупик - не найдено недостающих переходных звеньев, и нет никаких данных о том, что таковые вообще были. Геофизика допускает вероятность того, что Земля значительно, на несколько порядков моложе, чем это принято было считать. Нейрофизиологи уверены в существовании у человека души, поскольку в ходе многолетних исследований установлено, что никакая область мозга не может быть отождествлена как ответственная за «самость» (« Self») человека. Уподобление теории Большого Взрыва процессу появления Вселенной из ничего (то есть материи из нематериального) давно стало общим местом. Эти и подобные примеры полного соответствия современной науки и еврейской религиозной традиции, опрокидывающие стереотипное атеистическое противопоставление науки и религии, насколько можно было судить, убедили практически всю аудиторию. Было действительно трудно не поддаться обаянию и логике профессора Брановера.

Конечно, наука, в отличие от веры, не претендует на универсальность и бесспорность своего знания. Вере же глупо искать подтверждения в науке - данные последней всегда относительны, могут подвергаться сомнению и пересмотру и не претендуют на статус Истины. Нельзя строить здание Торы на таком зыбком фундаменте, как наука. Идея лекции заключалась в другом. Наука более не может быть оправданием для евреев, не желающих следовать Традиции. А это крайне важно ! Отход евреев диаспоры от веры своих предков означает ассимиляцию в границах нескольких поколений. Атеизм и эмансипация уменьшили еврейский народ в большей степени, нежели Холокост. И то, что отныне евреи, отказывающиеся от своей веры, не смогут выдвигать аргументы типа «космонавты в космос летали, а Бога не видели» - это очень важно и для сохранения евреев как нации.

Аудитория долго не отпускала уважаемого лектора, интересуясь не только темой лекции, но и спрашивая мнение профессора о сложившейся в Израиле ситуации, о выборах, о возможном развитии событий. Ведь слово и авторитет Германа Брановера имеют солидный вес, и не только в диаспоре, но и в Израиле. Обсуждение волнующих проблем закончилось только поздно вечером, но профессор, к ужасу шофера и администратора, любезно согласился задержаться и ответить на наши вопросы. Разговор получился несколько сумбурный - хотелось спросить о многом, а времени было так мало...

В первую очередь, конечно, интересовало, как молодой ученый, атеист пережил личное «возвращение» к своему народу, к религии и в конечном счете совершил алию в Эрец Исраэль. «Мое возвращение к корням началось в далеком сейчас сорок восьмом году. Тогда Сталин объявил войну «безродным космополитам». Было много антисемитизма на улице, я испытывал его на личном опыте. Помню, меня как-то из трамвая выкинули на ходу с криками: «Жидовская морда!», побили... И я стал задумываться: неужели быть евреем - это только терпеть издевательства, или есть в еврействе что-то положительное. Мой поиск занял лет пятнадцать. Я изучал философов, историю, совершенно отчаянно искал старые еврейские книги. Люди боялись мне их дать, это было чрезвычайно опасно... Прочитанное пробуждало национальную гордость, я узнал, что у евреев были сильные руководители, строители Храма царь Давид, царь Соломон, Израильско-Иудейское царство... Но я чувствовал: что-то еще есть, но, конечно, саму Тору не читал. Потом достал молитвенник с переводом на русский язык, но перевод был не очень адекватный, а еврейского языка я не знал».

Герман Брановер, который к тому времени уже защитил диссертацию и работал в Академии наук, начал ходит в синагогу, в хасидский зал в подвале - так было больше шансов остаться незамеченным. Там он попал под влияние хасидов хабад-любавичского направления. «Я учил Тору, - вспоминает профессор, - мне казалось, что это великолепно, что это превосходит всю философию, которую я изучал, что еврейская традиция неизмеримо выше всего, что было мне знакомо».

Постепенно молодой физик втянулся в религиозную жизнь, стал соблюдать заповеди. Обучение происходило в условиях строжайшей конспирации, каждый знал только свой участок, родители, например, в Ташкенте, не знали, где дети учатся, дети не могли переписываться с родителями. Созрело желание репатриироваться. Брановера не выпускали - говорили, что сначала должны устареть его научные разработки, а это - 10-15 лет. Он лишился работы. А потом, внезапно, после благословения Любавичского Ребе, полученного по телефону, его выпустили. Эта наглядная иллюстрация силы традиции и веры подвигла его активно работать не только в израильской науке, но и в еврейском религиозном и общественном движении. И постепенно, по мере изучения новых областей знания, стало ясно:

наука не противоречит и не может противоречить вере!

Религиозная составляющая алии из Советского Союза всегда была очень заметна. Еще в сорок шестом году, буквально как в приключенческом фильме, три тысячи хабадников через Польшу убежали из СССР. При Сталине, в сорок шестом! Они были первыми эмигрантам из России в те годы. И среди отказников очень многие использовали свое вынужденное безделье, чтобы изучать Тору и соблюдать Заповеди. По мнению Брановера, несмотря на отдельные трудности, никакого реального противоречия или непонимания между религиозной эмиграцией и светским сионистским движением не было: «Секулярный сионизм, конечно, приводит к парадоксам, которые сейчас выражаются в готовности отдать злейшим врагам большую часть страны, загубить все, что тысячелетиями омыто нашими слезами. Неудивительно, что это вызывает отрицательную реакцию. Но в том-то и величие традиционного еврейства, что ненависти, вражды нет. Есть принцип: ты можешь ненавидеть его взгляды, но обязан любить его как своего собрата. В среднем, в массе, этот принцип, провозглашенный Любавичским Ребе, действует повсеместно - ив Израиле, и в других странах. В Израиле многие ортодоксы участвуют в выборах, потому что понимают: Израиль - малюсенькая страна, где судьба всех зависит от каждого в отдельности. Нельзя себе отделить от страны, просто экзистенциально невозможно такое разделение».

Идея возвращения всех евреев в Израиль немыслима без возрождения еврейских общин в диаспоре. Герман Брановер - один из активнейших в Израиле деятелей, поддерживающих традиционное образование на территории бывшего СССР. «Конечно, лучше, чтобы все евреи собрались в Израиле, это пророческая мечта, это то, что должно произойти с приходом Машиаха. Но в последние мгновения галута, а мы надеемся, что живем именно в такое время, очень важно, чтобы общины эти оставались еврейскими. Если те, кто чувствуют себя в наибольшей степени евреями, сионистами, приверженцами государства Израиль, уедут, остальные будут брошены на произвол судьбы. Поэтому именно тот элемент, который в наибольшей степени идентифицирует себя с Израилем, как это ни парадоксально, должен оставаться и нести эту идею в широкие массы, спасать тех, кто знает или чувствует меньше».

Наша беседа закончилась традиционным вопросом: что профессор хотел бы пожелать российским евреям? Улыбнувшись безмятежой улыбкой хасидского цадика, профессор ответил: «По-моему, это само собой разумеется. Священная внутренняя обязанность каждого еврея заключается в том, чтобы хранить верность самому себе. Это сделает более счастливым и гармоничным и его самого, и его детей. Нет ничего хуже раздвоения личности. Еврей не может перестать быть евреем, а часто он пытается это сделать, убегает от самого себя, и это приводит ко всяким кризисам. Чтобы быть счастливым, надо быть самим собой. Это я знаю по собственному опыту».

Действительно, само собой разумеется...

Вячеслав ЛИХАЧЕВ
АЛЕФ



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100