-->


 Отдых и дoсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти






Михаил Цетлин: "С одним я народом скорблю..."

Елена ВЕТРОВА

В Третьяковской галерее при содействии посольства Государства Израиль проходила выставка частной коллекции русских эмигрантов начала ХХ века Марии и Михаила Цетлиных. Цетлины - семья выходцев из России, живших во Франции и США, меценаты, коллекционеры, тесно связанные с
представителями русской культуры.



















Х. Вайсман. Портрет Марии Цетлиной. 1910





















Неизвестный художник. Портрет Михаила Цетлина. Конец 1900-х-нач. 1910-х гг.

В1959 году вдова Михаила Цетлина, Мария Самойловна, передала коллекцию - более 90 картин - в дар Израилю. Что побудило М.С. Цетлину подарить коллекцию молодому еврейскому государству?
На этот счет существует несколько версий. Возможно, это была предсмертная просьба ее мужа либо влияние зятя, Бориса Прегеля, известного
своими сионистскими взглядами, или память о предке М.О. Цетлина, знаменитом рабби Иехошуа. А может, ответ таится в стихотворных строках
Михаила Цетлина:
С одним я народом скорблю
(С ним связан я кровью);
Другой - безнадежно люблю
Ненужною любовью.
Коллекция, которая хранится в Рамат-Гане, состоит из живописных картин, эскизов, этюдов и миниатюр известных русских и зарубежных художников Нового времени (эпохи "модерн"). Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, Ф.А. Бруни, М.А. Волошин, Н.С. Гончарова, М.В. Добужинский, И.С. Ефимов, П.П.
Кончаловский, Ф.А. Малявин, Ж.-К.-Р. Ренефер, Д. Ривера, В.А. Серов, П. Серюзье - лишь некоторые, наиболее известные из них.




























Н.С. Гончарова. Продавщица апельсинов.
Эскиз костюма к балету "Триана". 1916
Очевидно, что основное количество представленных работ принадлежит художникам-"символистам" (большинство из них являлись членами объединения "Мир искусства") - мастерам Серебряного века и театральным художникам. Поэтому довольно значительное место отведено эскизам театральных
костюмов. Это и замерший в причудливом танце факир из оперы "Синий бог" (эскиз Л.С. Бакста); или изысканный "летящий" наряд Придворной дамы к балету "Спящая красавица" (Л.С. Бакст); или милая, "уютная" Дарья работы А.Н. Бенуа - эскиз к спектаклю "Идиот".
В 20-е годы прошлого века квартира Цетлиных в Париже была одним из наиболее известных литературных салонов русской эмиграции. Вокруг них собирались соотечественники, лишенные родной почвы и стремившиеся к духовному общению.

Н.С. Гончарова.
Эскиз костюма к балету "Свадебка".
1915-1916
Работая и живя в США, уже в 40-х годах Михаил Осипович вместе с Марком Алдановым учредил литературно-политический "Новый журнал" и был его главным редактором до конца жизни (1945). М. Цетлин содействовал публикации работ русских философов, поэтов и писателей Серебряного века и первой волны эмиграции. Он успел опубликовать новые рассказы И. Бунина, произведения Б. Зайцева, В. Набокова, воспоминания М. Чехова, М.
Добужинского, А. Гречанинова и многих других.
Цетлины дружили с современными художниками, принимали их у себя, заказывали семейные портреты, покупали их картины в мастерских и на
выставках.
Главное достояние коллекции - серия портретов членов семьи Цетлиных: супругов Марии и Михаила, маленького Валентина, брата Марии, Александры и Ангелины, дочерей Марии, Анны Цетлиной. Работы выполнены разными художниками, в разное время, на заказ и просто в подарок. Большую их часть составляют портреты хозяйки семейства - Марии Самойловны.













Л.С. Бакст. Факир.
Эскиз костюма к балету "Синий бог". 1911.














М.В. Добужинский. Портрет
А. Гречанинова. 1944
Красота и статность этой женщины привлекали многих художников: Бакста, Серова, Яковлева, Стеллецкого, Вайсмана. В коллекции имеются восемь изображений Марии Самойловны. Строгая и прекрасная молодая дама с горделивым профилем, сильным характером и жизненной волей, глубокими печальными глазами, пытливо взирающими с картины. Что-то неуловимое в глазах и во всем выражении лица, что-то беспокоящее, томящее... Михаил Осипович, отличавшийся большой скромностью и застенчивостью, явно не желал позировать художникам. Исключение составляют два его портрета семейного происхождения. Один выполнен Александрой Прегель, его падчерицей, уже в Америке. На нем он изображен
уставшим, умудренным опытом жизни седым человеком, с привычной газетой в руках.
Благодаря семье Цетлиных сохранились до наших дней произведения многих выдающихся художников 1900-1920-х годов. В то время русская художественная интеллигенция так или иначе была связана с Францией - кто годами учебы и работы, кто эмигрантской судьбой.













Д.С. Стеллецкий. Портрет Ангелины Цетлиной. 1919

http://www.alefpress.com/mag/916/13.html



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки