-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


ЛЕКЦИЯ №14. ЯКОВ, РАХЕЛЬ, ЛЕЯ (Бытие гл. 29:1-29)

1. Снова встреча у колодца. Яаков приходит в Харан и у ворот города видит толпу пастухов, поджидающих друг друга, чтобы отвалить огромный камень от колодца и разделить небольшое количество воды на всех. Яаков спрашивает пастухов, не знают ли они Лавана, а те не только говорят, что хорошо знакомы с ним, но и указывают на девушку, идущую к колодцу поить своих овец. Это Рахель торопится к колодцу, будто предчувствуя огромное значение будущей встречи с Яаковом в ее жизни.

Сын Ицхака один отваливает вамень, и на глазах пастухов вода в колодце начинает прибывать, да так, что заливает всю округу. В этом событи мудрецы видят иносказание: Яаков так полон Божественной любви, что отваливает огромный камень, лежащий над устьем колодца, - камень, который под силу сдвинуть только многим людям сообща. Яаков может не только сам напиться из этого таинственного источника, но и напоить других.

Встреча Яакова с Рахелью у колодца напоминает встречу Элиэзера и Ривки. Так же поднимается вода в колодце, так же, как в первую встречу, происходит полное узнавание незнакомого прежде человека, рождается взаимопонимание. Но тогда раб Авраама увидел Ривку, а здесь внук Авраама Яаков лицом к лицу, без всяких посредников, встречает Рахель. Он полюбил ее с первого взгляда и в эту же минуту почувствовал себя самым несчастным: кто же выдаст свою дочь замуж за нищего. А Рахель вернулась домой и рассказала Лавану о встрече с Яаковом у колодца.

29:13 И БЫЛО: КОГДА ЛАВАН УСЛЫШАЛ ВЕСТЬ О ЯАКОВЕ, СЫНЕ СЕСТРЫ СВОЕЙ, ОН ПОБЕЖАЛ ЕМУ НАВСТРЕЧУ, И ОБНЯЛ ЕГО, И ПОЦЕЛОВАЛ ЕГО, И ПРИВЕЛ ЕГО В ДОМ СВОЙ; И РАССКАЗАЛ ЛАВАНУ ОБО ВСЕМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С НИМ.

2. Лаван бежит навстречу гостю. Читая рассказ о приходе раба Авраhама в дом Бетуэля (Брейшит 24:2831), мы словно видим, пишет Нехама Лейбович, как весть о госте, стоящем около верблюдов - "верблюдов его господина", груженных "всевозможным добром его господина", - пробуждает в доме радостную суматоху, как Лаван, брат Ривки, бежит навстречу пришельцу и называет его: "благословенный Господом". И на этот раз Лаван бежит навстречу гостю и выказывает ему свою крайнюю радость. Однако все это радушие - чисто напускное, скрывающее под собой совершенно иные намерения.

Раши: "Побежал ему навстречу" - думая, что тот привез с собой много денег: ведь даже раб из того дома привел с собой десять тяжело нагруженных верблюдов. И обнял его" - когда не увидел с ним ничего, подумал, может быть, у него за пазухой спрятаны золотые монеты. "И поцеловал его" - думая: может быть, он принес жемчужины и держит их во рту.

А когда увидел, что его родич - бедняк и стоит перед ним с пустыми руками, он вводит его в свой дом, разочарованный. И с тех пор до сегодняшнего дня, продолжает Н. Лейбович, звучит этот тяжелый вздох человека, рассчитывавшего хорошо поживиться и обнаружившего, что получил лишь заслугу исполнения заповеди о гостеприимстве, - тот вздох, который слышится в первых словах Лавана, обращенных к Яакову:

29:14 И СКАЗАЛ ЕМУ ЛАВАН: "ТАК ТЫ ВСЕГО ЛИШЬ КОСТЬ МОЯ И ПЛОТЬ МОЯ!" А поскольку на иврите ['ах'] в начале предложения всегда означает противопоставление - здесь же ему ничто не предшествует, - как объясняет нам Раши, Лаван вслух отвечает на свои мысли: "Так ты всего лишь кость моя и плоть моя" - "стало быть, мне незачем брать тебя в мой дом, поскольку у тебя ничего нет. Но только из-за того, что ты мой родственник, я позабочусь о тебе один месяц". И Лаван так сделал - однако не даром: Яаков пас его скот.]

Ответ на вопрос, откуда Раши знает, что этот месяц Яаков не находился в доме Лавана на положении гостя - Н. Лейбович находит в следующей затем фразе:

29:15 И СКАЗАЛ ЛАВАН ЯАКОВУ: "ПОТОМУ, ЧТО ТЫ - МОЙ РОДСТВЕННИК, ТЫ БУДЕШЬ СЛУЖИТЬ МНЕ ДАРОМ? СКАЖИ МНЕ, КАКУЮ ПЛАТУ ТЫ ХОЧЕШЬ?"

Он спрашивает не о прошлом, а о будущем. О том, будет Яаков работать или нет, - речи нет. Словно договор уже заключен, все ясно и понятно: Яаков обязуется работать на Лавана, а тот настолько в этом заинтересован, что готов ему платить за работу. И остается обговорить лишь размер заработной платы.
На этом изложение беседы Лавана с Яаковом прерывается.

Между последним вопросом Лавана и ответом на него Яакова в Торе два с половиной стиха повествования о дочерях Лавана (а мидраш в связи с этими стихами замечает, что давно, по слухам, велась речь о знакомстве дочерей Лавана и сыновей Ривки и что Лее, очевидно, предназначался Эйсав, как старшей, а Яакову - Рахель и что Лея, зная о злобной и коварной душе Эйсава, выплакала свои глаза, не желая этого брака) :

3. Две дочери Лавана. 29:16 А У ЛАВАНА ДВЕ ДОЧЕРИ: ИМЯ СТАРШЕЙ - ЛЕЯ, ИМЯ МЕНЬШЕЙ - РАХЕЛЬ, 29:17И У ЛЕИ - ГЛАЗА НЕЖНЫЕ, РАХЕЛЬ ЖЕ БЫЛА СТАТНАЯ И КРАСИВАЯ. : 29:18 И ПОЛЮБИЛ ЯАКОВ РАХЕЛЬ... ....

Только после этого отступления, замечает Н.Лейбович, (безусловно, значительно усиливающего ожидание ответа Яакова о плате, которую желает получить за свою работу пастух - третий праотец народа) следует продолжение:

29:18 И СКАЗАЛ ОН: "БУДУ РАБОТАТЬ НА ТЕБЯ СЕМЬ ЛЕТ ЗА РАХЕЛЬ, ДОЧЬ ТВОЮ МЕНЬШУЮ."
Обратим внимание на ясное, недвусмысленное предложение Яакова: я обязываюсь дать тебе то-то и то-то, а получить за это хочу Рахель, дочь твою меньшую. Полное определение: имя, родственное отношение, возраст.
Раши спрашивает: для чего все эти приметы? Зная, какой обманщик Лаван, Яаков сказал: "Буду работать на тебя за Рахель", а чтобы Лаван не решил привести другую Рахель с улицы, добавил: "дочь твою", но чтобы Лаван не вздумал поменять имена своих дочерей и назвать Лею Рахелью, Яаков уточнил: "меньшую". И все-таки это не помогло: Лаван обманул его.

Ответ Лавана уклончив 29:19 "ЛУЧШЕ ОТДАТЬ МНЕ ЕЕ ТЕБЕ, ЧЕМ ОТДАТЬ ЧЕЛОВЕКУ ДРУГОМУ; ЖИВИ СО МНОЙ!" Что это - обещание? Обязательство? Трудно ответить на этот вопрос положительно. Что последовало за тем - хорошо известно. 29:25 И БЫЛО УТРОМ: (ПОСМОТРЕЛ ЯАКОВ) - И ВОТ: ЭТО ЛЕЯ.

Всю муку того, кто работал семь лет, все негодование этим унизительным оскорблением, всю боль за то, что уже невозможно исправить, изливает Яаков всего в нескольких словах: 29:25 "ЧТО ЭТО ТЫ МНЕ СДЕЛАЛ? ВЕДЬ ЗА РАХЕЛЬ Я РАБОТАЛ У ТЕБЯ! ЗАЧЕМ ЖЕ ТЫ ОБМАНУЛ МЕНЯ?"

Голос беспристрастного Судьи, воздающего по заслугам каждому человеку без исключения мы слышим в Старом мидраше раби Танхума, Ваецэ 11:

“Всю ночь Лея вела себя, словно была Рахелью, настало утро - "и вот: это Лея" (29:25). Сказал он ей: "Дочь обманщика! Зачем ты обманула меня?!" А она ответила: "А ты - зачем обманул отца своего? Когда он спросил тебя: "Ты ли сын мой Эйсав?", ты сказал ему: "Я, Эйсав, первенец твой", а теперь ты спрашиваешь меня, зачем я тебя обманула? Да ведь твой отец сам сказал про тебя: "Пришел твой брат и хитростью взял благословение твое"!

В словах "зачем ты меня обманула" мудрецы слышат эхо слов "И хитростью взял благословение твое", а Яаков - эхо "оглушительного вопля, горестного несказанно", которым разразился Эйсав (27:34). И еще видят мудрецы в дальнейших словах Лавана: 29:26 "ТАК НЕ ДЕЛАЕТСЯ В НАШИХ МЕСТАХ - ВЫДАВАТЬ ЗАМУЖ МЛАДШУЮ ПРЕЖДЕ СТАРШЕЙ"- наказание Яакову за совершенный им грех.

Лаван, безусловно, не знал всего, что произошло в доме Ицхака, и, в частности, что сказал Ицхак про поступок своего сына, однако Всевышний вложил в уста Лавана именно эти слова, а не другие. И Яаков услышал в них - а вслед за ним и мы - нравственный урок колоссального значения: за любой совершенный грех неизбежно приходит наказание. Даже за такой грех, благодаря которому была предотвращена страшная ошибка, даже за такой грех, единственной целью которого было исправление несправедливости, даже тогда, когда обманутый признал правоту обманувшего и сказал: "Пусть же также благословенным он будет!" (27:33). И вот Яаков в свою очередь обманут, и вынужден взять в жены двух женщин, любя только одну из них, и в доме его нет мира - ни между его женами, ни между их детьми, - и на многие дни образуется трещина между сыновьями Леи и сыном Рахели.

4. Рахель - символ безутешной матери. В книге Берешит Рахель предстает как одна из праматерей еврейского народа. Но в еврейской традиции именно она стала символом безутешной матери, стенающей о судьбе своих детей (Ирмеяу 31:15) - Рахель плачет о детях своих и не может утешиться”. Могила Рахели в бейт-Лехеме - место паломничества всех, кого постигло горе, особенно для женщин.

Почему? Может быть, потому что она сама познала тоску неосуществленной женской мечты и умерла в муках?

История любви Яакова и Рахели полна надежд, которым не дано было осуществиться полностью. Она была первой любовью Яакова, но не стала женой его юности. Первая связь мужчины и женщины соединила Яакова с Леей.

Женщина реализует свою любовь в материнстве - Рахель долго оставалась бездетной, тогда как ее сестра Лея рожала одного сына за другим. И только тогда когда семье Яакова удается освободиться из цепцих рук Лавана, уже в Стране Израиля, Рахель улыбнулось ссчастье - она родила первенца Йосефа и мечтала о втором сыне. Рождение Биньямина привело к смерти несчастной женщины.

Трагедия Рахели ассоциирируется с трагедией еврейского народа, переживщего изгнание, тяжелые страдания. С тоской по родине, обретенной, а затем утраченной. Рахель - символ Шехины (Б-жественного Духа) в изгнании. С другой стороны, Рахель знала, что ОНА любима, что она обладает особыми правами на любовь мужа. Это олицетворение другой черты еврейского народа - его абсолютной уверенности в том, что она избран Всевышним для собой миссии в этом мире.

Пытаясь воспользоваться привилегированным положением любимой жены, Рахель идет на поступки, которые другой не сошли бы безнаказанно. Такова история с “обменом” Яакова на мандрагоры или с похищением идолов (терафим) из дома отца, Лавана. Своенравная и капризная, и в этом она дочь Сиона. Однако любовь при всей ее экзальтации и силе не беспредельна. Невольно вырвавшееся из уст Яакова проклятие: тот, кто похитил идолов, умрет, - исполнилось. Рахель умерла раньше срока. Даже большая любовь, которая знает только свои права, по словам А. Штейнзальца, терпит крах. Однако трагедия Рахели возвышает ее образ, стирает из памяти людей недостатки и просчеты - Рахель плачет о детях своих и не может утешиться.

В Книге Бытие (гл. 30:1-2) Рахель, так долго не имевшая детей, обращается с упреком к мужу ("Вайеце" - "И вышел") с трогательной просьбой:

30:1 И ВИДЕЛА РАХЕЛЬ, ЧТО НЕ РОДИЛА ЯАКОВУ, И ПОЗАВИДОВАЛА РАХЕЛЬ СЕСТРЕ СВОЕЙ. И СКАЗАЛА :ОНА ЯАКОВУ: "ДАЙ МНЕ ДЕТЕЙ! А ЕСЛИ НЕТ - МЕРТВА Я!" И Яаков отвечает на это со странной жестокостью: 30:2 И ВОСПЫЛАЛ ГНЕВ ЯАКОВА НА РАХЕЛЬ, И СКАЗАЛ ОН: РАЗВЕ Я ВМЕСТО БОГА, КОТОРЫЙ ЛИШИЛ ТЕБЯ ПЛОДА ЧРЕВА?

Почему женщина, говорящая о своей боли, о своем несчастье, заслужила такую гневную отповедь? Гнев Яакова воспылал не из-за самой жалобы Рахели, и даже не из-за того, что она говорила с ним тоном избалованного ребенка, как это бывает с любимыми женами, но потому, что он увидел в ее словах извращенное понимание самой сущности молитвы и более того, извращенное понимание отношений между человеком и Всевышним. Ведь тут заключена вся разница между ворожбой, колдовством и всяческими магическими ухищрениями язычников и чистой молитвой, которую обращает человек к своему Создателю.

Человек, который обращается к магии, думает, что может подчинить волю Всевышнего своей воле любыми средствами. Но тот, кто обращается к Всевышнему с подлинной молитвой, знает, что не в его силах принудить Творца, что Всевышний "совершит то, что угодно ему" (Шмуэль 1, 3:18) и что надо благословлять Его за все - как за добро, так и за зло.
Другое объяснение гневу Яакова находит автор комментария Акедат Ицхак там, где он говорит сотворении первой женщины и о двух именах, которые она получила. В двух именах: ['иша'] и ['хава'] выражено то, что у женщины двойное назначение. На первое намекает имя ['иша']: 2:23 ЭТА НАЗВАНА БУДЕТ ЖЕНОЮ, ИБО ОТ МУЖА ВЗЯТА ОНА: А второе назначение женщины - рождение детей, для чего она является орудием, и возложено на нее рожать и растить детей, и на это указывает ее второе имя - Хава:

3:20 И НАРЕК ЧЕЛОВЕК ИМЯ ЖЕНЕ СВОЕЙ ХАВА, ИБО ОНА БЫЛА МАТЕРЬЮ ВСЕГО ЖИВУЩЕГО. И вот, когда женщина не рожает, она не исполняет малое [второе] свое предназначение, но может еще выбирать между добром и злом, ибо несомненно, что самое главное, что порождает в своей жизни праведник - это добрые дела. Вот почему воспылал гнев Яакова на Рахель, когда она сказала: "Дай мне детей! А если нет - мертва я!" - чтобы побранить ее и научить, что не умрет она от того, что не исполняет своего второстепенного назначения и лишена плода чрева - ведь и он [Яаков] нужен, если даже не породит детей.

Комментатор считает, что Яаков гневается на Рахель за то, что она забыла свое истинное назначение в мире, которое не отличается от назначения мужчины. Рахель, в своей тоске по ребенку, видит в своем существовании только одну цель - - стать матерью, а без этого ее жизнь - не жизнь: "А если нет - мертва я!" Это предательство по отношению к истинному назначению человека: "А если нет - мертва я!" Рахель ставит всю свою жизнь, все ее содержание и назначение в зависимость от одного - того самого, что ей не дается. Вот отчего воспылал гнев Яакова и вот почему он так строго выговаривает Рахель. Однако другие комментаторы сурово судят Яакова: "И воспылал гнев Яакова". Сказал ему Святой, благословен Он: "Разве так говорят со страдающими? Жизнью твоей клянусь, что твои сыновья будут вставать перед ее сыном [Йосефом]!".

Мудрецы обвиняют Яакова в том, что он не смог достойно держать себя с человеком, обратившимся к нему в тяжелую минуту.

Мудрецы, на это обращает внимание Н.Лейбович, применяли особый толковательный прием, видя внутреннюю связь между одинаковыми выражениями, употребленными в разных местах текста и удаленными друг от друга. Так и в этом случае они находят связь между словами Яакова 30:2 РАЗВЕ Я ВМЕСТО БОГА? и словами Йосефа, обращенными к его братьям: РАЗВЕ Я ВМЕСТО БОГА?

Сходство этих реплик с точки зрения мидраша указывает на связь по контрасту: оскорбление и издевка против ободрения и утешения. Яаков говорит: "Разве я вместо Бога?" женщине, которая обращается к нему в момент кризиса, надеясь на его помощь; Яаков отвергает ее просьбу, заявляя, что его возможности ограничены и что он снимает с себя всякую ответственность.

Йосеф произносит те же самые слова, когда после смерти Яакова, их отца, его братья приходят к нему, обеспокоенные и испуганные, с просьбой простить их за все, что они ему сделали. И вот тогда он отвечает: "Не бойтесь, ибо разве я вместо Бога?" Йосеф тоже признает ограниченность своих возможностей, но это самоуничижение совсем иной природы, нежели у Яакова: Йосеф заявляет, что не будет судить своих братьев - ибо суд принадлежит Всевышнему.

5. Лея - воплощение земной любви. Дом Израиля. Если Рахель окружает ореол очарования и романтической любви, то удел Леи - быть и оставаться непрошеной любовью. Однако комментаторы считают, что отношения Яакова и Леи не были враждебными или даже пренебрежительными, хотя долгое время он видел в ней причину того, что оказался предметом обмана и мошенничества. Хотя Яаков “полюбил Рахель больше, чем Лею”, он не был равнодушен к старшей сестре. Нетрудно представить себе, как отнеслась Рахель к тому, что Лея стала женой Яакова. Однако, как рассказывает мидраш, Яаков и Рахель знали о коварстве Лавана и заранее условились о знаках, которые они станут подавать друг другу, чтобы исключить обман. Почему же все-таки они не воспользовались предусмотрительно продуманными знаками?

Очевидно, Рахель была хорошей сестрой, она жалела Лею, не хотела ее позора в день свадьбы, когда, как повествует мидраш, весь город пришел к свадебному столу. Она помогла Лее выдать себя за Рахель, подсказав ей, как и что нужно отвечать на вопрос Яакова.

