28.09.01


Александр Бовин: "Солженицын разрушает комплекс неполноценности, сидящий у русских, который и служит почвой для антисемитизма"

 
На главную




Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC

Отношение к книге А. Солженицына " Двести лет вместе"

-Б.: Я не большой поклонник Солженицына. Вышла часть первая, до 1917 г.

Я взял эту книгу с некоторым сомнением. Я не очень поддерживаю идеологию самого Солженицына.

Ну, вообщем, вы знаете, я прочитал ее с большим интересом. Мне кажется, что он сделал вообщем-то полезное дело, собрав огромный материал, представив по каждому факту высказаться различным людям, составив стереоскопичную картину каких-то событий. Причем, эти люди, как правило, те же евреи, что позволяет видеть свет и тени, что более правильно, чем это обычно видится.

Главная цель Солженицына такая: да, плохо жилось евреям в России, очень плохо, но не так плохо, как это принято изображать в значительной части еврейской литературы. Сама динамика развития еврейства в России( там цифры приводятся) говорит немножко о другом: до 1917 г. можно говорить не о преследовании евреев, а об ограничении каких-то прав и т.д. Вот такая общая его концепция. Он почти не высказывает своих собственных оценок, суждений. Он предоставляет слово разным там источникам. Мое мнение.

Я считаю, что он сделал полезное дело. Он, во-первых, обращает еще раз внимание на эту сложнейшую проблему, проблему, от которой мы иногда уходим по разным причинам. Во-первых, неделикатно говорить о евреях что-то. Но нужно говорить, нужно обсуждать эту проблему реально как она существует, поскольку 200 лет вместе, да, именно, вместе. Еще более 200 лет будем вместе. И то, что Солженицын заставляет задуматься, это полезно, особенно сейчас. В конце концов, антисемитизм-это ведь не еврейский вопрос у нас. Это русский вопрос, поскольку мы живем в России. И то, что делает Солженицын, он разрушает те комплексы, сидящие у русских, комплекс неполноценности, который в конце концов и служит почвой для антисемитизма.

Могучий Солженицын! Кто бы мог посадить за один стол главного редактора еврейской газеты и главного газеты "Завтра"? Это сделал Солженицын. Вот они сели за один стол… В "Еврейской газете" беседа Голенпольского с Бондаренко по поводу книги Солженицына. Вот, что странно для меня: я оказался на стороне Бондаренко. Я не мог допустить раньше, но это факт, потому, что то, что говорил Танкред, ну, совершенно не убедительно. Он квалифицирует книгу Солженицына как просвещенный антисемитизм. Я не могу с этим согласиться. Это не антисемитизм. Это попытка разобраться в ситуации, причем, насколько трудно это для самого Солженицына, потому, что где-то внутри он вынужден на свое горло наступать, чтобы казаться более объективным. А вторая часть книги, я думаю утвердит нас в том, что это все-таки не просвещенный антисемитизм.

Проблема антисемитизма

-Вы говорили о том, что по всему миру "разлит" так называемый антисемитский фон. Можно ли говорить о том, что в последние десятилетия его границы сузились?

-Б.: Если говорить об общей тенденции, то он постепенно будет сужаться. Ну, скажем, фундаментальный фактор: католическая церковь, Ватикан самокритично осудил свою позицию по отношению к тем вещам, которые делала католическая церковь. Православная церковь, к сожалению, отстает здесь от католической. Вообщем, я думаю, поскольку все-таки история-это прогресс в развитии демократии, образования, все это будет "размывать" потихоньку этот антисемитский фон. Но это будет очень долгий, сложный процесс. Но по-моему, он все-таки идет.

Россия -Израиль

-Как Вы оцениваете политику современной России в отношении Израиля?

-Б.: Идет эволюция от односторонней совершенно поддержки арабов к более сбалансированной политике. Но, все-таки, у нас наши люди, которые занимаются Ближнем Востоком, они, вообщем-то, принадлежат к школе арабистов. На протяжении четверти века у нас никогда не готовили специалистов по Израилю, а наоборот, Израиль у нас был другом сионизма. И вот эта традиция, она, к сожалению, остается. Очень трудно меняются в голове какие-то представления. Это может сказываться на нашей политике. Мы теперь уже, естественно, не играем односторонне. Вот сейчас мы и Израилю, и Арафату говорим: "прекратите насилие". Мы так пытаемся уравновесить нашу позицию. Но мне кажется, что этого мало, потому, что в последних событиях, все-таки, больше виноваты палестинцы. Значит мы должны немножко крен сделать в эту сторону и больше "нажать" на Арафата, а не на израильтян. У нас пока это не получается по той причине, о которой я уже говорил. Но не все сразу. Это ведь очень трудно инерцию четверть вековую преодолевать. Мы пытаемся это сделать.

-Какое решение палестино-израильского конфликта больше устроит Россию?

-Б.: Позиция России здесь совершенно проста. Она проста, как дважды два равно четыре. Россия примет любое соглашение, которое заключит Израиль с палестинцами. О чем тут договорятся арабы и евреи, в любом варианте это для нас приемлемо. Лишь бы договорились. Они, а не мы или американцы. или кто-то другой. Мы принимаем любой вариант.

В гостях у IJC был известный политический обозреватель, журналист, политолог. Ведущий программы "Разговор по существу" (ТВ-Центр). Бывший Черезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Израиле Александр Евгеньевич Бовин.

Материл подготовила Кронштейн Анна

IJC


_

_ TopList      ВВЕРХ    
_

_ Пишите нам: ijc@ijc.ru