|
НАТАЛЬЯ ФИЛАТОВА С маленькими гениями большие хлопоты
Вундеркинды от музыки встречаются на каждом шагу. Моцарт дебютировал на сцене в три года, а в четыре запоминал каждую ноту услышанного концерта. Шопен стал чудо-ребенком к восьми годам, Штраус и Гайдн стали сочинять в шесть. Иегуди Менухин играл сложные пьесы в три года, а в восемнадцать считался непревзойденным виртуозом (после концерта в Берлине в 1929 году к нему в гримерку ворвался Эйнштейн с криком: "Теперь я знаю точно, что есть Бог на небесах!"). Что характерно: юные гении-музыканты, как правило, остаются гениями до смерти. С математическими вундеркиндами жизнь обходится суровей - большинство угасает в безвестности. Зато знаменитых знают все. Великий французский физик и математик Андре Ампер решал сложнейшие задачи в одиннадцать лет. Карл Фридрих Гаусс, который в двадцать пять лет считался первым математиком XIX века, в два года уже бойко вычитал-складывал, а в четырнадцать служил придворным математиком Великого князя Брауншвейгского. А это не вредно? Что такое вундеркинд? Медики считают, что одаренность в детстве - это результат высокого уровня гормонов в железах внутренней секреции, включая гипофиз и надпочечники. Нервная система маленького умника достигает наивысшего развития задолго до того, как разовьется весь организм. С медицинской точки зрения это не вредно. Да, таких детей и немного - 1 процент от населения (между прочим, интеллектуально благополучной может считаться нация, в которой 20% людей с интеллектом выше среднего). Вундеркинды чаще встречаются среди мальчиков. Если ребенок левша, родителям лучше не торопиться его переучивать - левши в среде гениев составляют большинство. По словам заместителя директора Института психологии РАН Владимира Дружинина, сейчас в науке термин "вундеркинд" отсутствует, есть термин "особо одаренные дети". "Существует две вспышки детских способностей, - говорит Дружинин. - В три-четыре года, когда обычно проявляются математические и музыкальные способности, и в подростковом возрасте, когда обнаруживают себя литературный и конструкторский таланты. Чаще всего это обычное проявление детских способностей. И тут возникают две проблемы: родители начинают или преувеличивать или преуменьшать способности ребенка. И в том и другом случае у человека формируется неадекватная самооценка. Это приводит к тому, что во взрослом состоянии талантливый ребенок становится заурядным человеком. Задача родителей одаренного ребенка - не устраивать вокруг него суету, а обеспечить нормальное развитие". Их не любят психиатры Проблема угасания способностей вундеркинда действительно одна из самых важных. Чаще всего к десяти годам сверходаренный ребенок почти полностью утрачивает свои таланты. Так произошло в XIX веке со знаменитым "считающим мальчиком" Зерой Колберном. В шестилетнем возрасте он поражал арифметическими способностями, но к десяти годам их полностью утратил. А юношей бедный Зера не мог даже совершать элементарные вычисления на бумаге. "Изменение темпа развития приводит к тому, что у окружающих вундеркинда рождается синдром искаженного ожидания, которые ребенок не оправдывает, - считает доцент кафедры детской психологии МПГУ Софья Нартова-Бочевер. - К тому же интенсивное развитие одной стороны всегда приводит к отставанию другой. Опережающее развитие интеллекта зачастую приводит к бедности эмоционального мира ребенка. Ребенок может быть беспричинно жесток, не понимая этого. К тому же вундеркинду часто сложно адаптироваться к школьному коллективу, и это ведет к социальной изолированности. Психиатры очень не любят опережающее развитие. Часто это результат какого-то внутриутробного отклонения, которое может сказаться в дальнейшем в отклонении психического рода". В общем, к особенным способностям своего малыша родителям надо относиться без испуга, но с пристальным вниманием. http://www.7days.ru/w3s.nsf/Archive/2000_47_life_text_filatova1.html |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|