Однако отношения между сестрами по-настоящему могли осложниться, когда Лея стала одного за другим рожать Яакову сыновей. Сначала у Леи родились четыре сына: Реувен, Шимон, Леви и Иеhуда. У Рахели детей не было, и она дала в наложницы Яакову свою служанку Билhу. Билhа родила Яакову двух сыновей Дана и Нафтали.. У Рахели по-прежнему не было детей, а служанка Леи Зилпа, которую Лея дала мужу в наложницы, прекратив на какое-то время рожать, родила Яакову еще двух сыновей: Гада и Ашера. Пятого сына и шестого - Иссахара и Звулуна - родила Лея, которой Всевышний в награду за то, что она дала свою рабыню мужу, как сказала Лея, возвратил способность быть продолжательницей рода. Когда Рахель после многолетних молитв родила своему мужу сына Йосефа, у Леи появилась дочь Дина. К этому времени закончились вторые 7 лет, которые отрабатывал Яаков в доме Лавана.

Напряжение и ревность в определенной степени передаются дальнейшему противостоянию сыновей Леи и Йосефа, сына Рахели, в соперничестве потомков Леи, ведомых Иегудой и потомков Рахели во главе с сыном Йосефа Эфраимом, в конфликтах Иудейского и Израильского царства.

В определенном смысле это соперничество должно еще проявиться, пишет А. Штейнзальц, когда придут, как сказано Два Машиаха - Машиах из дома Давида и Машиах из Дома Йосефа.

Со временем оказалось, что Дом Израиля происходит в основном от сыновей Леи, тогда как линия Рахели стала менее значительной и по существу и функционально. Царь Давид из колена Иуhуды, духовная преемственность - священнослужители - из колена Леви, тоже одного из сыновей Леи. В исторической перспективе именно Лея, пишет А. Штейнзальц, оказалась праматерью еврейского народа. Из четырех жен и наложниц Яакова (Лея, Рахель, Зильпа и Билhа) именно Лея похоронена рядом с ним в семейной гробнице Махпела в Хевроне.

Рахель и Лея в Каббале символизируют (соответственно) Шехину в изгнании и Шехину, вернувшуюся в Сион. С этой точки зрения Лея занимает более высокое положение. Рахель - мать скорбящая, Лея - мать счастливая. Это обусловлено тем, что отношения между Яаковом и Леей оказались не только более прочными, но и более совершенными. Это тот случай, когда действие, совершенное по ошибке, оказывается верным, а мечта остается только мечтой. Большая любовь со всей ее страстью и романтикой оказалась “неправильной” любовью, а приземленная, обыденная связь между Леей и Яаковом стала долговременной и значимой.

Здесь можно разглядеть два рода любви во всей их сложности. Романтическая любовь, полная ожиданий и несбывшихся надежд и заканчивающаяся безвременной смертью, и любовь реальная, любовь преданной женщины, которая делит с мужем все тяготы повседневной жизни, рожает ему детей, любовь постоянная. Рахель - воплощение юношеской романтики, Лея - зрелой и верной супружеской любви. Это различие проявляется в эпизоде с мандрагорами (Берешит 30:14-16), которые нашел в поле сын Леи Реувен. Лея горько упрекает Рахель за этот каприз: ”Мало тебе отнять (у меня) мужа моего, еще (хочешь) забрать мандрагоры сына моего?” Она согласна быть с любимым мужчиной даже ценой унижения. “Наняла я тебя за мандрагоры сына моего”, - сказала она Яакову. Это было глубокое чувство, и сыновьям Лея давала имена, которые выражали мольбу о любви Яакова.

6. Побег из дома Лавана. Яаков после рождения Йосефа стремится уйти из дома Лавана, чтобы строить свой собственный дом, но каждый раз Лаван меняет условия договора, размеры, расположения пятен и полосок на шкуре причитающихся Яакову животных. Так продолжается еще 6 лет. “Вот, двадцать лет я у тебя" (Бытие гл. 31:22-54) - говорит Яаков Лавану, чувствуя невозможность уйти подобру-поздорову. Он собирает своих жен, детей, принадлежащее ему стадо и тайком отправляется из Харана в ту страну, которую Всевышний указал его деду. Лаван и его со-товарищи настигают семью Яакова. Лаван обрушивает на него потоки лжи и лицемерия. Он готов применить силу, но Бог “отца Яакова”, как говорит Лаван, велел ему не делать Яакову ни худого, ни доброго. И только украденные идолы заставляют Лавану кипеть справедливым гневом. Яаков, уверенный в невозможности кражи, заявляет Лавану: “У кого ты найдешь своих божков, тому не жить”.

Все вещи Яакова перетряхнул Лаван - и не нашел того, что искал. И тогда, наконец, Яаков взорвался:

31:36 В ЧЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЕ МОЕ И В ЧЕМ ВИНА МОЯ,ЧТО ТЫ ПОГНАЛСЯ ЗА МНОЮ?

31:37 ВОТ ТЫ ОЩУПАЛ ВСЕ ВЕЩИ МОИ - ЧТО НАШЕЛ ТЫ ИЗ ВСЕХ ВЕЩЕЙ ТВОЕГО ДОМА? ПОЛОЖИ ЗДЕСЬ ПЕРЕД БРАТЬЯМИ МОИМИ И ПЕРЕД БРАТЬЯМИ ТВОИМИ, ПУСТЬ РАССУДЯТ ОНИ МЕЖДУ НАМИ ОБОИМИ!:

31:38 ВОТ, ДВАДЦАТЬ ЛЕТ Я У ТЕБЯ. ОВЦЫ ТВОИ И КОЗЫ ТВОИ НЕ ВЫКИДЫВАЛИ, ОВНОВ СТАДА ТВОЕГО Я НЕ ЕЛ. 31:39 РАСТЕРЗАННОЕ НЕ ПРИНОСИЛ Я ТЕБЕ, Я САМ ВОЗМЕЩАЛ УБЫТОК, ТЫ ЖЕ ВЗЫСКИВАЛ С МЕНЯ ПОХИЩЕННОЕ ДНЕМ И ПОХИЩЕННОЕ НОЧЬЮ : 31:40 БЫВАЛО, ДНЕМ ИЗНУРЯЛ МЕНЯ ЗНОЙ, А ХОЛОД НОЧЬЮ, И БЕЖАЛ СОН МОЙ ОТ ГЛАЗ МОИХ:

31:41ВОТ, ДВАДЦАТЬ ЛЕТ Я В ДОМЕ ТВОЕМ: СЛУЖИЛ Я ТЕБЕ ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЛЕТ ЗА ДВУХ ДОЧЕРЕЙ ТВОИХ И ШЕСТЬ ЛЕТ ЗА СКОТ ТВОЙ, А ТЫ ПЕРЕМЕНЯЛ МНЕ ПЛАТУ ДЕСЯТЬ РАЗ!

31:42 ЕСЛИ БЫ БОГ ОТЦА МОЕГО, БОГ АВРАhАМА, УЖАС ИЦХАКА, НЕ БЫЛ СО МНОЮ, НЫНЕ С ПУСТЫМИ РУКАМИ ТЫ ОТОСЛАЛ БЫ МЕНЯ, НО МУКУ МОЮ, ТРУДЫ РУК МОИХ УВИДЕЛ БОГ И РАССУДИЛ ПРОШЛОЙ НОЧЬЮ!

Только здесь говорит Тора: "И вскипел Яаков". Не тогда, когда Лаван погнался за ним, не тогда, когда прозвучали клеветнические и лицемерные обвинения, воспылал он гневом - нет, только тогда, когда Лаван не нашел того, что искал, и Яакову окончательно стало ясно, что все дело в поклепе, наговоре - вот тогда он вспылил.

Тора, пишет Н. Лейбович, дает нам здесь замечательный урок осторожности и самообладания, воздержания от гнева и сердитых слов - до той поры и до того момента, когда сдерживать гнев уже нельзя.

Часть первая: ответ на инсинуации Лавана; здесь описывается положение вещей в данный момент (стихи 36-37). Часть вторая: обзор событий прошлого, положение вещей в течение двадцати лет жизни Яакова в доме Лавана (стихи 38-41).
Вторая часть, в свою очередь, делится на две части: а) что дал я тебе (стихи 38-39); б) что ты дал мне (стих 40). Часть третья: возвращение к настоящему и взгляд в будущее: что могло бы случиться, если бы не... (стих 42).

Мы видим, что Яаков исходит из ситуации сегодняшнего дня и лишь затем прорывается вся горечь и весь гнев, накопившиеся за двадцать лет страданий. "Все свое здоровье и все силы, все свое время, все дни и все ночи, - все отдал я тебе, и что заслужил в награду? Ты использовал меня, да еще и обманул вдобавок."

Из этой речи Яакова мы узнаем подробности, которых не сообщил нам повествователь прежде. В разделах 29 и 30, там, где Писание рассказывает о жизни Яакова в доме Лавана, об этом не упоминается. Ничего не сказано о том, что Яаков работал больше, чем от него требовалось, и о том, как он благородно исполнял все требования Лавана; не слышали мы и том, что Лаван менял установленную плату (кроме одного случая); только в конце двадцати лет службы Яакова мы слышим об этом, и то из уст самого Яакова, когда он говорит своим женам:

31:7 "А ОТЕЦ ВАШ ГЛУМИЛСЯ НАДО МНОЮ И ПЕРЕМЕНЯЛ МОЮ ПЛАТУ ДЕСЯТЬ РАЗ"И том же говорит Яаков в своей отповеди Лавану. Рамбан замечает по этому поводу: Это была правда, хотя Писание и не упоминает об этом с самого начала.

Пока Яаков был в доме Лавана, Тора не упоминала о его страданиях и о том, как эксплуатировал его Лаван, как молчал об этом сам Яаков. Почему он молчал и не жаловался? Намек на причину молчания Яакова, возможно, содержится в последних словах его обращения к Лавану.

Двадцать лет Яаков не пытался отстаивать свои права против несправедливости, он надеялся на Всевышнего и знал, что справедливость восторжествует, Бог Авраhама будет ему в помощь. Тот вопрос, который срывается с уст верующего в час страдания, в час победы злодеев: "За что мне все это?" "Где же справедливость Божья?" - этот больной вопрос не прозвучал из уст Яакова и не жег сердце. Он не задает этот вопрос: вот что означает молчание Яакова на протяжении двадцати лет в повествовании Торы. И только тогда, когда все кончилось, когда справедливость Всевышнего открылась ему - и открылась также Лавану ради спасения Яакова - вот теперь Яаков вспоминает прошлое: что он дал и что получил, и как Бог спас его.

Шесть первых стихов речи Яакова - это речь раба, жалующегося на своего эксплуататора и обидчика. “Сколько уже подобных речей было сказано и написано в мире - особенно в последних поколениях, когда столь часто звучали протесты против социальной несправедливости, - пишет Н. Лейбович. - Но последние слова, там, где говорится о божественном спасении от обидчика, о силе божественной десницы - это слова нашего праотца Яакова:

31:42 ЕСЛИ БЫ БОГ ОТЦА МОЕГО, БОГ АВРАhАМА, УЖАС ИЦХАКА, НЕ БЫЛ СО МНОЮ, НЫНЕ С ПУСТЫМИ РУКАМИ ТЫ ОТОСЛАЛ БЫ МЕНЯ. НО МУКУ МОЮ, ТРУДЫ РУК МОИХ УВИДЕЛ БОГ И РАССУДИЛ ПРОШЛОЙ НОЧЬЮ!:




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100