На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Владимир (Зеэв) Жаботинский

"Обмен комплиментами" ( 1911 год )

Это был именно разговор, беседа. Я в ней не участвовал, а сидел сбоку и слушал, и потому не отвечаю ни за доводы, ни за выводы. Тему беседовавшим лицам дала нашумевшая статья А.Столыпина о «низшей расе». Собеседников двое: один русский, другой еврей. Оба мирно сидят за чаем и ласково беседуют о том, чья раса ниже.

-- По моему, -- сказал еврей, -- вообще нет высших и низших рас. У каждой есть свои особенности, своя физиономия, свой комплекс способностей; но я уверен, что если бы можно было найти абсолютную мерку и точно расценить прирожденные качества каждой расы, то в общем оказалось бы, что все они приблизительно равноценны.

- Как так? Чукчи и эллины равноценны ? - Я думаю. Поселите чукчей в условиях древней Эллады - и они, вероятно, дали бы миру свои ценности. Не те самые, какие дали миру греки, потому что у каждого народа свое, но все же ценности и, быть может, равноценные с эллинскими. Доказать это, конечно, не в нашей власти ; я вам только высказываю свое убеждение, но зато уже это - глубокое убеждение. Я не верю в то, будто есть высшие и низшие расы. Все одинаково по своему, хороши .

- Странно слышать это именно из уст еврея. Вы, которые исторически смотрите на себя, как на племя избранное ... - Да, да, знаю этот довод. Я вам и больше скажу: после разрушения второго храма Титом, еврейские мудрецы больше всего убивались именно о том, что Бог передал их в руки «умма шефела». «Ума шефела» значит буквально низшее племя. Понимаете, в их глазах римляне, блестящие римляне эпохи принципата, уже впитавшие в себя, кроме собственной культуры, изысканную ценность эллинизма,-были все-таки низшей расой. Но это доказываетъ только одно: что те мудрецы были ослеплены. И точно так же все новые теории о низших расах - продукт ослепления.

- Нет, я с этим не согласен. Конечно А.Столыпин пересолил, это объясняется его личным горем, которое именно ослепляет; надо это понять, и простить. Но все же и в другую сторону пересаливать нет надобности. Что все расы равноценны, это парадокс. Я мог бы сослаться на негров, которые живут в Америке рядом с белыми и все-таки не равны белым; на турок, которые устроили Стамбул на том самом месте, где арийцы создали Византию и т.д. Но я считаю ваше общее положение, будто все расы равноценны, настолько пародоксальным, что даже не стану его опровергать. Вы не найдете пяти человек даже среди ваших единоверцев - вернее, особенно среди ваших единоверцев, - которые согласились бы с этим мнением . Оставим, поэтому общий вопрос в стороне. Речь у нас шла об еврейской расе . И вот вам мое впечатление, которое у меня сложилось из книг и из наблюдений жизни: вы раса с какими-то крупными недочетами. Например, у вас нет и никогда не было собственного творчества . Ваше единобожие и ваша суббота заимствованы . По отношению к этим идеям вы сыграли только роль популяризаторов, если угодно - даже коммивояжеров. К этой роли еврейская раса, действительно весьма приспособлена.Зато еврейская душа неспособна ко многим восприятиям, ваша гамма ощущений крайне мала и не имеет хроматических оттенков. Этим объясняется то, что у вас в лучшие времена вашей независимости не было никогда пластических искусств. Для постройки храма Соломону пришлось вызвать зодчего из заграницы. В вашей Библии-даже в «Песне песней»-нет, говорят, ни одного слова, означающего цвет, окраску. Только про Давида сказано, что он был рыжий, да Суламифь себя называет смуглой ; но краски природы, неба, моря, листвы - все это игнорируется, точно не существует, не нужно, не интересно для сухого, расчётливого, монотонного еврейского духа. Сравните это с Гомером с его "зарей с розовыми пальчиками !"...

-- Позвольте, при чем тут раса? Из той же расы произошли потом Левитан, Антокольский ..., да и чуть-ли не вся «русская» скульптура, простите, тоже произошла из этой расы - Гинцбург, Аронсон ... Просто в древности не могло развиваться у евреев художественное творчество потому,что религия запрещала изображать то, что «на небе вверху и что на земле внизу»...

-- Нет-с , это не довод . Религиозные верования не объясняют национального характера, они сами должны иметь свое объяснение в особенностях национального характера. Народ с художественными задатками никогда не принял бы антихудожественной религии. Но вы меня не прерывайте. Я иду дальше: и библейская этика ваша, которой вы так гордитесь, какая-то сухая, расчетливая, - не рыцарская, чтобы не сказать - просто неблагородная. Каждый параграф имеет ясную практическую санкцию, обязательство Господа Бога уплатить наличными, дать землю, текущую молоком и медом, продлить дни твои на земле... Библия не знает высших стимулов морали - ни идеи совершенства, ни приближения к божеству, ни загробной жизни. Вдумайтесь только в этот факт: народ, в священных книгах которого нет ни слова о том, что будет с человеком после смерти ! Сравните это с арийцами, у которых вся религия началась с культа "предков". Ведь это разительное доказательство полного отсутствия интереса ко всему, что не имеет непосредственной практической цели. За пределами практических надобностей общежития у вас не только воля, но даже мысль не работала. Неужели все это не дает право отрицать многогранность еврейской души? Неужели она равноценна с душой арийца, всестороннего, рыцарственного, мечтательного, гармоничного ? Поймите, я не хочу обидеть ...

- Понимаю. Пожалуйста продолжайте . - Да я закончил. Могу только прибавить, что и в жизни я вижу подтверждение своих взглядов. Ведь, согласитесь, что если все, всюду, всегда ненавидят и презирают одну и ту же расу, то ведь нельзя это так просто объяснить одним тем, что все люди, мол, мерзавцы. Меняются предлоги вражды, меняется содержание обвинений, предъявляемых к евреям, но вражда и презрение вечны. Неужели вам самим в голову никогда не приходит, что верно есть в вас что-то такое неприемлимое, нестерпимое, раз всегда и повсюду вы наталкиваетесь на одно и то же отношение ? Возьмите только список выдающихся людей, которые терпеть не могли евреев. Кого вы там только не найдете! Цицерон, Ювенал и Тацит, Джордано Бруно и Лютер, Вагнер, Дюринг, Гоголь, Шевченко, Достоевский ... Это даже не десятая доля полного списка. Наконец, вот что я вам скажу. Вы, евреи вообще мало встречаетесь с русскими, даже с юдофильствующими; а я среди них живу и знаю, как они к вам относятся, когда вас нет поблизости. Вы господа, сами не знаете, сколько у вас врагов даже среди ваших друзей. Может быть, это не "вражда" в настоящем смысле, даже не презрение, это именно какое-то непреоборимое ощущение низшего существа, низшей расы. Это ощущение есть у всех и если какой-нибудь Милюков или даже Плеханов станет меня уверять, будто оно ему незнакомо, я ему не поверю. А когда одно и то же чувство разделяют все, тогда то чувство-правда.

- Вы кончили? - Кончил. Жду ваших возражений. - Я не буду возражать. - Вот как? - Не буду. Разве укажу вам на мелочи, которые мне больше запомнились. Например, о загробной жизни. В Библии о ней, действительно не говорится, тем не менее совершенно ясно, что верования о загробной жизни у древних евреев были. Саул в "Эн-Дор" вызывает тень пророка Самуила . Самуил "подымается" и спрашивает: «зачем ты меня потревожил ?». Или та тщательность, с которой Авраам выбирает место, где похоронить Сарру. Для всякого, кто привык разбираться в истории культуры ясно, что такие легенды могут зародиться только у народа, веровавшего в загробную жизнь. И почему вы напираете на отсутствие пластических искусств, забывая о высоком развитии музыки у древних евреев ? А что касается до иностранных зодчих, то ведь и в России многие лучшие храмы строили заморские архитекторы. Трудно спорить о вкусах . Из ваших слов ясно только одно: что мы вам не нравимся. Это дело эстетики. Объективного критерия тут быть не может. Вы считаете, что ждать награды в загробной жизни есть этика высшего качества, чем ждать награды в жизни земной, а я считаю, что наоборот. Вы считаете, будто учение о приближении к божеству выше учения о том, что надо время от времени прощать долговые обязательства, и во время жатвы оставлять край поля неубранными-для бедняков, а я полагаю, что в этих простых правилах куда больше правды . Вы считаете, что заимствовать элементы культуры у Вавилона значит быть коммивояжерами, а я считаю, что всякое творчество в мире опирается на заимствованные элементы, и что народ, который сумел, на самой заре своей жизни, собрать эти осколки золота и создать из них такой вечный храм, то это народ творческий, выдающийся среди прочих народов . Словом, это дело вкуса. Я ведь не отрицатель рас и не спорю против того, что есть арийское начало я есть еврейское, и что они различны по содержанию. Я только считаю нелепостью всякую попытку выставить оценку этим началам, установить, какое из них «высшее» и какое «низшее». Думаю, что пред лицом объективности оба равноценны и равно необходимы человечеству. А всякая оценка может исходить только из предвзятой нелюбви. Хотите, я вам покажу опыт?

-- Какой? --Я попробую проанализировать несколько моментов из русской истории. Буду при этом действовать так же, как и вы: возьму в руки такую мерку, какая мне нравиться и буду ее прилагать к событиям, изложенным в "Истории России" Иловайского.

-- Извольте, комплименты за комплименты. -- Ваша мерка - творчество, а я выдвигаю другой критерий - самосознание народа. В существе высшей породы, будь то ученый среди дикарей или аристократ среди плебеев, всегда живет неискоренимое, неподвластное его собственной воле сознание своей ценности. Внешне оно выражается в том, что мы называем разными именами - чаще всего гордостью. Это есть та черта, благодаря которой король Лир и в рубище остается королем. Признаком высшей расы можно считать только такое сознание превосходства, которое оказалось способным выдержать в течение долгого времени сильные конфликты и не пошатнулось.

- А, я понимаю вашу мысль: раз евреи три тысячи лет верят в свое превосходство, то они... - Нет. Речь у нас не о евреях, а о вас, русских. Я только разъяснял, что понимаю под словом «самосознание» и почему считаю наличность такого самосознания главным признаком высшей расы (если, конечно, допустить, что есть высшая и низшая расы). Высшая раса должна обладать прежде всего самосознанием, ей присуща непоборимая гордость, выражающаяся, конечно, не в спеси, но в стойкой выдержке, в уважении к ценностям своего духа. Самая мысль о том, чтобы подчинить себя и свою душу чужому началу, должна быть органически неприемлема для такой расы. Теперь берем Иловайского и начнем мерить этой меркой вашу русскую историю. - Посмотрим. - На заре этой истории мы встречаемся с призванием варягов. Факт замечательный. Вы скажете мне, что это басня, а не факт. Я знаю. Конечно, на самом-то деле оно произошло не так; вероятно, варяжские викинги просто напросто захватили власть силой, а затем воспоминание об этом событии превратилось в легенду. Но ведь легенда есть плод народного творсчества. Та идея, которая лежит в основе этой легенды о призвании варягов была, очевидно, вполне приемлема и совершенно естественна для русского народного самосознания. Суть идеи: собрались вожди русской земли, не простое мужичье, а воеводы; и не нашлось у них достаточно самолюбия, чтобы додуматься до другого выхода из положения и единственным средством завести порядок было выписать начальство из-за границы . Теперь сравните это с еврейской легендой: на заре своей истории, народ Израиля освобождается от власти чужого царя и пускается в многолетнее странствие через дикую пустыню, на борьбу за завоевание обетованной отчизны. Вам не кажется, что в этих двух легендах - две народные психологии ?

- Нет, не кажется. Впрочем, я ведь не спорю, я слушаю. - Перелистываем Иловайскаго дальше. Перед нами татарское иго. Это одно из самых странных политических явлений на свете. После страшного разгрома, татары отхлынули к себе в орду. И оттуда, издали держали Русь в повиновении и брали дань более двух веков. Сравните это с отношением евреев к чужеземному владычеству над Палестиной. Пока хоть горсть иудеев оставалась на святой земле, страна не покорилась. Не с кочевниками, а с великим Римом в период его наивысшей силы, воевали Бар-Гиора и Бар-Кохба ! После 1-й войны римляне сравняли с землей Иерусалим и цветущие города Галилеи, истребили и разогнали еврейское население чуть ли не до последнего человека. Кровавая баня императора Тита была страшным уроком, но через 70 лет Бар-Кохба уже успел его забыть. Очевидно, не все расы обладают счастливой способностью так запоминать "уроки", что достаточно "проучить" один раз и повиновение гарантировано на 200 лет . Еще маленькая деталь, относящаяся к тем же страницам Иловайского - о татарском иге. Там рассказывается, что ваши князья ездили в орду на поклон и становились на колени перед ханом. Я этого не осуждаю, это было очень благоразумно и патриотично. Но вот вам параллель - из романа «Камо грядеши», сочинение Сенкевича. К императору Нерону приходят разные лица и становятся на колени; только два раввина не преклоняют колени. И Нерон с этим мирится, ибо, очевидно, понимает, что тут ничего не поделаешь: евреи не станут на колени. Да, словом, есть расы и расы, и какая из них «выше»-трудно разобрать...

- Знаете, что я вам на все это скажу? Вы еще больший русофоб, чем я антисемит. - Это я самым решительным образом отрицаю. Для меня все народы равноценны и равно хороши. Конечно, свой народ я люблю больше всех других народов, но не считаю его «выше». Но если начать мериться, то все зависит от мерки, и я тогда буду настаивать, между прочим, и на своей мерке: выше тот, который непреклоннее, тот, кого можно истребить, но нельзя «проучить», тот, который никогда, даже в угнетении, не отдает своей внутренней независимости. Наша история начинается со слова «народ жестоковыйный»-и теперь, через столько веков, мы еще боремся, мы еще бунтуем, мы еще не сдались. Мы-раса неукротимая во веки-веков; я не знаю высшей аристократичности, чем эта.

- Гм ..., сказал русский.-Да, вы правы, это дело вкуса. Я ... остаюсь при моем вкусе.

http://www.geocities.com/haifai1/szhabot1.html



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100