--> |
|
Раввин НАТАН НУСБАУМ (Балтимор) Ключ к вечности еврейского народа(Правомерны ли смешанные браки - размышления раввина)
Их заблуждение не ново. В Талмуде (трактат Санхедрин стр. 82б) повествуется, что Зимри бэн-Солу, князь колена Шимона, привел к Моисею мидианитянскую царевну и цинично заявил, что жена Моисея - нееврейка, следовательно, и он, Зимри, имеет право ввести в свой шатер подобную женщину. Тора показывает нам неправоту суждений развратившегося Зимри в последовавшей за этим событием немедленной гибели князя во время прелюбодеяния с мидианитянкой. Толкуя Тору с «легкостью мыслей необыкновенной», новоявленные комментаторы всегда забывают об одной ее немаловажной строфе: «И приди к священникам Левитам, и к судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут тебе судебное решение» (Второзаконие 17:9). Тора заповедует обращаться с вопросами к мудрецам своего поколения, к истинным знатокам еврейской веры. Сегодня мы печатаем размышления о неправомерности смешанных браков для евреев, написанные специально для журнала «Спектр» раввином Натаном Нусбаумом, профессором углубленного изучения Талмуда в колледже «Нэр-Израиль» (Балтимор) и действительным членом Балтиморского Раввинского Суда. Редакция. В начальных строфах Библейской книги Исход («Шэмос»), которую в эти дни года торжественно читают в синагогах, говорится, что порабощению древних евреев в Египте предшествовала смерть сыновей Яакова - первых еврейских поселенцев в этой земле: «И умер Иосиф, и все братья его, и все то поколение» (Исход 1: 6). Однако, взглянув на последнюю строфу Бытия («Бэрэйшис», - первая и предшествующая Исходу книга Торы), мы с удивлением обнаружим, что смерть одного из сыновей Яакова - Иосифа - упоминается и там: «И умер Иосиф в возрасте ста десяти лет...» Древние мудрецы говорили, что каждое слово Торы написано с особой целью, поэтому отдельное упоминание о смерти Иосифа, вне контекста общего повествования о смерти его поколения, вызывает вопрос: что же скрыто за этим? В поисках ответа рассмотрим комментарий к Торе, написанный еще в средние века великим талмудистом и мистиком Нахманидом (1194?-1270?). Завершив толкование книги Бытия, Нахманид пишет: «Окончена первая книга Торы - Бытие. Книга о сотворении из ничего мира и всех существ. Произошедшее в ней с Праотцами еврейского народа является знамением их потомкам, ибо во всем, случившемся с Праотцами, скрыты будущие события еврейской истории. А вслед за первой, начинается новая книга Торы, основанная на уже свершившемся творении...» Тора намеренно завершает рассказ о жизни Иосифа еще в книге Бытия, чтобы тем самым показать нам, что он, как Авраам, Ицхок и Яаков, является одним из Праотцов еврейского народа: недаром, только Иосиф, наравне со своим отцом, стал Прародителем двух еврейских колен. Знаменитый мудрец прошлого, раввин Хаим Воложинер (1749-1821), комментируя слова пятой главы из «Поучений Отцов» («Десяти испытаниям был подвергнут наш Праотец Авраам, и во всех устоял он…»), отмечает, что, благодаря этим испытаниям Авраама, укоренились в еврейском народе такие качества, как самоотверженность для исполнения Б-жественной воли, любовь к еврейской земле и т.д. Ицхок, сын Авраама, особо отличался в служении Б-гу молитвами, Яаков, его внук, - в постижении Б-жественных откровений, и эти качества все они вложили в генетический код еврейского народа. Попытаемся, основываясь на фундаментальных вышеприведенных словах Нахманида, найти то особое качество, которое возникло у еврейского народа благодаря Иосифу. В Мидраше (Шир ха-Ширим Раббо 4:24), одном из комментариев к Торе, созданном еще до написания Талмуда, сказано, что евреи были освобождены Всевышним из египетского рабства за четыре заслуги: они сохранили свой еврейский язык, свои еврейские имена, они не сплетничали, и они не роднились с египетским населением. Женщины не выходили замуж за египтян, а мужчины не брали в жены египтянок. Мидрош далее сообщает, что Праматерь еврейского народа Сара и ее правнук Иосиф передали всем грядущим поколениям евреев эту способность устоять перед смешением с иноплеменниками: ведь когда-то Сара отвергла домогательства похитившего ее фараона, а Иосиф - домогательства жены своего египетского хозяина Потифара, к которому он был продан в рабство. Очевидно, за эту способность Иосифа противостоять смешению и, тем самым, сохранить евреев как народ, он был поставлен в один ряд с тремя еврейскими Праотцами - Авраамом, Ицхоком и Яаковом. Знаменательно, что евреи, вступающие в смешанные браки, по-настоящему никогда не счастливы - ведь в глубине души таких людей вечно живет это, унаследованное от Иосифа и Сары, непоколебимое неприятие смешения, и оно, даже помимо воли, вечно тревожит их. Известный американский раввин Ицхок Хутнер подчеркивал, что, начиная с Яакова, третьего в цепи Праотцов, еврей уже не может отречься от своего еврейства. Талмуд говорит: «Еврей, пусть и согрешивший, - еврей» (трактат Санхедрин стр. 44а). Можно встретить еврея-злодея, еврея-выкреста, еврея, безжалостно разрушающего свою душу и свое тело, но он все равно навсегда останется евреем. Единственный способ для еврея разорвать связь со своим народом - это взять в жены нееврейку, потому что его потомки уже не будут частью еврейского народа. Ребенок от такого брака - не еврей, он не принадлежит к святому народу Б-га (См. Шулхон-Орух (Полный Свод Законов) раввина Иосифа Каро (1488-1575), часть Эвэн ха-Эзэр, 8:5). «Спектр» Противостояние смешанным бракам было необходимо евреям, чтобы сохраниться как народ в египетском рабстве. Ведь произойди смешение с египтянами, и некого было бы выводить из Египта - святой народ Б-га просто перестал бы существовать, и слова Торы - «…взять себе народ из среды народа (египтян)…» (Второзаконие 4: 34) - более не относились бы к нему. Заглянем еще в начало второй главы Исхода, где Б-г, обращаясь к Моисею, говорит, что Он помнит свой обет Аврааму, Ицхоку и Яакову вывести евреев из Египта. Странный на первый взгляд комментарий этим словам дает известный средневековый мудрец Раши (р. Шломо Ицхоки (1140-1105)), поясняя, что речь идет о Прародителях еврейского народа. Странный? Вовсе нет! Раши дает нам понять, что смешайся евреи с египтянами - и связь поколений прервалась бы, еврейский народ перестал бы существовать, и обет Б-га с Праотцами никогда бы не материализовался. И нам надо хорошо помнить, что недопустимость смешанных браков - есть залог существования евреев как народа. Целые поколения наших предков сохранили в чистоте и святости еврейский народ. Будем же и мы их верными последователями! Амен! |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|