Иосиф Хейфец делится жизненным опытом.

Как обрести крышу над головой

Первые дни на новом месте для нового репатрианта (оле хадаш) полны тревоги и неуверенности. Общее состояние сравнимо с чувствами пассажира, ожидающего поезда в зале ожидания вокзала. Но достаточно пассажиру занять свою полку в купе поезда, как наступает расслабление. Подобные чувства испытал и я, въехав в "свою" первую съемную квартиру на самом берегу Средиземного моря в городе Акко. Но мысли о необходимости решать жилищную проблему периодически посещали меня, создавая некоторый дискомфорт. Не последнюю роль в этом играла рекламная компания, призывавшая не теряя времени приобретать жилье по льготным ценам. Выдержать такое давление не просто. Но репатриация 90-х отличалась от сегодняшней практически полным безденежьем. ( Из СССР разрешалось вывозить не более 260$ на человека, а стоимость жилья превышала 50000$.) Тем самым, до некоторой степени, мы оказались защищенными от "тлетворного влияния западной рекламы".

Создавалось впечатление, что в стране развернута компания по заманиванию неопытных репатриантов в долговую мышеловку. Сегодня я понимаю, что растерянность, чрезмерная осторожность и фига в кармане сыграли свою положительную роль. В атмосфере внешнего давления и спешки вопросы подобной важносьти решать недопустимо. Необходимо освоиться, осмотреться, разобраться в обстановке и собственных возможностях, и только после этого принимать решение. Большинство из нас слишьком долго откладывало решение о выезде из страны, так что можно было ещё немного потерпеть с полным решением жилищной проблемы.
Прожив в Акко год и сменив за это время 2 квартиры, я переехал на жительство (на съемную квартиру) в столицу Негева - Беер- Шеву, куда был приглашен на работу в институт прикладных исследований, открытый для новых репатриантов из СССР. Становление института связано с проблемой съема площадей под лабораторные помещения.

Поиски относительно недорогих помещений привели нас на южные отроги Иудейских гор, где в центре огромного лесного массива, в 35км от Беер Шевы, расположился заброшенный и запущенный лагерь поселенцев - Маханэ Ятир. Бывшие его обитатели, ожидавшие завершение строительства жилого поселка Ливна, уже несколько лет как перебрались в новые комфортабелные коттеджи в 1.5 км от лагеря. Восемь бетонных домиков этого лагеря и были переоборудованы нами в научные лаборатории.
Понадобилось совсем немного времени, чтоб большинство сотрудников научно-инженерного центра, очарованные природой этих мест, начали всерьёз задумываться о покупке новых домов в поселке Ливна. Покупка состоялась спустя 2 года после приезда в Израиль.


Каждый, купивший дом, сделал это совершенно осознанно, пройдя через несколько съемных квартир, ознакомившись с различными городами и районами страны, сложившимися ценами на жилье и соизмерив их со своими возможностями.
С тех пор минуло 8 лет. И сегодня я вновь готов повторить: "Помните! Никто не даст вам правильный совет о целесообразности приобретения того или иного жилья, кроме вас самих.
Дождитесь момента, когда вы почувствуете, что можете советовать сами себе."
Ну а что касается всех тонкостей выбора, приобретения ссуд и оформления документов, - это подробно изложено во всех путеводителях Сохнута и Министерства Адсорбции.

Ознакомление с рынком труда

Итак, сделана оценка собственного рейтинга, известны области возможного применения своих профессиональных данных. Настала пора познакомиться с рынком труда в мире или в конкретной стране. Для этого совсем необязательно обзванивать родственников и знакомых, проживающих в интересующих вас странах, тем более, что из отрывочных сведений невозможно воссоздать реальную картину. Важно эту часть работы выпонить самому.
Для начала необходимо войти в "Бизнес директорию" интересующего вас государства, штата или города и разыскать в ней свою нишу. Если вы не знаете, как это делается, попросите помочь детей или внуков, знакомых с поисковыми программами Интернета. Главное не растеряться в необъятном рынке и выудить именно то, что вам нужно. Если есть проблемы с Интернетом, ту же работу можно выполнить в любой солидной библиотеке. Для входа в Израильский регион вам достаточно щелкнуть мышкой в "Isral Business Directory" http://www.hareshima.com/Israel/Business/Businessdirectory.asp. Однако это только начало пути, определяющий район поиска. Более детальный адрес можно разыскать по названию изделий и материалов, выпускаемых предприятиями страны, штата. Чтоб не быть голословным, сошлюсь на
компанию "Compass Israel (1985) Ltd", которая выпускает сборники изделий и материалов, производящихся на предприятиях Израиля. Найдя нужный материал, вы тут же выходите на фирмы, которые его выпускают. Возвращайтесь после этого в "Бизнес - директорию" и вы получите исчерпывающие сведения об этих компаниях (область интересов, реквизиты, капитал, количество работающих, фамилии владельцев и директората).
Этот путь поиска области приложения профессинальных возможностей успешно опробирован мной при работе с документами потенциальных репатриантов (см. Историческая справка) <in-03.htm>. Когда у вас сформировалась правилная, на ваш взгляд, точка зрения на область интересов компании, можно приступить к составлению для неё первого варианта трудовой биографии.)
Но есть и другие пути. Каждый сложившийся специалист знаком с ведущими зарубежными компаниями, с которыми ему приходилось сталкиваться в процессе работы. В профессиональных периодических изданиях имеются перечни компаний, их рекламные материалы и даже предложения о работе. Но, на мой взгляд, этот путь не охватавает всего рынка и слишком ограничивает район поиска.
Научным сотрудникам, связывающим свои перспективы с университетами и институтами прикладных исследований, рекомендую сконцентрировать своё внимание на ознакомлении с библиотечными фондами этих учреждений. В них можно получить исчерпывающую информацию
о каждом подразделении и научном сотруднике, их специализации. Более подробные данные об области интересов каждого научного сотрудника можно получить, заглянув в перечень его публикаций.

В данном разделе я преднамеренно упустил поиск в изданиях, рекламирующих рынок труда, поскольку свои рекомендации предлагаю тем, кто сегодня проживает в странах СНГ и не ставит перед собой цель трудоустроиться в срочном порядке.

Удачи вам! Автор рубрики «Советы бывалого» Иосиф Хейфец.

Оценка собственного рейтинга

Оценка собственного рейтинга для специалиста, пользующегося в сфере своей деятельности всеобщим признанием, дело весьма непростое. В основе этого признания и собственного самоутверждения лежит сформированная за много лет "корневая система" взаимосвязей, создающая определенную степень свободны и уверенность в собственных возможностях. Хочу обратить особое внимание на то, что эта "корневая система" формировалась в течение всей вашей жизни. Она включает как собственную разветвленную сеть связей и контактов, так и аналогичные системы родных, близких, друзей и знакомых. Поэтому любые пути поиска новой работы обязательно будут в себя включать потенциал целой "армии".
Представьте, на минуту, что эта система связей нарушена. Вы переехали на новое место жительства, сменили профессию и начинаете строить свою жизнь с нуля. Прежде всего вы пытаетесь сориентироваться в обстановке и обращаетесь за советом к соседям, изучаете телефонную книгу, знакомитесь с людьми, предприятиями, используя при этом свои знания, эрудицию, коммуникабельность. Задача непростая, но вполне разрешимая. В конце концов, всех объединяет язык, ментальность, чувство юмора и т.п. Вы или не выделяетесь на общем фоне, или выигрываете в каких-то определенных ситуациях. Несколько хуже, если вы попадаете в одну из стран ближнего зарубежья. Там уже появляются проблемы чтения местной прессы, общения с воинствующими националистами, проблема составления документации на государственном языке и др.
А таперь представьте себе, что к этому прибавляются проблемы менталитета, полного нарушенитя коммуникабельности с работодателями, непонимание местных обычаев, законов и др., связанные с выездом в страны дальнего зарубежья.
В этих условиях, прежде всего, следует попытаться объективно оценить собственный рейтинг, чтобы хотя бы ориентировочно оценить, сколько времени вам понадобиться для формирования новой "корневой системы" уже в новых условиях. Задача не из простых. На какое-то время вы, талантливый и даже гениальный субъект, превращаетесь в слепо-глухонемого. Кроме вас никто не в состоянии оценить ваши способности. Вы не способны объясниться, понять содержание документов, которые с первого же дня необходимо подписывать, вы боитесь снять телефонную трубку, слушать радио- и телепередачи и, наконец, вы не понимаете поведения окружающих вас людей. Безусловно, все эти проблемы временные, но вы рассчитываете получить работу уже сегодня и вдруг понимаете, что вряд ли уже сможете, в обозримом будущем, писать деловые письма, выступать с лекциями и выполнять другие, ранее неприметные, обязанности. На сколько все это серьезно я ощутил, мысленно возвратившись в прежнюю свою лабораторию. У меня работал эмигрант из Ирака, - д-р Салем Ал-Фаяд, закончивший Лвовский политехнический ин-т и защитивший диссертацию в Бакинском институте нефти и газа. Он-то и был "сам - себе" талантлив, поскольку не мог ни понять до конца, что от него просит Министерство в письмах и телеграммах, ни одного письма не был в состоянии написать правильно, не говоря уже об отчетах. И никто в институте не верил, что он был одним из ведущих работников Министерства нефтяной промышленности в Ираке и с его мнением считались и во Франции, и в США.
Чтобы не оказаться в его положении на новом месте, необходимо заведомо оценить собственные возможности. Объективная оценка собственного рейтинга не только облегчит вам решение проблемы трудоустройства, но явится хорошим подспорьем в создании нормального морального климата в семье и в обществе, т.к. позволяет найти источник возникающих проблем (в себе или в обществе, окружающем вас ).
Если ограничиться только проблемами трудоустройства, можно воспользоваться для тестирования рейтинга нижеприведенными показателями:

Показатели Уровни показателей Баллы

1 Образование 1-я степень (соответствует диплому техникума 1
или ВУЗа с 4-мя годами обучения )

2-я степень (соответствует диплому ВУЗа с
5-ю годами обучения и защитой дипломной
работы) 2

3-я степень (соответствует защите кандидатской
или докторской диссертации) 3

2 Знание не владеет 0
английского
владеет слабо 1

может общаться, читать 2

свободное владение (владение деловой
перепиской, чтение лекций студентам,
докладов на конференциях) 3

3 Знание не владеет 0
иврита
понимает 1

свободно общается 2

свободное владение (деловая переписка,
чтение лекций студентам и докладов) 3

4 Возраст более 60 0

55 - 60 1

50 - 55 2

40 - 50 3

до 40 4

5 Наличие прав и опыта вождения автомобиля 1

Высокому рейтингу соответствует суммарное количество набранных балов - более 9.
Низкому рейтингу соответствует суммарное количество набранных балов - менее 4.
Но при этом следует учитывать, что даже при низком рейтинге имеется реальная возможность получить работу в случае, если удаётся убедить работодателя в высоком профессиональном
опыте в области, находящейся в сфере его интересов. Как этого добиться вы сможете узнать из раздела "Трудоустройство".

Трудоустройство

Предисловие.
Настоящий раздел является логическим продолжением программы "Трудоустройство",
которую автор с 1995 года пытался реализовать совместно с Еврейским Агенством
Сохнут в рамках программы "Алия - 2000". Желающие познакомиться с некоторыми её
аспектами могут обратиться к "Исторической справке"

Основные принципы и правила трудоустройства достаточно широко и полно освещены в многочисленных руководствах и памятках, издаваемых во всех странах мира. Они мало чем отличаются друг от друга. В Израиле рекомендации по трудоустройству новых олим (репатриантов) можно получить в любом отделении Сохнута или в Интернете http://www.il4u.org.il:8101/abs/jobs/. В них шаг за шагом представлен весь маршрут: от знакомства с газетными объявлениями по трудоустройству, - до формы одежды и стиля общения при тестировании. Под всеми этими рекомендациями я готов подписаться хоть сейчас. Но..., результативнось от их выполнения слишьком низкая. В чем же дело? Чем я могу дополнить эти, принятые во всем мире, рекомендации?
Дело в том, что в этих пособиях освещаются те принципы и правила, которые характерны для
получения работы в каждой конкретной стране. Если мысленно удалить оттуда слова "Израиль (США)", "израильская (американская) компания" и "израильский (американский) работодатель", то рекомендации на 90% станут универсальными и для России, и для США и для Австралии. Но, в России они окажутся незаменимыми для россиянина, а в США - для американцев. Их результативность несколько снизится при трудоустройстве американца в Австралии и наоборот. Но для нашего "советского" феномена эти рекомендации будут малоэффективны.
В интермедиях Михаила Задорнова часто используется крылатая фраза: "... за границей нашего человека видно издалека". Увы,.. это не шутка, а реальность. Никакая мимикрия под местную моду и традиции не помогает. Можно заменить золотые коронки фарфоровыми, можно поместить свой носовой платок в лицевой карман пиджака и привыкнуть сморкаться в специальную бумажную салфетку, можно попытаться изменить своим привычкам , но чаще всего этого окажется недостаточно. Я, например, почти никогда не ошибаюсь, к кому можно обращаться на русском языке. Не хочу быть неправильно понятым, что мол русскоязычных дискриминируют. Не в этом дело. Более того, совершенно не имеет смысла меняться (кроме тех, кому в принципе не мешает попытаться изменить себя). Но, оставаясь самим собой, не следует стесняться этого, а нужно попытаться максимально использовать это в собственных целях.

Поверьте на слово, что работоспособность и профессионализм наших специалистов уже сумели оценить почти во всех странах. Но наш социалистический менталитет практически всегда ставит нас в трудные условия, вследствие взаимного непонимания. Чтобы понять, на сколько это серьезно, предлагаю каждому читателю из собственного опыта припомнить случаи, когда, через несколько дней после длительной и обстоятельной беседы, вдруг оказывалось, что вас просто неправильно поняли. Иными словами, на родном русском языке вам не удалось договориться из-за непонимания.
Именно этот аспект, связанный с объективными слабостями уже сложившихся специалистов моего поколения (молодых это касается в меньшей степени, но зато сложившимися спецами их нельзя назвать) я и намерен осветить подробно.
Но прежде чем приступить к рассмотрению конкретных вопросов, предлагаю провести небольшой эксперимент.
Мои соплеменники хорошо помнят, как мы, евреи, устраивались на работу в бывшем СССР. А теперь представьте себя представителем базовой национальной группы (украинец на Украине, русский в России). Вам пришла в голову мысль о целесообразности поменять работу. Попытайтесь в деталях проиграть всю последовательность ваших действий..., ну а затем переходите к очередному разделу нашего путешествия .

Пути продвижения проектов
Многолетний опыт работы с новыми разработками, в том числе и с проектными предложениями из стран СНГ, позволяет обобщить причины, по которым подавляющее их большинство так и не находит своего воплощения. Но прежде чем приступить к анализу, следует,

в который уже раз, возвратиться к опыту продвижения проектов в СССР и СНГ.
Начнём с этапа, когда уже проект доведен до стадии промышленных испытаний. Испытания проводились на действующих промышленных предприятиях в соответствии с приказом вышестоящих инстанций (министерств, объединений и т.д.). Как правило, в приказах ответственными за испытание назначались представители тех же промышленных предприятий, на которых эти испытания проводятся. Испытание включалось в планы внедрения новой техники и позволяли материально заинтересовывать производственников, а неудачи списывались за счет тех же предприятий.
А теперь представим, что вы планируете провести те же испытания у частника. Главным условием испытаний, в этом случае, явится гарантия банка на возмещение ущерба в случае неудачи. Даже если в вашем распоряжении есть такие средства, думаю что авторский пыл поостынет при ознакомлении со страховыми суммами. А если производственный цикл осуществляется на импортной установке, находящейся на гарантийном обслуживании поставщика оборудования ( а это нормальный для большинства фирм способ сотрудничества), требуется получить их согласие, чтоб не лишиться гарантийного обслуживания. Теперь можете себе представить, какими глазами смотрит предприниматель на автора проекта, обещающего умопомрачительные экономии в случае удачи, но отказывающегося раскрыть сущность своего предложения (могут украсть!).
Где же выход?
А выход в том, чтоб довести своё предложение до состояния, когда оно становится товаром для торговли, а не голой идеей. Пусть проект не готов для внедрения, но он должен вызывать деловой интерес с целью привлечения инвестиций.

Если вы автор изделия (прибор, материал, компютерная программа и т.п.), не пытайтесь уговорить потенциального потребителя изделия организовать его производство. Даже если ваше предложение заинтересует его, самое большее на что он способен пойти, - это на финансовое соучастие ( 5 - 15%) при плучении не менее 35 - 50% акций. Это великолепный результат! А как правило, он выразит готовность закупать вашу продукцию, если она его устроит. Изготовление, - это ваша проблема.

Я представляю читателю самому вникнуть в эту ситуацию. Она нестандартна для нас, советских изобретателей и рационализаторов, но она станет естественной и нормальной, если вы поставите себя на место предпринимателя.
И тем не менее..., ситуация не тупиковая. Вернее, не тупиковая в условиях Израиля, так как социалистические принципы тут ещё не выкорчеваны. В любой другой стране протолкнуть собственную разработку практически нереально, если она, за собственный счет, не доведена до товарной формы. Чем же на общем фоне ваделяется Израиль?
Прежде всего тем, что Закон о возвращении дает основание государству помогать репатриантам через структуры, обязанные этот Закон поддерживать. Этим структурам ежегодно выделяется финансирование под него. Оказываемая учёным и опытным специалистам помощь заключается в подключении государства к оценке перспективности проекта и к его продвижению. Я не буду рассказывать, сколько времени и средств приходится затратить, чтоб осуществить патентную и маркетинговую проработку. Выполнить качественно эту работу в условиях дефицита средств и ежедневных забот о хлебе насущном, чрезвычайно сложно. Тем более, что положительный результат не гарантирован.
В Израиле на этом этапе подготовки проекта, если он действительно стоит того, можно получить государственную поддержку. Для оказания помощи репатриантам - разработчикам проектов, при Министерстве промышленности и торговли создана "Програма Башан", призванная, совместно с центром оказания помощи изобретателям "Мессер" http://www.invent.org.il, создать условия для продвижения ценных предложений от технической проблемы к бизнесу. Поскольку работают они, главным образом, со специалистами из стран СНГ, общение с ними можно вести на русском языке. Более подробную информацию о программах я планирую в последующем разместить на этом сайте после согласования с их руководством.( Координаты "Программы Башан": P.O.Box 36350 Tel-Aviv, 61362. Tel. (972)-3-6883660, Fax. (972)-3-6883581. E-mail: ).
Предварительную экспертную оценку проектов и подготовку предложений Башану помогают провести региональные отделения объединений ученых - репатриантов, в том числе и амута "Учёные Юга". Если подтвердится, что проект оригинален и перспективен, автору выделяются деньги на доработку проекта и составления патентной документации.

Особое внимание следует уделить уникальному израильскому творению, которому присвоено многозначительное название "Технологические теплицы". Такие "Теплицы" развернуты во всех концах Израиля. В их задачу входит найти источник частичного финансирования (до 20%) проекта и получение остальных 80% с Министерства Промышленности и Торговли с целью создания фирмы для завершения исследовательских работ в течение двухлетнего срока и передаче работ на внедрение. Ничего подобного ни в одной стране мира нет. "Теплицы" оказали неоценимую помощь большой армии изобретателей и обеспечили им путевку в жизнь.

Рассказав вкратце о программах, предназначенных для продвижения проектов, нельзя не отметить тот факт, что авторы проектов сами, подчас, создают непреодолимые трудности для его продвижения. Речь идет о том, что автор недостаточно хорошо готовит начальные документы. На естественные вопросы: "В чем сущность и новизна предложения?" и "В чем отличие от известных решений проблемы?" членораздельный ответ не дается. Совершенно естественно, что автор опасается "раскрыться", опасаясь потерять власть над проектом. Но это свидетельствует только о том, что о представительской стороне проекта он заботился гораздо хуже, чем о технической. В этом плане мне бы хотелось предложить авторам следующее:
1. Если ваш проект созрел для представления еще в стране исхода, постарайтесь максимально использовать имеющиеся возможности для доведения его до модельного образца. Кроме того, постарайтесь провести маркетинговые исследования на своем рабочем месте, чтоб иметь представление, как противостоять оппонентам.
2. Помните, что избежать вышеприведенных вопросов о сущности разработки и ее преимуществах, вам все равно не удастся. Поэтому уделите максимум внимания формулировкам, обеспечивающим, с одной стороны, представление о сущности, но, с другой стороны, не раскрывающих секрет предложения. Это не просто сделать, но именно этому необходимо научиться.
Помните, что если вам не выпадет редкое "счастье" напороться на вора - профессионала, ворующего все подряд, то вероятность воровства недоработанного предложения достаточно мала, т.к. у солидных людей нет времени и средств раскручивать недоработанный проект. А если проект действительно стоящий, то проще и дешевле вложить в него деньги для доработки самим автором, давно уже ушедшим от нулевой точки и представляющим, в каком направлении нужно двигаться дальше, чем блуждать в технических проблемах, не понимая, как их решать.
3. Вероятность напороться на вора в государственных структурах, призванных соблюдать секреты предложений, чрезвычайно мала. Во-первых, ими подписывается документ о неразглашении и нарушение этого документа уголовно наказуемо. Во-вторых, при малейших подозрениях о передаче третьему лицу или о разглашении, государственный служащий рискует потерять достаточно неплохие условия и работы, и пенсионного обеспечения. Поэтому, первую проверку проекта я бы советовал начинать с государственных компаний типа "Башан" и "Мессер".

Взаимоотношения с религией

Для меня, как и для каждого советского человека, навязшие в зубах термины "империализм", "агрессоры", "эксплуататоры" и подобные им, в первую очередь, ассоциируются с США и их партнёрами. Термин "Homo soveticus" - всегда воспринимался, как оскорбительная кликуха в политеческой борьбе двух систем. Но сегодня я его оценил сполна. Всю его многозначимость и ёмкость. Для того, чтобы оценить, насколько полно этот термин соответствует почти трем поколениям советских людей, недостаточно переехать на постоянное жительство в одну из стран дальнего зарубежья. Нужно попытаться понять разницу в мировозрении и сознании людей.
Повторю, что сегодня я могу только поражаться емкости этого термина.
Пытаясь разобраться в нашем отличии от остального мира, я пришел к выводу, что все они вытекают из главного - различного отношения к религии. Подчеркиваю, не от соотношения числа атеистов и верующих, а именно от отношения к тем и другим.
Мы воспитаны на лозунге: " Религия - это опиум для народа". Результаты не применули сказаться. В своей семье я знал только одну глубоко религиозную женщину - это родная сестра моего деда. Сегодня, восстанавливая свою генеологию я неожиданно обратил внимание, как трепетно отношусь к каждому воспоминанию о ней. Вспоминаю, как она молилась за брагополучный исход моих экзаменационных сессий, в то время, как я вспоминал о ней, разве что когда кончалась стипендия и не на что было утолить непроходящее чувство голода.
Вопрос о том верить ли в бога или нет для меня не существовал, как и для всего моего окружения.
Заповеди, заложенные в основу каждой религии, для всех нас также не более чем слова. "Наш" человек выделяется всегда и везде своей бескомпромисностью, пренебрежением к постороннему мнению, показушничеством, а подчас, и лицемерием. Я долго думал над этим и при необходимости готов обосновать каждое вышеприведенное слово.
Обратите только внимание, с каким рвением сегодня бывшие партийные боссы и носители атеистических принципов ринулись, в одночасье, в лоно церкви. Не лицемерие ли это?
Для меня наступило таки в середине 70-х годов время, когда отношение к религии приобрело определенную важность. Но касалось это не веры в бога, а полного моего невежества в отношении тех мировых ценностей, которые были основаны на религиозных сказаниях. Обратите внимание, во всех советских музеях принято под картинами на библийские и мифологические темы давать разъяснения. Дело то в том, что рядовому советскому человеку название этих картин совершено ни о чем не говорит. Утоляя собственное любопытство я посещал костелы, храмы, синагоги, беседовал с верующими и священнослужителями. За редким исключением, посетители приходов были пожилые люди. Впервые прихожан среднего возраста я увидел в Прибалтике, а молодежь - в Чехословакии. В течении 3-х дней пребывания в Кошице я заглядывал несколько раз в центральный храм и всегда встречал там молодого студента с чертежными инструментами, стоявшего на коленях в самом конце зала у входной двери. Перед отъездом я дождался его выхода и в течении получаса имел с ним беседу. Мои вопросы ставили его в тупик. Он их не понимал. Он никогда не задавался вопросом, есть Бог или нет. К моему удивлению оказалось, что обычно он редко когда посещает храм. Но именно в эти дни его мать должна была быть прооперована и для него было естественным дважды в день молиться о брагополучном исходе операции.
В нормальном мире люди живут с Богом в душе. Это не вера в Бога, в том смысле, как мы это понимаем. Это следование заповедям и вытекающая из этого норма поведения, традиции, отношение к окружающим, признание их права иметь собственную точку зрения, собственные принципы. Отступление от заповедей, - это верный путь к разладу с обществом.
Мысль о навязывании собственных или несогласии с чужими убеждениями или принципами не может даже в голову никому прийти. Если, по нашей традиции, начать убеждать кого-то в чем -то, он вас выслушает , покивает головой в знак признания вашего права на эту позицию и даже не подумает, что вся ваша тирада предназначалась для его перетягивания на эту позицию.
Мне очень бы хотелось так выразить свои мысли, чтобы быть правильно понятым. Я так и слышу от невидимого "советсткого" собеседника встречный вопрос: " Так ты считаешь, что нужно начать изучать Библию и обращаться в веру?". Так и хочется крикнуть: " И да, и нет!" Да. Библию нужно знать, но не ломать себя и обращать к вере. Мы уже не сможем переделать себя, как наркоман не может освободиться от наркотической зависимости. Но мы можем попытаться избавиться от кричащей бескомпромиссности и это позволит взглянуть на мир иначе, увидеть то, что всегда было от нас скрыто. Надо научиться сомневаться и задавать себе вопросы. Я не датишник ( " дат" - на иврите "вера") но и не атеист. Я потрясен глубоким смыслом , заложенным в рассказ Рея Бредбери " Корабль", об одном из возможных аспектов веры. Я с удивлением смотрю на экран своего компьютера и понимаю что по мере того, как он " умнеет", он все равно не имеет перспектив увидеть меня. Даже в том случае, если станет автономной, самообучающейся системой и смоожет автономно общаться со своими собратиями. Все чаще меня посещает мысль, что я и есть подобный самообучающийся и самовоспроизвоодящий компьютер, которому не дано увидеть и осознать своего создателя. А "верить" или "не верить", - это зависит только от терминов "знать" или "не знать".
Надеюся, что мне удалось прояснить собственное отношение к религии в целом, Но к иудаизму, как к религии моего народа, я отношусь с особым вниманием и пониманием. Насколько помню себя, всегда пытался выражать солидарность со своими соплеменниками. 29 сентября считал своим долгом посетить Бабий Яр, даже в годы , когда это было связано с вероятностью обрести массу неприятностей. В Йом Кипур киевские евреи вcтречались возле синагоги, а на Песах в нашем доме всегда была маца. Это тот традиционный набор, который "демонстрировал" каждый еврей, не стеснявшийся своей национальной принадлежности. Ничего общего с религиозностью в этом не было. В тех же принципах я безуспешно пытался воспитать и собственного сына. Мне всегда казалось, что все мои усилия отскакивали от него, как мяч от стенки. В подрастковом возрасте он стал многообещающим спортсменом, а в юношеском уже был составе сборной команды СССР по плаванию. Все кто знаком с советской спортивной индустрией понимает, что с этого момента он напрочь выпал из под моего влияния. А дальше институт, армия, аспирантура. Но при каждом удобном случае, я пытался напомнить ему о еврейском происхождении.
Сообщение о его желании эмигрировать в США для меня оказалось полной неожиданностью.
Радовало то, что с возрастом он все больше приобщался к нашим национальным ценностям. Но легко вздохнуть я смог только когда его свадебный обряд состоялся под хупой. Но однажды, я в течении дня несколько раз безуспешно пытался дозвониться к нему. Обеспокоенный я продолжал звонить на следующий день, и на мой недоуменный вопрос, где он пропадал, получил ответ, что на субботу телефон был отключен. На следующий день в США ушло мое возмущенное письмо. Через некоторое время я получил магнитофонную кассету, которую храню по сей день и с текстом которой хотел бы вас ознакомить (с некоторыми сокращениями).

" ......по поводу твоего письма и твоих аргументов. Есть определённая разница между тобой и мной, между твоим поколением и моим. Если заглянуть назад на два поколения и сравнить с нашим, то многое можно объяснить. Твой дед жил в местечке и не разделял принадлежность к еврейству и иудаизму. Твои родители были первым поколением, вышедшим из местечка и жившим по его законам и традициям. Ты рождён евреем и тебе периодически об этом напоминали при каждом удобном случае. Но был ли ты настоящим евреем при всей демонстративности и даже браваде, ведь еврей - это и иудей. Но когда ты убеждал меня, что еврей должен жениться на еврейке, тебе это было совершенно ясно. Вопрос был разве в том, как это реализовать и как в последующем пробиться в жизни новой еврейской семье. А я всегда мучался вопросом, почему необходимо быть евреем, почему необходимо жениться на еврейке? Все нормальные человеческие

принципы в одинаковой степени присущи как евреям, так и не евреям. То-есть, прямого смысла, вытекающего из национальной принадлежности, я не видел. Мне объясняли как быть евреем, вместо того, чтоб объяснить - почему. И чем дольше я из американской действительности обозреваю все это, тем больше понимаю, что все человеческие ценности по которым мы жили просто "вбивались кулаком" и поддерживались существовавшим режимом. В массе своей они были правильными.
В Америке нет ничего подобного. Понятия добра и зла, правильного и неправильного, уже давно стерлось. И никого не интересует, что правильно и что неправильно. Гомосексуалистом быть - совершенно нормально. Наркоманом, - тоже. Если деньги есть, - вперед: колись, нюхай, ширяйся как угодно. Секс с 12 лет, - нет проблем, только нужно помнить о презервативах и контрасептике. То что дети должны общаться с родителями, - тоже не вопрос, потому что с ними не общаются и к тому времени, когда выходят на пенсию, родители должны четко знать, где тот дом для престарелых, где о них будут заботиться до смерти. Так они воспитаны. Тут мораль - деньги. Если у тебя есть деньги, то, не зависимо от того как они получены, ты будешь уважаемым человеком. Если денег нет, то совершенно неважно что ты из себя представляешь, профессор ли ты, врач ли, спасший тысячи людей, никакой цены у тебя нет. Что хорошо и что плохо определяется только взглядами общества. Если бы американец знал, как можно воровать, чтоб не попасться, он бы делал так без зазрения совести. В этом плане нет никакой разницы между евреями и неевреями.
Более того, евреи, как самые шумные и активные, всегда бегут впереди паровоза. За права гомосексуалистов воюют евреи; за права черных дерутся евреи; евреи везде, кроме того места, где им положено быть.
Разница межу евреями и неевреями в том, что им был дан закон, которого они придерживались в течении всей своей истории. И те евреи, котрые считали, что эти законы слишком обременительны для исполнения, или уходили в христианство, оставившее себе лишь мизерную долю из этих законов, или просто ассимилировались в среде проживания. Ассимилировались не сразу, а в третьем или четвертом поколении. Единственная граница, выделяющая нас - евреев, - это иудаизм. На вопрос: " Кто еврей? Только ли тот, у кого мать еврейка?" один раввин, подумав, сказал: "Правильным, наверно, будет причислять к евреям того, у кого внук еврей".
Нам дана абсолютная мораль, которая существует, хранится и поддерживается независимо от того, в какой период мы живем, и какую мораль проповедует общество. Общество в своих моральных принципах может разбрестись куда угодно, как это было в СССР, как это в сегодняшней Америке. Но при этом должна всегда существовать абсолютная мораль - эталон и его хранитель.
Общество говорит, что гомосексуализм нормален. Иудаизм говорит - нет. Общество говорит, что прелюбодействовать нормально. Иудаизм говорит - нет. Если что-то и держало евреев на плаву столько тысячелетий, это не то, что они были умнее чем другие, не то, что они были сильнее, чем другие. (Хотя все эти качества все же были в этом маленьком народе более сильно выражены.) Единственное, что их держало на плаву, - это их законы и мораль.
Для каждого человека, рано или поздно, но на каком то этапе наступает момент, когда он обязан выбрать для себя, какому богу молиться. То ли, деньгам, то ли работе, то ли коммунистической идее, то ли иному идолу. Но если все равно необходимо сделать выбор, то такой, чтоб через несколько десятилетий не упрекать себя, что вновь напоролся на очередного идола. Я, в своей жизни, всегда повящал себя полностью тому, чем занимался. Вылезал из себя ради каких-то долей секунд в плаванье, работал над никому не нужной диссертацией. Сегодня с утра до вечера делаю деньги, чтоб поднять детей и понимаю, что живу в обществе без морали и детям предстоит жить и противостоять этому обществу. И я нашел простой путь. Учиться не на своих ошибках, а на чужих.
Начал присматриваться, как поступают в этих условиях умные люди, каковыми все считают евреев. Оказывается они на протяжении тысячилетий изучают 5 маленьких книг. Тех книг, которые при их уме, могут быть вызубрены за год. Зачем же они всю жизнь изучают их? Видимо есть в этом смысл, иначе бы они пришли к абсурду. Значит и мне стоит попробовать почитать и разобраться в них.
Жаль конечно, что так поздно начал. И времени не хватает, т.к. хлеб насущный нужно добывать в поте лица. Но начав заниматься, я начал меняться. Мои отношения с Галей гораздо лучше, чем я от себя ожидал. С другими людьми я тоже начал иначе обращаться и иначе к ним относиться. Может быть в этом определенную роль играет возраст, но мне кажется, что я нашел правильный путь и для себя, и для своей семьи......"

Воистину, наши дети умнее нас!

Со своей стороны хочу поделиться с читателем этих строк еще одним наблюдением, сделанным за десятилетний период прожитый в Израиле. Дурак может читать всё примерно с одинаковым результатом. Но умный, читая Тору, слишком часто попадает в зависимость от нее. Об этом никогда не следует забывать тем, кто просто ради любопытства желает с ней глубже ознакомиться. Мысленно представляю, что читатель в этом месте саркастически улыбнулся.
Не спешите. Я и сам был на вашем месте. Но за последние годы изменил своё отношение к Торе и пишу её имя только с большой буквы, хоть не читал её в оригинале и не стал религиозным.
Я не знаю, действительно ли она подарена Б-гом Мойсею, или кем-то написана, но в своем первозданном виде (на иврите) она великолепно поддаётся математической обработке. На одной из лекций рассказывали, что в древние времена самаритяне предложили удалить из текста лишние, на их взгляд, буквы "йуд" и "вав" (в иврите есть слова, которые можно писать как этими буквами, так и без них ). Но после этого Книга уже не поддавалась математической обработке.( Подробно о гематрии, как о методе каббалестического исследования Торы, можно ознакомиться в
Web Site Internet'a). Лично я с огромным любопытством просматривал труды математиков, посвященные этому удивительному явлению. А в прошлом году получил, от доктора Александра Сапожникова новую книгу, в которой авторами использован совершенно новый метод исследования - векторная гематрия. Сложнейший математический метод, используемый авторами в книге поражает своими возможностями и лишний раз подтверждает неординарность Торы. Я мог бы еще рассказать о многих загадочных и любопытных наблюдениях в этой области, но считаю более этичным желающим самим заглянуть в соответствующие сайты, а любителям математики рекомендую прочитать вышеупомянутую книгу.



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки