-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


"ЕВРЕЙСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ" - ИНТЕРНЕТ-ЛЕКЦИИ НАТАЛИИ ГУТКИНОЙ

Лекция №5 - "Великая ошибка человечества" и миссия Авраама.

10 поколений проходит между Ноахом и Авраамом. Старинная притча объясняет: Всевышний просеивает песок, чтобы отыскать в нем жемчужину - найти среди тысяч людей Авраама - и избрать его. Когда рождается Авраам, на небе появляется необычная звезда - знак особой судьбы, символ избранничества. "И тогда сказал Всевышний: Пусть будет Авраhам - и был свет", - так описывает известный мидраш рождение человека, который должен стать отцом всех народов в духовном смысле этого слова. Наши мудрецы и древности, и современные, говорят, что Авраамом, а не Адамом сотворен мир и что "подлинная религия иудеев началась с Авраама" (Арье Барац).

Однако есть и иные мнения : "Кто такой этот таинственный Авраам? - вопрошает Лев Шестов - и что это за загадочная Книга, в которой дело Авраама не заклеймено позорным именем, которого оно заслужило, а прославлено и возвеличено, в поучение и назидание потомству?"

Чтобы понять смысл деятельности Авраама и его значение в еврейской истории, необходимо начать с того, что Авраам приходит в мир, исполненный идолопоклонства. Значит ли это, что Авраам открывает веру в единого Бога?

Адин Штейнзальц в книге "Библейские образы" обращает внимание на то, что Авраам не является первооткрывателем монотеизма и нигде в ТаНаХе не говорится, что он дал людям веру в единого Бога. Вера в единого Бога не была во времена Авраама чем-то совершенно новым. Монотеизм первичен сам по себе. Человек рождался на свет и, подобно ребенку, ощущал себя незначительным в мире, исполненном величия и тайны. Одно из доказательств, что вера в единого Бога существовала и до Авраама, замечает Адин Штейнзальц, можно увидеть в ТаНаХе в рассказе о встрече с Малхицедеком, царем Иерусалима, жрецом единого Бога.

Но простая элементарная вера вскоре расчленилась, вместо поиска путей с Высшей сущностью мира, человеку удобнее и проще было найти посредников в виде конкретно-функциональных богов. Возник политеизм. Как и почему обманулось человечество?

Нехама Лейбович в книге "Новые исследования книги Берешит в свете классических комментариев" обращается к фундаментальному труду Рамбама "Мишнэ Тора", где идет вначале речь о краткой истории человеческого сознания до рождения "праотца нашего Авраhама".

Рамбам пишет: Во времена Эноша человечество совершило великую ошибку. Мудрецы того поколения впали в заблуждение, и сам Энош был среди заблудших. Ошибка их была в том, что они сказали: "Поскольку Господь сотворил звезды и созвездия, чтобы они управляли миром, и поместил их в вышине, и воздал им честь, и они служат и прислуживают Ему, следует воздавать им восхваления и славословия - таково желание Бога, благословен Он, чтобы их почтили и возвеличили; так царь желает, чтобы почитали его вельмож, ибо в том - честь царю". Когда люди пришли к этой мысли, они стали воздвигать храмы звездам и приносить им жертвы, падать перед ними ниц, - чтобы, согласно их ложным понятиям, снискать милость Творца. Таковы были истоки и сущность идолопоклонства.

Заблуждение и безумство идолопоклонников в том, что они вообразили, будто бы Ему угоден этот вздор. С течением времени появились лжепророки и объявили, что Бог якобы повелел им: "Служите некой звезде или всем звездам, приносите им жертвы, и возливайте им вино так-то и так-то, и постройте такой-то и такой-то чертог, чтобы там поклоняться им - весь народ, мужчины, женщины и дети и простолюдины".

Так начали воздвигать истуканов в храмах, под деревьями, на горах и на вершинах холмов. И распространилось это на весь мир, и стали люди поклоняться различным изображениям, исполнять всяческие ритуалы и приносить им жертвы.

"Время шло, пишет Нехама Лейбович, и с течением времени позабылось Великое и Грозное Имя, исчезло с уст живущих и из их ума, и уже не знали Его, и стало так, что все простые люди, и женщины, и дети уже не знали ничего, кроме изображений из дерева и камня и каменных чертогов, в которых они с малолетства были приучены поклоняться идолам, служить им и клясться их именем. По таким-то путям и шел весь мир, пока не появился столп мира, праотец наш Авраhам" (Нехама Лейбович). Еще в раннем детстве, как только был отнят от груди, этот великий муж начал размышлять.

Комментарий Сончино: много красивых историй приводит мидраш о том, как Авраhам отказался подражать строителям Вавилонской башни и предпочел оставить путь идолопоклонства, которым шли его современники. В раннем детстве в одну из ночей он посмотрел на звезды и подумал: "Вот они, божества". Но, с появлением солнца, звезды растаяли на небе. "Солнце - это и есть божество, которому следует поклоняться", - подумал Авраhам. Но солнце зашло за горизонт, и Авраhаму показалось, что божеством является луна. Когда же ослабел и свет луны, он воскликнул: "И это не божество! Должен быть Тот, Кто сотворил и солнце, и луну, и звезды!"

Так Авраhам приходит к идее о Едином Боге, управляющем всем миром на основе справедливости. Обратим внимание на то что возвращение к вере предков приходит к нему в раннем возрасте. Глаза ребенка увидели то, что не способны были разглядеть взрослые, чьи взоры давно обратились к ложным ценностям. Но он не удовлетворяется тем, что теперь ему открыта истина, он пытается открыть глаза другим людям и становится проповедником истинной веры, призывая людей отказаться от идолопоклон -ства.

Итак, живя в интеллектуальном мире политеистической религии со всей ее искушенностью и испорченностью, Авраам открывает старую, но забытую истину. Может быть, лично для Авраама эта вера стала открытием чего-то нового, но объективно это было восстановлением старой, почти забытой истины. Авраам был не новатором, а ультраконсерватором (Штейнзальц).

Мидраш продолжает повествование и рассказывает о том, что в доме отца Авраhама Тераха стоял один большой идол и множество маленьких. Когда никого не было дома, Авраhам разбил маленьких идолов, а в руки большого вложил палку. Отец, увидев, какой ущерб нанесен его имуществу, спросил сына, кто это сделал. Авраhам сказал: "Идолы перессорились между собой, и самый большой из них взял палку и разбил всех остальных. Смотри, палка до сих пор у него в руках". "Но в них нет жизненной силы для того, чтобы совершать подобные действия!" - воскликнул отец Авраhама в гневе.

"Почему же ты тогда поклоняешься им? - спросил Авраhам. - Могут ли они услышать твою молитву, когда ты взываешь к ним?"

Оставшись "на хозяйстве" в лавке отца, Авраам иронизирует над теми, кто приходит покупать идолов, предлагая им "запастись" на всякий случай истуканами, которые противостоят засухе, и ветру, и саранче, и дождю, и прочим опасным природным явлениям. Очевидны доводы, которые приводит Авраам, убедительны его слова. Он говорит жителям города: "По неверному пути идете вы", разбивает статуи идолов и объясняет народу, что не следует служить никому, кроме вечного Бога, и ему подобает поклоняться. А идолов надо уничтожить и разбить, чтобы не ошибался народ из-за них, как те, кто мнит, что нет, кроме них, иного божества.

Впоследствии Авраhама привели к правителю Вавилона Нимроду, обладавшему, по преданию, чудодейственной силой охотника, он укрощал зверей благодаря одежде Адама, не по праву доставшейся ему, эта сила Нимрода заставила весь народ признать его божеством. Нимрод получил от звездочетов указание о рождении мальчика, который в будущем его победит, он распорядился, как рассказывает мидраш, уничтожить 600 000 младенцев мужского пола. Но встреча Авраама, узнавшего Создателя, и Нимрода состоялась.

Авраам превзошел всех он в доказательствах своей правоты, и Нимрод распорядился бросить противника в огненную печь (отсюда происходит название города Ур, что означает "огонь"). Однако Всевышний спас Авраhама из огня. Обгорают в огне только веревки, которыми связан непокорный бунтарь против Нимрода. В огне Ур-касдимской печи погибает брат Авраама Харон, который, видя чудесное избавление Авраама из огня, только внешне повторяет его подвиг, с "корыстной" личной целью, но Всевышний не избавляет его из огня. Сын Нахора, Лот, лишившись отца, отныне будет идти рядом с Авраамом.

Многие мидраши повествуют о противостоянии повелителя Нимрода и Авраама. Авраам не желает поклоняться Нимроду, аргументируя свой отказ служению единому Богу, а не земному реальному человеку, царю Вавилона. Нимрод настаивает на своей божественной сущности, и Авраам остроумно парирует: если завтра ты заставишь солнце взойти на западе и закатиться на востоке, я готов прислушаться к твоим словам. Авраам спасся чудесным образом и бежал в Харан. И ходил он и собирал людей - от города к городу, от царства к царству, пока не пришел в землю Ханаан и "Стал провозглашать там имя Господа, Бога вечного" (Брейшит, 21:33). Авраhам, разбивший идолов, стал праотцем того народа, который призван уничтожить идолопоклонство во всем мире, народа, который должен был повернуть курс истории, введя понятие Единого и Всемогущего Бога, дающего благо. Призыв Авраhама ознаменовал начало новой эры в духовной истории человечества.

Обо всем этом Тора не рассказывает нам почти ничего. Об этих событиях мы знаем от мудрецов из агады и мидрашей, но Письменная Тора об этом не говорит ни слова. В конце главы "Ноах" дается краткое изложение родословной Авраhама и имена членов его семьи, а следующая глава начинается сразу с избрания Авраhама:

12:1 И СКАЗАЛ БОГ АВРАМУ: УХОДИ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ, И С РОДИНЫ ТВОЕЙ, И ИЗ ДОМА ОТЦА ТВОЕГО В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я УКАЖУ ТЕБЕ. : 12:2И Я СДЕЛАЮ ТЕБЯ ВЕЛИКИМ НАРОДОМ, И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ, И ВОЗВЕЛИЧУ ИМЯ ТВОЕ, И БЫТЬ ТЕБЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ: 12:3 И БЛАГОСЛОВЛЮ Я БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИХ ТЕБЯ, А ЗЛОСЛОВЯЩИХ ТЕБЯ ПРОКЛЯНУ. И БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ БУДУТ ТОБОЮ ВСЕ СЕМЕЙСТВА ЗЕМЛИ...

Эти три стиха - первое откровение Всевышнего праотцу нашего народа - начинаются с проведения границы между Авраhамом и всем остальным миром: Авраhам должен оторваться от своего мира, от своей родины, от отцовского дома. А заканчивается откровение вселенским универсализмом:

"И благословляться будут тобою все семейства земли". Словно единственная точка света, мерцающая во мраке и тумане мира - Авраhам, уходящий из Ура Касдимского "на землю, которую я укажу тебе", - расширяется и распространяет свое сияние по всему миру, во все его пределы, "с восхода солнца до заката его" (Малахи, 1:11) - "И благословляться будут тобою все семейства земли".

Уxод Авраама, как замечает Пинхас Полонский, не был просто личным действием частного человека. Мидраш сообщает нам, что на своей родине Авраам был весьма состоятелен и пользовался большим влиянием В переломный момент жизни Авраама Бог приказывает емy оставить нееврейские проблемы и заняться делом построения еврейского народа. Бог обращается с этим к Авраамy не потомy, что Его не заботят общечеловеческие проблемы - напротив, Тора yтверждает, что помочь мирy исправиться евреи могyт только на примере собственного исправления и продвижения. В этом заключен сyщественный парадокс.

Библия, которая повествyет, казалось бы, о еврейскиx внyтрисемейныx делаx, о "местныx" трyдностяx и проблемаx, была принята всем человечеством и оказала на мир громадное влияние.

И наоборот: попытки евреев исправить мир непосредственно вмешиваясь в нееврейские дела, как правило, приводят к катастрофе. Это особое положение нашего народа отражено в самом названии: "иври" - "еврей", означающем "перейти", "наxодиться по дрyгyю сторонy". И, как обычно в иyдаизме, кроме этнографического объяснения - "пришедший с дрyгой стороны реки (Евфрата)" или "потомок Эвера" - здесь заключено и описание сyти предмета. Комментарий поясняет: "весь мир наxодится по однy сторонy, а Авраам и еврейский народ - по дрyгyю".

Называя Авраама этим именем, Тора yказывает, что предстоящая история евреев не бyдет поxожа на историю дрyгиx народов мира; и сегодня, через 3700 лет после Авраама, мы видим, насколько это действительно реализовалось так (Пинхас Полонский).




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100