-->

 
На главную

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC


Еврейский Карузо Иосиф Шмидт


Моисей ЛОЕВ, Нью-Йорк

Иосиф Шмидт родился 4 марта 1904 года в буковинском селе Давидены, где его отец, Вольф Шмидт, владел большим земельным наделом. И еще он был страстным почитателем священных книг и потому не находил времени прислушаться к чудесному голосу своего Йоселэ. А вот мама мальчика, Сорэ, имевшая врожденный музыкальный слух, обратила внимание на его голос. В хедере строгий ребе поначалу был не очень доволен своим учеником. Мало того, что мальчик не повторяет то, что учили день назад, так он еще и поет все время, мешая тем самым прилежно учиться другим мальчикам. Но ребе, к счастью, сам любил петь и был "по совместительству", как теперь бы сказали, "на общественных началах", кантором в небольшой сельской синагоге. В конце концов он оценил своего ученика и даже стал учить его нотной грамоте. Мама Йоселэ обрадовалась, а отец сказал: "Пусть он лучше хорошо учится, чтобы потом стать аптекарем или даже доктором, который выписывает рецепты, а не ноты".
И все же Йоселэ вскоре стал довольно популярен в округе, без него не обходились ни один детский праздник, ни одно семейное торжество. Более того, он поддерживал своего ребе, когда тот выступал в качестве кантора, а во время Рош ха-Шана и Йом Кипура он даже подпевал кантору, приглашенному из Черновцов.
В 1918 году, как только кончилась Первая мировая война, семья Шмидтов возвратилась из австрийской глубинки, куда эвакуировалась в начале войны, и поселилась в Черновцах. Здесь Иосиф учился в еврейской школе и одновременно пел в детском хоре большой хоральной синагоги Темпл, которым руководил талантливый дирижер и композитор Иосиф Тубштейн. Здесь впервые дал о себе знать маленький рост Шмидта. К тому времени его подростковый альт начал превращаться в чудесный тенор, и Тубштейн настаивал, чтобы мальчика перевели в мужской хор, где бы он исполнял и сольные номера. Но эти усилия остались безуспешными. Где это видано, чтобы какой-то мальчишка был солистом мужского хора? Это неэстетично, считали руководители Темпла. И лишь когда главным кантором синагоги стал Моисей Штейнберг, он незамедлительно назначил Иосифа Шмидта первым тенором.
Дирижер и композитор Иосиф Тубштейн, кроме детского хора в Темпле, время от времени руководил хором городского театра, где играла немецкая труппа (состоявшая в большинстве из австрийских беженцев). Тубштейн и здесь привлек Йоселэ, который был особенно хорош в сольных выступлениях в операх "Гугеноты" и "Человек из Евангелии".
Шмидт еще в школьные годы учился играть на скрипке, брал уроки пения. Его всесторонние музыкальные способности росли с неимоверной быстротой. Он уже мечтал об оперном театре. Но мешал... маленький рост, хотя Иосиф со своим золотым голосом имел колоссальный успех в постановках детских пьес, в частности - в пьесах выдающегося еврейского баснописца Элиэзера Штейнбарга.
Круг почитателей его таланта расширяется. Благодаря усилиям двух из них - Мойше Рима и Гирша Минцера, удалось вырвать Шмидта из тесных стен Темпла. Иосиф отправляется в Берлин. Предварительно проведя "Вечер арий и песен", где он во взятом в аренду смокинге пел румынские баллады, еврейские и украинские народные песни, арии из опер Пуччини, Верди, Леонкавалло и других композиторов. Успех был колоссальный.
Через четыре месяца, в ноябре 1924 года, Иосиф Шмидт приезжает в Берлин. Останавливается у своего дяди, Лео Энгеля, который покровительствовал ему, а затем был его импресарио. При содействии дяди уже через несколько дней после приезда Иосифа принимает госпожа Иоффе, известный музыковед, тесно связанная с берлинскими музыкальными авторитетами. Поначалу невзрачная фигура Шмидта произвела на нее неважное впечатление, но как только он запел, фрау Иоффе тут же позвонила кому-то из своих друзей: "Господин профессор, я слушаю сейчас такое, чего до сих пор никогда не слыхала. Только что у себя дома я услышала самый красивый голос. У меня сидит маленький человечек с удивительным голосом".

Позже выяснилось: она связалась с известным музыкальным педагогом, профессором Германом Вайсендорном, который вскоре тоже изумился, услышав голос Шмидта. И по его рекомендации Иосифа зачислили в берлинскую Высшую школу музыки и песни, освободив от платы за обучение. Черновцы не пропускали ни одной благоприятной возможности ангажировать Шмидта к себе на концерт. На одном из них присутствовали двое туристов из Голландии. Они до того восхитились голосом Иосифа, что немедленно пригласили певца на два концерта - в Амстердам и Роттердам. Эти два концерта вызвали ажиотаж среди тамошней публики, о них благоприятно отозвалась вся голландская пресса. Оттуда Шмидта пригласили в Бельгию. И там он тоже имел большой успех и даже был награжден традиционным "золотым венком".
Единственное, что на короткое время прервало его восхождение на вершину оперного Олимпа, - это военный призыв в 1926 году. Служил он в родной Буковине и, к счастью, попал в военный духовой оркестр. Он должен был играть там на большом барабане. И играл. Правда, еще иногда и пел по просьбе офицеров.
После демобилизации из армии Шмидт задержался в Черновцах, у родителей, и на короткое время стал кантором хоральной синагоги Темпл, но вскоре вернулся в Берлин и попытался поступить в Берлинскую государственную оперу. Однако генерал-директор оперы ему отказал, назвав ту же причину отказа: рост певца не соответствовал его высоким вокальным качествам тенора, особенно - в любовных дуэтах, когда певица-сопрано возвышалась над ним как телеграфный столб над садовой калиткой.
В отчаянии Иосиф Шмидт обратился к своей первой патронессе фрау Иоффе. Выслушав певца, она тотчас связалась с руководителем Берлинского "Рунд-функ" (радио), порекомендовав ему послушать Шмидта.
Первое выступление Иосифа на немецком радио состоялось 29 марта 1929 года. С того дня он становится оперным певцом Берлинского радио и поет не только для радиослушателей Германии. Миллионы людей во всех концах Земли сидят у приемников и наслаждаются его несравненным голосом. Берлинское радио завалено письмами: кто этот певец, почему его до сих пор не было слышно? И просьбы: почаще передавать его концерты. Немецкая пресса восхваляет феноменальный голос Шмидта, радуется появлению в Германии нового Карузо.
Известный камерный певец и руководитель музыкальной редакции Берлинского радио, который был лично знаком с Карузо, писал: "Не раз уже пытались найти похожего на Карузо тенора, но до Иосифа Шмидта ни один не дотягивал".
Следует заметить, что на следующий день после первой радиопередачи Шмидта одна немецкая газета написала: "Вчера популярность радио одержала большую победу. Мы слушали тенора с таким тембром, какого еще никогда не слыхали. Иосиф Шмидт - певец, имя которого будет запечатлено во многих сердцах".
Иосиф был коронован как "радиопевец номер один".
В 1930 году, когда в Берлине с помпой отмечали 10-летие первой музыкальной радиопередачи, музыкальный мир избрал Иосифа одним из главных участников торжества. Шмидт пел арию Таимна в моцартовской опере "Волшебная флейта" и был признан лучшим моцартовским интерпретатором. Всего в течение последующих лет (до 1933 года) Шмидт спел на радио не менее 37 оперных партий.
Но вот наступило 30 января 1933 года - ужасный день в истории ХХ столетия. Адольф Гитлер избран рейхсканцлером Германии. Но немецкий народ еще сидел у радиоприемников и с радостью слушал сообщение диктора: "А сейчас снова выступает наш любимец Иосиф Шмидт". Пока немецкий народ еще не увлекся нацистскими идеями, Иосиф Шмидт оставался его любимцем. 9 мая 1933 года в берлинском дворце "Уфа" состоялась премьера кинофильма, посвященная Иосифу Шмидту, - "Песня идет по свету".
А на второй день, 10 мая, гитлеровцы начали жечь книги.
Шмидт, предугадывая дальнейшие события, перебирается в Вену, откуда выезжает на гастроли в столицы Франции, Бельгии, Голландии, стран Скандинавии, на Балканы. В Вене один за другим выходят еще три фильма с участием Шмидта: "Сегодня самый счастливый день моей жизни", "Когда ты молод, тебе принадлежит весь мир" и "Звезды падают с неба". В них Исоиф поет и играет, проявляя себя не только несравненным певцом, но и прекрасным актером.
В 1934 году Шмидт приезжает в Эрец Исраэль. Он поет в Иерусалиме, Хайфе и Тель-Авиве. По контракту Иосиф должен был в каждом из этих городов дать по одному концерту, но успех был до того велик, что в Тель-Авиве он выходил на сцену четыре вечера подряд. Не могу не вспомнить, что в 1935 году в венском "Лустшпил-театре" состоялась премьера названного уже мною фильма "3везды падают с неба", который произвел неизгладимое впечатление на всех, кто его видел. Еще через год берлинский "Еврейский культур-бунд" получает разрешение на проведение двух концертов Шмидта, но 29 января, когда должен был состояться первый, плакатные стенды были залеплены извещениями: "Иосиф Шмидт - концерты в Берлине запрещены". Все газеты опубликовали это объявление на первой полосе.

Лилиан Ритц и Иосиф Шмидт в фильме "Когда ты молод,весь мир твой"

В феврале 1937 года Иосиф Шмидт пересекает океан. Седьмого марта он поет в Нью-Йорке, в "Карнеги-Холле". Успех ошеломляющий! В тот же вечер он подписывает контракт еще на один концерт, потом еще на три. И все это - кроме концертов в других городах Америки. В 1938 году Шмидт покидает США, посещает Черновцы, затем начинаются его странствия: Бельгия, Исландия, Голландия, другие европейские страны. Певец все еще надеется, что положение нормализуется и он вернется в Германию.
Он концертирует во всех столицах Европы, пока они, одна за другой, не оказываются под сапогом Гитлера.
В Брюссель Иосиф прибыл в день, когда нацисты вошли в город. Его последнее письмо родным сопровождалось гитлеровской печатью "Просмотрено цензурой". Из Бельгии он перебрался во Францию, в неоккупированную зону, где ненадолго задержался. Не видя перспективы пристать к какому-то надежному берегу, он связался с группой беженцев и с ними через Лион, а потом через Альпы добрался до швейцарской границы. Было это 28 сентября 1942 года. Утомленный и разбитый после долгих недель скитаний, но с надеждой, что свободная Швейцария, в которой его концерты всегда были событием, станет наконец для него убежищем, он добрался до границы. Но тут его ожидало горькое разочарование: пограничники приказали ему немедленно покинуть территорию Швейцарии. Слова о том, что он Иосиф Шмидт и что он только недавно пел в самых больших залах Швейцарии, никакого впечатления на пограничную охрану не произвели. Комендант равнодушным голосом сказал ему: "Беженцев, которые прибывают нелегально, мы не впускаем, а певцы нам сейчас не нужны".
Шмидт вынужден был блуждать по Альпам, пока не добрался до второй погранзаставы. И лишь 8 октября ему удалось, уже очень больным, прибыть в Цюрих. Всего лишь неделю он провел в тамошнем пансионате под наблюдением врачей. Однако вскоре ему приказали покинуть Цюрих и перебраться в лагерь для перемещенных лиц. Одна цюрихская газета написала: "Спасите Иосифа Шмидта, ведь его голос принадлежит не только ему, он принадлежит всему миру". Но это не помогло. Тяжело больного певца интернировали в лагерь для беженцев, который вполне мог называться концлагерем. Его комендант, садист или просто фашист, выгонял несчастных, легко одетых, больных узников ночью из барака на осенний холод и устраивал поверку. Не выдержав лагерных условий, после второго инфаркта Иосиф Шмидт скончался 16 ноября 1942 года. Замечательный голос замолк навсегда. Было гениальному певцу всего 38 лет.

В очерке использованы материалы сборника черновицкого еврейского литератора Мишулима Суркиса, монографии Гертруды и Карла Ней-Новотни и материал кандидата наук Леонида Флейдермана (Москва).

http://russian.forward.com/archive/numer_000433/yidishegas.html






сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки

Rambler's Top100