На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 








"Хохлы", "пиндосы", "чухонцы" и прочие "бусурмане" в Рунете и российской прессе




Андрей Моченов, Сергей Никулин

Вместо предисловия

Интернет, в отличие от СМИ, - среда в целом гораздо менее регулируемая законодательством, внешней и внутренней цензурой и к ней мало применим такой термин, как "журналистская этика". С другой стороны, интернет - открытая среда, и здесь публикуют свои опусы и мнения не только и не столько журналисты и ньюсмейкеры, а люди совершенно разных профессий и социального статуса. С этой точки зрения исследования отсветки в Интернете тех или иных терминов и тем более адекватно отражает стереотипы, присущие различным социальным группам и обществу в целом (по крайней мере той его части, которую принято называть "интернет-коммьюнити"), чем масс-медиа.
С другой стороны, масс-медиа - они во многом эти стереотипы и навязывают, выступая таким образом в качестве инструмента пропаганды. Сравнивая отсветку различных тем в СМИ и Интернете, можно наблюдать эффект, который получил название "ножницы СМИ" - т.е. разрыве в информационных приоритетах СМИ и населения (в данном случае не всего населения, а интернет-коммьюнити).

Таблица. Индексы упоминаемости некоторых "обзывалок" - инвективных, пренебрежительных и эвфемистических обозначений национальных и расовых групп в российской прессе и Рунете.


Диаграмма 1. Соотношение индексов упоминаемости некоторых инвективных, пренебрежительных и эвфемистических обозначений национальных и расовых групп в Рунете и в прессе (первая десятка).



На диаграмме показаны отношения индексов упоминаемости термиов в Рунете и к индексам упоминаемости Российской прессе. Таким образом, диаграмма показывает, во сколько раз чаще указанные термины упоминаются в интернете, нежели чем в прессе.
Диаграмма 2. Индексы упоминаемости в российской прессе и в Рунете терминов, обозначающих проявление или отсутствие тех или иных форм ксенофобии на национальной почве.



Медиа-статистика: Группа 808. Данные для прессы получены по фондам Национальная электронной библиотеки. Данные для Рунета получены с помощью поисковой системы Яndex с использованием функций расширенного поиска и языка запросов.
Комментарий: - по сравнительному анализу представленности в информационной среде (СМИ, Интернет-Рунет) стереотипичных уничижительных названий представителей разных этнокультурных групп.
Как исследователей нас интересует прежде всего два аспекта анализа:
1) Синхронная представленность (пресс-индексы и рейтинги высказываний) этнонимов в Интернете и СМИ.
2) Расхождения представленности в Интернете и СМИ этнонимов.
Как и следовало ожидать вся группа этнонимов при ближайшем рассмотрении распадается на кластеры, в каждом из которых существует своя динамика.



Изменения в структуре выделенных этнонимов можно объяснить причинами, которые коренятся в стереотипах массового сознания, с одной стороны, и в целенаправленной (?) информационной "атаке", с другой. Что является инструментом целенаправленной атаки? - Безусловно, средства масс-медиа, у которых максимальный охват и территории, и социального состава России. Именно они проникают в каждый дом, неся в недрах своих текстов типичные представления о нас самих и тех, кто нас окружает.
Случаен ли такой "расклад" представленности разных этно-культурных групп в СМИ, или же это результат некой "скоординированной информационной политики", несущей в массы идеи социального взаимодействия и отношения с другими этносами? Мы, пока, оставим данный вопрос без ответа, т.к. данной исследование не претендует на столь глубокие интерпретации (но не сам читатель). Отметим лишь, что чаще говорят о тех, кто оказывает на нас самих сильное влияние. Пользуясь известной психологической стратегией: хочешь ослабить своего "заклятого товарища" - смейся над ним. И именно уничижительная форма такого называния представителей других народностей является специфическим низведением, осмеянием, о цели которого мы говорили чуть выше. Но это еще не все. Смеются над тем, кого на самом деле признают сильным, но не хотят признавать. То есть данное поведение есть выражение некоего "когнитивного диссонанса" (термин известного психолога Л.Фестингера), когда реальность не хочет быть принята такой, какая она есть. И это уже показательно.
Навязывание со "страниц" СМИ образа сильной российской нации реально никак не вяжется с грязью на улицах, бедностью провинций и самостийным управлением на территориях нашей большой Родины. Вот реальность - мы перестали быть сильными, теми, кем ощущали себя долгие годы после 2-ой мировой войны. Время холодной войны выработало устойчивые механизмы информационного противостояния, за которыми были реальные дела. Теперь дел не осталось, лишь имитация. И это очень обидно. Особенно с позиции тех, кто продолжает считать (на самом ли деле? притворно ли?), российский народ самым великим народом. И дело здесь не только и не столько в патриотизме; как говорил киногерой Кальтербруннер из российского киношедевра "Семнадцать мгновений весны" (вольный пересказ, но близкий к тексту): истинный патриотизм заключается не распевании гимнов, восхвалении иллюзорных национальный достоинств и мнимых побед, а объективной оценке и действиях…
Иной расклад мы видим в пространстве Рунета. Тут видны смещения и сдвиги интересующих нас "противных чужестранцев". И это понятно - сказать может каждый, у кого есть доступ в сеть и кто умеет им пользоваться. А это уже несколько иная аудитория. Она не столь сильно откликается на пропаганду и информационные "шведские столы". Более того, мы можем считать реакции информационного пространство Интернета (в лице своих пользователей, конечно) как обратную связь, как информационный отклик на информационное воздействие. Кроме этого, интернет-сообщество имеет свои каналы получения и распространения информации, и его интересуют куда более прозаические вещи, за которыми скрыты реальные потребности (ущемленные или наоборот).
Многое видно из самой таблицы и комментировать ее долго не хочется - тут каждый может найти для себя интересный материал для сравнений и собственных выводов. Именно так, а не иначе мы поможем вырасти нашему мышлению, стать ему более взрослым и адекватным реалиям сегодняшнего дня. Удачи вам, россияне…


Кандидат философских наук, сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии РАН, А.А.Вахин
СМИ.ru

http://www.smi.ru/02/06/28/548258.html







Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100