Элина Гончарская

"Оркестр израильской сцены", музыкально-театральное представление «Фантазия для обезьяны с оркестром»

Биографическая справка

Один из самых больших оригиналов нашего времени, израильский композитор и дирижер Рони Порат, - потомок Густава Малера по материнской линии, - пишет удивительную музыку. Как ему это удается, остается загадкой, ибо Рони никогда не изучал искусство композиции. По-видимому, здесь проявил себя так и не исследованный учеными до конца ген гениальности.
Очередным витком творческой эволюции Рони Пората стала "Фантазия для обезьяны с оркестром" - музыкально-театральное представление, в котором музыканты оркестра выходят из своей традиционной ямы и играют самих себя. В Израиле, да и, пожалуй, в мире подобное шоу возникло впервые.
- Я хотел раскрыть артистический потенциал музыкантов - пленников оркестровой ямы, - говорит Рони Порат. - В этой яме нет места для выражения индивидуальности, здесь ты должен быть, как все, сливаться с остальными. А ведь каждый оркестровый музыкант мечтает о сольном выходе на сцену...

РОНИ ПОРАТ

Родился в Иерусалиме. Закончил Иерусалимскую музыкальную академию им. Рубина по классу дирижирования. Женат, двое детей. Создатель и художественный руководитель камерного оркестра "Яд Хариф". В 1997 году выпустил свой диск, где выступает как композитор и дирижер. Художественный руководитель "Оркестра израильской сцены".


СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ

Музыканты, о которых говорит Рони Порат, играют в руководимом им "Оркестре израильской сцены", в прошлом именуемом камерным оркестром "Яд Хариф". Большинство музыкантов оркестра - восемнадцать из двадцати трех - репатрианты из бывшего СССР. А режиссером необычного спектакля стал известный актер Иегуда Альмагор, рискнувший на сей раз примерить на себя образы из произведений Франца Кафки. Сюжет "Фантазии" повествует об обезьяне, пойманной в дебрях Африки, которую привезли на Запад. Обезьяна понимает, что если она хочет выжить, то должна превратиться в человека. Лучше всего в актера. И она начинает выступать в кабаре. Трагизм ее положения в том, что она уже не может вернуться к своей природе, но в то же время не способна окончательно почувствовать себя человеком.

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ

 
...Публика входит в зал и надеется занять место в партере или на галерке. Но внезапно обнаруживает себя на сцене, точнее за кулисами: в грим-уборных ее ждут раскрытые футляры скрипок и виолончелей с приклеенными на мягкий войлок семейными фотографиями, старые афиши. Музыканты настраивают инструменты, и оказывается, что концерт уже начался. Вдруг музыка умолкает, и дирижер просит инспектора оркестра, Аркадия Аптекаря, объявить перерыв на десять минут. Музыканты бурно обсуждают свои проблемы, едят бананы, смеются. Публика недоумевает: куда она попала - на концерт, на репетицию? И тогда из какофонии звуков "настраиваемых" инструментов рождается новая музыка.

Дирижером и композитором Рони Порат стал неожиданно: в детстве он не играл ни на одном инструменте, и только в 21 год стал изучать ноты. Поступил в Иерусалимскую музыкальную академию имени Рубина на дирижерский факультет. А композицию, по его собственному выражению, постигал "через руки" - в процессе дирижирования.
В годы учебы в академии Рони Порат проводил летние каникулы в Европе, выступая на улицах как актер, фокусник и жонглер.
В 1997 году вышел в свет диск Пората с записями трех его опусов: "Серенада для струнного оркестра", "Фантазия для струнного оркестра" и "Размышления обезьяны".
Названия однозначно свидетельствуют о том, что нынешнее шоу возникло не на пустом месте, а прослушивание сочинений Рони наводит на мысль не только о достойном восхищения композиторском мастерстве, но и о зримости, театральности его музыки, которая буквально просится на сцену.
- Я предлагаю синтез музыки и театра, который интересен не только публике, но и самим музыкантам. Оркестровый музыкант замкнут в определенные рамки - он читает ноты и слепо выполняет указания дирижера. Он лишен возможности самовыражения. В нашем же спектакле мы предоставляем такую возможность каждому. Наши музыканты становятся актерами, выражающими самих себя, попадающими в другое измерение искусства.
...Хорошенькая скрипачка становится танцовщицей фламенко, скрипач превращается в детектива, меняя смычок на револьвер, а виолончелист - в барабанщика духового оркестра. Иегуда Альмагор великолепно изображает обезьяну и все, что с ней приключилось.
А из импровизированного "кабинета" в бутафорском футляре пристально наблюдает за происходящим кукла-марионетка - Франц Кафка...

Ни экономические трудности, ни бурные политические события не повлияли на пристрастие израильтян к театру. В 1999 году спектакли 16 театров страны собрали около трех миллионов зрителей. Отчет, представленный министерству культуры, свидетельствует также о том, что израильтяне отдают предпочтение оригинальным, написанным на иврите пьесам. 16 крупнейших театров Израиля поставили в минувшем году 216 спектаклей, из них 71 - премьеры. Все вместе они прошли 7122 раза. Спектакли были поставлены 116 режиссерами. 669 актеров сыграли в них 1658 ролей. 58 процентов пьес были написаны израильскими авторами. Каждый спектакль, поставленный по такой пьесе, посмотрели в среднем 18 216 зрителей, в то время как спектакли, поставленные по переводным пьесам, собрали в среднем по 10 129 зрителей. В детских театрах израильская драматургия пользуется еще большей популярностью: 89 процентов всех поставленных здесь пьес были написаны местными авторами. Самыми популярными зарубежными драматургами в 1999 году были Уильям Шекспир (4 пьесы) и Карло Гольдони (3 пьесы). Среди израильских драматургов пальма первенства принадлежит скончавшемуся недавно Ханоху Левину (5 пьес).

ИТИМ



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки