-->


 Отдых и дoсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти






Особенности еврейского национального искусства

Там, где эллину сияла
Красота,
Мне из чёрных дыр зияла
Срамота...
О. Мандельштам


Для меня искусство и еврейская традиция - две взаимосвязанные формы,пытающиеся осознать и отобразить смысл бытия.
Смысл забывается, когда становится недейственной система мысли, породившая его.
Традиция продолжает существовать, рискуя превратиться в неосмысленный ритуал или перейти в навязчивое состояние.

Плодотворным подходом в еврейском искусстве является двуединство смысла и образа; этики и принципов художественной организации пластического языка.

Запрет еврейского изобразительного искусства

Можно ли говорить о самом понятии - еврейское изобразительное искусство, когда существует запрет из Торы (Исход 20:3):

" Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что в небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде, ниже земли" (перевод Ф.Гурфинкель), и в связи с этим запретом не существует концепции, способной отделить искусство художников - евреев от еврейского изобразительного искусства?
Если дословно перевести эти слова, то сказано: " Не делай себе изваяния и никакой картины того, что в наднебесье и подземном царстве".
Сопоставим эту фразу с рассказом из Бытия (1:6-9):

" И сказал Бог: Да будет свод посреди вод,
и будет отделять он воды от вод!
И создал Бог свод и отделил воды, которые под сводом,
от вод, которые над сводом.
И было так. И назвал Бог свод небесами.
И был вечер и было утро: день второй.
И сказал Бог: Да стекутся воды над небесами в одно место,
и станет зримой суша!
И было так.
И назвал Бог сушу землёй,
а стечение вод назвал Он морями".

Возникает удивительная картина не запрета еврейского изобразительного искусства, а запрета изображения хаотичных миров, изобразительной эсхатологии и погружения во тьму. Гимн свету и ответственности художника.

" Земля же была - смятение и пустынность,
и тьма над пучиною,
и дуновение ("руах" - я бы сказал - "ураган")
Божье витает над водами.
И сказал Бог: Да будет свет!
И увидел Бог свет, что хорош,
И отделил Бог свет от тьмы ".

Экзистенциальный диалог и вселенское молчание

Я одинок, и жизнь моя пустынна,
И нет со мной ни ангела, ни джинна.
Абу-ль-ала-аль-Маари, перевод А.Тарковского

В основной еврейской молитве "Слушай, Израиль",
по сути своей являющейся личностно - национально - вселенской,
сказано: " Если слушая, услышите повеления Мои...".
Еврейская традиция рассматривает человеческую жизнь,
как диалог со Всевышним, попытку услышать ответ на вопрос, задаваемый себе каждым: " Где я?", а в пределе услышать вопрос к себе: " Где ты?".

Вопрос этот, чаще всего, остаётся без ответа,
по крайней мере, словесного.
Редко кому из людей удаётся услышать голос, раздающийся с небес.
И тем не менее, каждый из нас, независимо от ощущаемой
самим собой степени духовности, каждым своим действием вступает в этот диалог, взвешивая и соизмеряя свои поступки, мысли и желания с неким эталоном, существующим для нас извне или изнутри, занимаясь либо богостроительством, либо богоискательством, либо богоборчеством;
а чаще и тем, и другим, и третьим - одновременно.

Талит и тфилин

Марк Шагал.
Молящийся еврей.

Талит - белый прямоугольник, образующий пространство любой степени гибкости. Медленно, плавно и величаво заполняющий любые пустоты.

Обволакивающий, согревающий и сокрывающий, несущий и ниспадающий, плывущий и летящий; сопровождающий любого, кто пытается осознать смысл жизни или перешел в иной мир.

Небольшой кусок белой материи, рождающийся, взрослеющий и умирающий; меняя цвета от снежно-белого до кремового, желтого, почти коричневого.

Краса и гордость еврея, его общая со свитком Торы одежда.

Пелена, сокрывающая для несения особого света.

Четыре угла, привязанные к небесам кистями видения.

Голубой цвет одной из нитей, уводящий в небеса и там сливающийся с ними. Уводящий не в никуда, а осмысленно превращая "тхелет"(голубой) в "тахлит"(цель).

Нить связующая и направляющая.

Флаг ли Государства Израиль, повседневное ли облачение ортодокса, - это пространство объединяющее, сохраняющее и дающее надежду.

Тфилин - чёрный матово мерцающий куб у сердца и мозга.

Ограничивающий, отделяющий и надстоящий; содержащий четыре невидимых кусочка пергамента со словами Торы, наделяющих нас особой гордостью народа-служителя, выведенного из рабства всегда чудесным,
а поэтому не слишком глубоко осознанным способом,
требующим ежедневного напоминания о себе.

Грань, жёсткость, жестокость и невероятность
нашего существования, граница, вне которой мы растворяемся моментально.

Выделенный нырод - "ам сгула", мы как фиолетовый ("сегол") цвет радуги, предшествующий невидимому ультрафиолету, замыкаем человечески возможный полет и устремлённость в небеса, начиная его от самой красной из земель, из которой и сотворён Человек.

http://www.angelfire.com/il/ulanovsky/jart1.html



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки