-->


 Отдых и дoсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти






Канун Суккот. Живописцы окунули свои кисти...

Ольга Коган


Вчера в Иерусалиме открылась трехдневная выставка "Еврейские мотивы в искусстве". Небольшой и уютный зал Иерусалимского Культурного центра вместил более сотни почитателей прекрасного. Художники любезно делились с гостями своими размышлениями.

Как отметила Директор Культурного центра Элеонора Плоткина, среди шести художников, принявших участие в выставке, были как религиозные, так и нерелигиозные люди, но все они ищут путей еврейского самовыражения. Участвовавший в организации выставки редактор "Иерусалимского журнала" Игорь Бяльский рассказал, как он работал с участниками выставки над выработкой концепции еврейского искусства.

Куратор проекта Михаил Яхилевич выступил с разъяснительной лекцией, в которой указал на традиционную еврейскую технику изображения и
заинтриговал присутствовавших вопросом о сущности еврейского искусства. Каковы его признаки? В избрании национальных и традиционных сюжетов или же во внутреннем настрое?

Если понаблюдать в сегодняшнем Израиле за современным живописным ремеслом на религиозные темы, то бросается в глаза, если так можно
выразиться, сюжетный околоиконный китч, такой, как на работах Розенштейна из Бней-Брака. В пору приоритета коммерческих акцентов о внутреннем настрое заботятся куда меньше.

Внимание всех посетителей привлекал Анатолий Баратынский своими монументальными изображениями сыновей Иакова, выполненными в технике
современной интерпретации средневековой иконописи. Ему противопоставлена беспредметность Михаила Моргенштерна, выражающего в своих картинах молитвенное покаяние и упование на избавление. Где-то посередине стоит Борис Карафелов, не избежавший влияния Шагала в изображении
человеческих фигур, но "обрамивший" их среднеазиатскими цветовыми гаммами.

Особо привлекали глаз образы Вениамина Клецеля, бывшего жителя Самары. Еврейские музыканты представлены во тьме, еле-еле раздвигаемой просветом -просветом их грустного музициирования. Тончайший образ, родственный по духу "Гамбринусу".

Сам Михаил Яхилевич представил свои старые работы, которые написал еще в Москве в восьмидесятые. Суббота в местечке. Пасторальный
среднерусский пейзаж, в котором - фигуры еврейского вида. Слаженные и упивающиеся субботой, они словно не замечают странного разлада меж собой и окружением. Особо впечатляет "Молитва". Не стоит молящийся, а идет. Он подходит к порогу, к окну. Он подходит к пределу, куда не ногами, но духом и мыслью пойдет.

Михаил Яхилевич и другие художники едва ли признаются, что приходится работать не ради искусства, а по заказу потребителя. Но даже при всей израильской вынужденности, положение в других странах еще более жесткое.

Директор Культурного центра Элеонора Плоткина видит в этом проекте особую важность: "Мы видим, как израильское общество в целом и наша община в частности все больше страдают от разобщенности. Я убеждена, что искусство, причем, именно высокое искусство, способно объединить сердца. И не просто искусство, но с яркими еврейскими мотивами". Элеонора говорит в шутку, что после третьего празднества в будущем году эта выставка превратится в необратимый обычай ("хазака").

Яаков Цабаг, начальник отдела репатриации при муниципалитете тепло отозвался о выставке: "На улице напряженно. Отовсюду тревожные новости. Но мы видим, что можно жить, когда смотрим на эти картины. Можно жить с "кайфовым" чувством…" - так и сказал.

http://www.aen.ru/ru/



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки