Храм Книги

Напротив кнессета находятся здание Национального музея Израиля, построенного в 1965 году по проекту Альфреда Мансфеля - выходца из России.

Наряду с многочисленными интереснейшими историческими и культурными экспонатами в музее выделяется "Храм Книги" - здание с белым куполом необычной формы, под которым в подземном хранилище выставлены древние рукописи, известные всему миру как "свитки Мертвого моря". Это найденные в пещерах Кумрана* тексты книг пророка Исайи. Среди множества уникальных книг и рукописей хранятся величайшие реликвии - подлинный свиток книги пророка Исайи и широко известные Свитки Мертвого моря. Само здание Храма книги интересно и как образец современного архитектурного искусства.

По сообщению Нью-Йорк (JTA), 15 свитков Мертвого моря, возраст которых достигает 2.000 лет, будут выставлены в Чикагском музее естественной истории в конце этой недели. Они пробудут там до 11 июня. Выставка также включает артифакты, найденные вблизи пещер, где были обнаружены сами свитки.

* Кумранские пещеры (ИУДЕЙСКАЯ ПУСТЫНЯ)

находятся в 20 км от развилки Иерихон-Эйлат. Там в конце сороковых годов нашего столетия в старинных глиняных черепках были обнаружены знаменитые "свитки Мертвого моря" - одна из первоначальных версий библии и ряд документов общины евсеев, живших здесь во втором веке до нашей эры;

Скалам Кумрана с севера от Мертвого моря присвоен титул "Национального парка". Здесь были найдены "Свитки Мертвого моря", хранящиеся ныне в Храме Книги Музея Израиля. Кроме пещер, которые можно увидеть на боковых склонах, в этих же местах находятся руины поселения эпохи Второго Храма: жилые дома, общественные залы, склады и система водоснабжения, включающая водовод, пруды и бассейны для ритуальных омовений.

Парк открыт ежедневно с 8.00 до 18.00.

Тел: 993-63-46.

Кумранская община

В один из летних дней 1947 года бедуинский мальчик Мухаммед эд-Дхиб пас стадо и случайно обнаружил в одной из пещер древние кожаные свитки. Эта пещера располагалась в 2-х километрах от северо-западного побережья Мертвого моря, в местечке Кумран. Эти несколько кожаных свитков, проданных за бесценок маленьким пастухом, послужили толчком к началу раскопок, которые, поистине, стали сенсационными.

Поселение в Кумране и холмы, в которых были найдены свитки (аэрофотоснимок)

Планомерные раскопки начались в 1949 году и продолжались до 1967 года под руководством Р. Де Во. В ходе них было откопано целое поселение, погибшее в первом веке н.э. Это поселение принадлежало иудейской секте ессеев (в переводе - врачи, лекари). Наряду с фарисеями и саддукеями, ессеи представляли собой одно из направлений иудаизма. Они селились общиной в удаленных местах, стараясь почти никак не контактировать с окружающим миром. Имущество у них было общим, жен они не имели, считая, что этим они связали бы себя с грешным миром. Правда, пребывание женщин и детей в общине категорически не запрещалось. Ессеи строго соблюдали букву закона, которая, согласно их мнению, только и могла спасти человека. Основателем учения был учитель праведности, живший во втором веке до н.э., разошедшийся в свое время с религиозными кругами Израиля и учредивший свою общину на монастырский лад.

Кумраниты спрятали свою библиотеку в пещерах, спасая ее от римлян, опустошивших страну в ходе Иудейской войны (66-73 гг. н.э.)

"Устав общины" объясняет различные стороны жизни кумранитов, описывает идеальную жизнь, вести которую члены общины обязывались на ежегодной церемонии "обновления завета". Священники и левиты произносят хвалу Б-гу, благославления "людям Б-га" и, наконец, проклятия всем остальным. Характерная черта церемонии - совместное покаяние в грехах, вслед за которым священник произносит благославление. Члены общины резко противопоставлялись всему остальному человечеству. Они считали, что такое разделение было предусмотрено Б-гом во время акта творения. Б-г дал человеку два "духа" - "истину" и "беззаконие", которые борются в сердце каждого. Поэтому человечество разделяется на сынов истины, праведности и света и на сынов беззакония, сынов тьмы. При этом особо подчеркивается единство Б-га, который господствует над всем миром и по недоступным человеческому разуму причинам лишь временно позволяет "ангелам тьмы", правящим "сынами беззакония", совращать "сынов света". Но эти ангелы не вечны, и Б-г в конце концов уничтожит дух беззакония. Зато благочестивые избранники будут вечно пребывать в вечном свете и безграничной радости во веки веков. Обреченные Б-гом будут преданы на вечную погибель и позор уничтожения в адском пламени. Ни Мессия, ни воскресение из мертвых не упомянуты. Этическими идеалами общины были правдивость, скромность, послушание, любовь.

Сама община описывается как Храм Израиля, члены которого, благодаря совершенству их жизни, способны искупить людские грехи. За богохульство, ложь, неподчинение, громкий смех, сплевывание в собрании полагалось наказание.

В ходе Иудейской войны община погибла, но свои свитки успела спрятать в потаенных местах, где они и пролежали до 1947 года. Именно эти свитки и произвели своего рода взрыв в научном мире. Ессеи деятельно занимались изучением и переписыванием Священного Писания, а также составлением различных комментариев на его отдельные книги. Дело в том, что до этого открытия самый древний оригинал Писания относился к Х веку н.э., что и дало повод критикам утверждать, что за тысячу лет, прошедших со времени падения Иудейского царства, текст резко изменился. Но открытие в Кумране заставили замолчать даже самых рьяных противников Библии. В одиннадцати пещерах были найдены сотни текстов всех книг ТаНаХа, кроме книги Есфирь. При проведении сравнительного их анализа с современным текстом Библии выяснилось, что они являются полностью тождественными. За тысячу лет ни одна буква в Писании не изменилась. Кроме этого было доказано авторство книг Библии, которые стоят в их заглавиях.

Район вдоль кумранского вади, русла реки, на северо-западном побережье Мертвого моря обычно принято называть Кумран. К Северу от вади, на возвышенности, расположены развалины Хирбат-Кумран. В пещерах обрывистого русла вади с 1947 года был обнаружен ряд рукописей II в.до н.э. - I в.н.э.

Это место было заселено уже в VIII-VI вв. до н.э. Возможно, здесь был расположен библейский Ир ха-Мелах, Город Соли.

В греко-римскую эпоху здесь существовало поселение, разрушенное в 31 году до н.э. мощным землетрясением. В 1-4 годах н.э. поселение отстроено и укреплено заново, но разрушено римлянами в 68 году. С 70 по 90 годы здесь стоял римский гарнизон, а во время восстания Бар-Кохбы повстанцы превратили Хирбат-Кумран в одну из своих баз.

Подробнее: КЕЭ, т. 4, с. 624-627.

Кумранские свитки.

Обнаружены с 1947 года в пещерах Кумрана. Судя по языку написания они относятся к периоду II Храма, от II века до н.э., до I века н.э. Основной материал свитков - пергамент, изредка папирус. Предполагается, что они представляют собой остатки библиотеки кумранской общины.

Среди кумранских находок обнаружено 180 списков библейских книг. Из 24 канонических отсутствует только, как мы уже упоминали, книга Эстер (Эсфирь). Есть фрагменты греческой Септуагинты, арамейский перевод книги Иова.

Кумранские свитки отражают многообразные текстовые варианты ТаНаХа. Вероятно, между 70 и 130 годами этот текст был стандартизирован раби Акивой и его сподвижниками.

Большой интерес вызывают и неканонизированные произведения - это книга Юбилеев, книга Бен Сиры и книга Эноха. Фрагменты последней включают все остальные разделы кроме одного, отсутствие которого очень примечательно. Именно в этом разделе появляется образ "сына человеческого". Развитие этого образа из книги Даниэля 7:13.

Кроме этих материалов, относящихся скорее к "библиотечному делу", существует большая кумранская литература, позволяющая узнать о самих кумранитах, о Кумранской общине.

Свиток гимнов содержит около 35 псалмов. Содержание гимнов - благодарения Б-гу за спасение человечества. Человек описывается как существо, греховное по самой своей природе, он создан из глины, замешан на воде и возвращается в прах; человек - создание плотское. Грех пронизывает все человеческое существо, затрагивая даже дух. Человек не имеет оправдания перед Б-гом, не способен понять Его сущность и Его славу, т.к. человеческое "сердце и уши нечисты и необрезаны". Человеческая душа полностью находится в руках Б-га. В отличие от человека Б-г - всемогущий творец, давший предназначение человеку и определивший даже его мысли. Мудрость Б-га беспредельна и недоступна для человека. Лишь те, кому открылся Б-г, способны постичь Его тайны, посвятить себя Ему, восславить Его имя. Эти избранники не тождественны народу Израиля (слово "Израиль" ни разу не упоминается в текстах), но это те, кто получил откровение по предопределению самого Б- га. Только Б-г может очистить от вины. По текстам гимнов получается, что человечество делится на тех, кто принадлежит Б-гу и у них есть надежда, и тех, кто далек от Б-га. Спасение возможно только для избранных, причем членам общины оно гарантировано. Идея воскресения праведников присутствует, но не играет важной роли. Спасение состоит не в избавлении праведников, а в конечном уничтожении нечестия.

Псалмы обнаруживают зависимость от библейских и пророческих текстов.

"Книга Дамасского завета" представляет взгляды секты, покинувшей Иудею и поселившейся в земле Дамасской. О существовании этого документа уже было известно по материалам Каирской генизы с 1896 года. В Кумране были найдены значительные фрагменты этого сочинения, позволяющие составить представление о его содержании. По истечении 390 лет со дня разрушения Первого Храма "из Израиля и Аарона" проросло посаженное семя, а еще чеоез 20 лет появился "учитель праведности", объединивший тех, кто принял "новый завет". Тогда же появился "проповедник лжи" и"насмешник", поведший Израиль по ложному пути. Многие члены общины отступили от "нового завета" и покинули ее. Когда влияние отступников усилилось, оставшиеся верными ей покинули святой город и бежали в "Землю Дамасскую". Их руководителем был законоучитель, "излагающий Тору", который установил законы жизни для тех, кто "вступил в новый завет в дамасской земле". Эти законы действительны до появления "Учителя праведности в конце дней".

Под "людьми насмешки", следовавшими за "проповедником лжи", подразумеваются, по всей видимости, фарисеи, "сделавшие ограду для Торы". Первоначально Тора была недоступна: она была запечатана и спрятана в Ковчеге до времени первосвященника Цадока. Ныне же Храм осквернен, и потому вступившие в "новый завет" не должны даже приближаться к нему. "Люди насмешки" исказили законы, предписываемые Торой, восстали против проявлений Б-га.

Вторая часть сочинения посвящена законам секты и ее организации. Некоторые законы соответствуют общепринятым еврейским, другие - противоположны им и сходны с законами караимов и самаритян. Секта делится на 4 класса: священники, левиты, остальной Израиль и новообращенные. Видимо, существовало различие в правах и обязанностях разных групп. Возможно, что это было одно из ответвлений кумранской общины.

Если название "Дамаск" понимать буквально, то событие бегства может относиться ко времени правления Хасмонеев, когда Дамаск и Иерушалаим не находились под властью одного правителя. Это могло быть в царствование Александре Янная, 103-76 гг. до н.э. После поражения в гражданской войне его противники и многие из фарисеев бежали из Иудеи.

Самый длинный из обнаруженных свитков - Храмовый, является и одной из наиболее важных находок Кумрана. В сочинении нашли отражение четыре темы: галахические постановления, религиозные праздники, устройство Храма и постановления относительно царя.

Галахический раздел содержит большое число постановлений, которые не только расположены в ином, чем в Торе, порядке, но и включают дополнительные галахические законы. В разделе о праздниках кроме известных предписаний о традиционных, есть сведения и о двух дополнительных праздниках - Нового вина и Нового елея. Эти праздники наступали через 50 и100 дней после Шавуота. Описание Храма вполне соответствует главам книги "Исход", но и служит восполнением "потерянных" указаний о сооружении Храма, данных Б-гом Давиду. В последнем разделе устанавливается численность царской гвардии - 12 000 человек, по 1 000 от каждого колена Израилева. Задача этой гвардии - защита царя от внешнего врага. Гвардия должна состоять из "людей богобоязненных, ненавидящих корысть".

"Война сынов света против сынов тьмы" представляет собой описание войны длительностью в сорок лет, которая закончится победой праведности, воплощенной в сынах света, над пророком, носителями которого являются сыны тьмы. Сочинение представляет собой мидраш к книге Даниэль 11:45.

Именно кумранские находки позволили расширить наши представления о Бар-Кохбе и событиях, связанных с его восстанием.

Пожалуй, самым загадочным является "медный свиток" длиной два с половиной метра, написанный на трех пластинах мягкого медного сплава. Его датируют 30-135 годами н.э. Содержание свитка - подробная опись всех кладов с местами их захоронения. Документ содержит множество географических названий Иудеи тех лет и позволяет их сравнить с другими упоминаниями в древних текстах. Общий вес золота и серебра, указанного в свитке должен достигать от 140 до 200 тонн. Если эти клады реальны, то можно предположить, что свиток сообщает о сокровищах из Храма и других мест, спасенных защитниками Иерушалаима на заключительном этапе войны против римлян. Среди сокровищ перечисляются и фимиам, ценные породы дерева, кувшины для десятины и т.п. Использование для записи такого дорогого материала, как медь, позволяет надеяться, что описываемые клады реальны. Возможно, свиток относится не к кумранской общине, а принадлежал зелотам, которые спрятали его здесь при приближении римских войск.

КЕЭ, т. 5, с. 268-279.

Свитки Мертвого Моря (Кумран).

Сетевые публикации и анализ кумранских свитков.

Dead Sea -- Intro

25 Fascinating Facts About the Dead Sea Scrolls - Century One Bookstore

On-Line Texts Related to Biblical Study: Dead Sea Scrolls

Dead Sea Scrolls CenturyOne Bookstore 1 888 932 7123

http://www.heretics.com/steeple/texts.htm



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки