На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Ки Тиса(Главы 30-34)

Пинхас Полонский. Еврейский "национальный вид идолопоклонства"

Меир Левинов. Золотой бычок

Арье Барац. Протохристианство

Недельный раздел Ки Тиса

Пинхас Полонский

Еврейский "национальный вид идолопоклонства"

  1. Как был создан Телец

  2. Идол собственного производства

  3. Почему именно Телец? Мидраш о создании Тельца

  4. Телец и Иосиф

[1. Как был создан Телец]

Сразу после Дарования Торы Бог призвал Моисея подняться на Гору Синай. Моисей пообещал народу, что вернется ровно через 40 дней; однако евреи посчитали за первый сам тот день, когда Моисей поднялся на Гору Синай, ожидали его прихода на один день раньше. Итак, накануне того дня, когда Моисей должен был спуститься с Горы, евреи решили, что 40 дней прошли, и значит, с Моисеем что-то случилось и что он не вернется. Евреи испугались - "кто же теперь будет вести нас?!"; потому они сделали Золотого Тельца и сказали: "Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской" (Исход 32:4).

[2. Идол собственного производства]

В еврейской жизни и позже бывало, что народ, воспринимая чужие влияния, поклонялся идолам: Баалу, Астарте, Молоху и т.д. Но только Золотой Телец был идолом собственного еврейского изобретения, прошедшим через всю еврейскую историю. Когда Иеровоам, царь Северного Израильского царства, захотел достичь религиозной независимости, он "сделал двух тельцов золотых и сказал: Довольно ходили вы в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Бейт-Эле, а другого поместил в Дане" (Книга Царей I 12:28). Позже, когда пророк Элияhу выступил против идолопоклонства, он смог привлечь на свою сторону большие массы евреев и уничтожить служителей Баала - иноземного божества, ввезенного в Северное Израильское царство из Финикии. Но даже в этот момент, когда идолопоклонство потерпело сокрушительное поражение, Элияhу не смог уничтожить служение Тельцу, и оно продолжалось до самого падения Северного царства.

[3. Почему именно Телец? Мидраш о создании Тельца]

Почему евреев привлекал именно образ Тельца? Тора описывает создание Тельца у Горы Синай лишь в общих словах: "И подступили сыны Израилевы к Аарону, и дали ему золото свое, и он бросил его в огонь, и вышел Телец" (Исход 32:1,24). Мидраш, однако, добавляет весьма неожиданные подробности. Мидраш рассказывает, что, уходя из Египта, евреи должны были выполнить обещание, данное еще Иосифу - вынести с собой его кости. Тело Иосифа после смерти положили в саркофаг и опустили на дно Нила; чтобы поднять его, Моисей бросил в реку табличку со словами "але шор", т.е. "поднимись, бык" (бык - символ колена Иосифа) - и саркофаг всплыл на поверхность; евреи подняли его и понесли с собой. Но история на этом не кончилась, ибо эту табличку выловил один еврей и спрятал у себя. Когда же около горы Синай Аарон, надеясь сдержать волнения народа, бросил золото в огонь, подошел этот еврей и подбросил в пламя табличку. Слова "поднимись, бык" опять материализовались, но совершенно в ином смысле - Золотой Телец поднялся из огня.

[4. Телец и Иосиф]

Этот Мидраш подчеркивает связь Иосифа с Золотым Тельцом. Одно и то же желание "поднимись, бык" - будучи осуществленным правильно, реализует и поддерживает активность категории Иосифа внутри еврейского народа. И оно же, будучи осуществленным с неправильными намерениями, приводит к идолопоклонству - поклонению Золотому Тельцу. Не случайно, что именно в Северном Израильском царстве, основным стержнем которого были потомки Иосифа - колена Эфраима и Менаше - поклонение Тельцу приобрело такие большие и постоянные масштабы. Этот Мидраш объясняет, что поклонение быку - это обожествление определенных качеств еврейского народа, связанных с образом Иосифа. Дело в том, что бык в те времена служил главной "материальной силой": на нем пахали, возили тяжести, с его помощью мололи зерно. Сходная особенность была характерным свойством Иосифа. Он постоянно стремился изменить, улучшить окружающий мир. В молодости он старался исправить поведение братьев. Попав в рабство к Потифару, царедворцу фараона, Иосиф очень быстро превратился в управляющего его громадным владением - "ибо во всем, что Иосиф делает, Господь дает успех в руке его" (Бытие 39:3). Позже, выдвинув план спасения Египта от голода и став "вторым после фараона", Иосиф переустроил страну: развил строительство, сельское хозяйство, структуру управления и т.д. При этом сам Иосиф подчеркивал, что достижение власти над материальным миром - не цель жизни, а лишь подготовительный этап для последующей духовной работы; он говорил братьям: "ибо меня послал Бог [устроить жизнь в Египте] перед вами, чтобы сохранить вас для великого спасения" (Бытие 45:7).

В отличие от Иосифа, мы, его потомки, склонны иногда забывать об этом и "обожествлять" способность евреев преобразовать материальный мир. В древности жажда того, чтобы жизнь определялась понятными, материальными основами, реализовалась в поклонении Тельцу. Сегодня она выражается в "прагматических теориях", но суть ее неизменна. Когда евреи настолько увлекаются материальным переустройством мира, что оно становится для них основной, "конечной" задачей, то это и есть классическая форма еврейского национального идолопоклонства, прошедшая с нами через все века.

Меир Левинов

Золотой бычок

1. Не "поклонение золоту" а, напротив, готовность им пожертвовать

2. Чудеса не дают прочного фундамента вере

3. Молитва Мудрецов Великого Собрания об отмене тяги к идолопоклонству

[1. Не "поклонение золоту" а, напротив, готовность им пожертвовать]

Принято под словами "поклонение золотому тельцу" понимать неумеренную тягу к золоту и к его эквивалентам, ради каковой страсти человек забывает Бога и людей. Скорее всего, этот образ сложился в результате соединения слов "поклонение" и "золотой", так как сама история поклонения евреев золотому идолу, так как она рассказана в Торе, повествует совсем не о тяге к благам этого мира.

Действительно: евреи пришли к Аарону и попросили его сделать идола, который заменил бы им Моше, который, по их мнению, скорее всего уже умер, ведь не может человек жить без еды сорок дней. Аарон согласился и потребовал у собравшихся вытащить золотые серьги из ушей женщин и детей и отдать ему. (Мидраш, считает мотивом такой просьбы желание Аарона торпедировать волеизъявление народа с помощью установления чисто технического препятствия - понятно, что мало найдется женщин, которые добровольно расстанутся со своими украшениями ради мужских глупостей). Судя по тексту Торы, Аарон рассчитал правильно, но не учел, что мужчины полны религиозного рвения: "И вытащил весь народ золотые серьги из своих ушей" (32:2) (в данном случае под словами "весь народ" понимаются мужчины). Он бросил эти серьги в огонь и из пламени вышел золотой бычок, топнул ножкой и замычал (Мидраш Раба). Все присутствовавшие были в восторге, сочтя, что Всевышний послал им посланца на место ушедшего к Нему Моше. То есть вся история о золотом бычке скорее свидетельствует о готовности пожертвовать золото на религиозные, пусть далеко не праведные, цели, а не тому, что страсть к богатству до добра не доводит.

[2. Чудеса не дают прочного фундамента вере]

Напомню, что поклонение золотому тельцу произошло спустя всего 40 дней после Откровения у горы Синай и через три месяца после исхода из Египта и всех чудес и знамений, которые этот Исход сопровождали. Всего 40 дней назад весь народ провозгласил "Будем исполнять и слушаться" и вдруг куча народу нарушает услышанные у горы Синай заповеди. Все это доказывает, что вера не возникает на ровном месте и никакие чудеса и знамения не являются прочным фундаментом для нее. Классический Мидраш гласит: "В час дарования Торы нависла над сыновьями Израиля гора Синай как пресс и Всевышний сказал им: Или вы принимаете Тору, или гора Синай раздавит вас! И на это евреи ответили "Сделаем и будем послушны". Если понимать слова Мидраша буквально, то вся эта история в сочетании с поклонением золотому бычку через 40 дней после нее доказывает, что в вопросах веры даже Сам Всевышний не может насильно заставить людей подчиняться Себе. Если же понимать этот Мидраш фигурально, то есть считать, что его автор хочет сказать, что моральное давление горы Синай было невыносимым (разве кто-нибудь может отказать Богу, говоря лицо к лицу с Ним?!) то история еще раз доказывает, что чудеса и откровение не дают прочного фундамента вере.

[3. Молитва Мудрецов Великого Собрания об отмене тяги к идолопоклонству]

В связи с верой и идолопоклонством есть еще один Мидраш: "Как-то мудрецы Великого Собрания (через тысячу лет после стояния у горы Синай) молились Богу и просили Его, чтобы не было на земле тяги к идолопоклонству и тяги к разврату. И на их молитву было отвечено. С этого момента прекратилось пророчество и курицы утром не снесли яйца. И после этого мудрецам пришлось помолиться, чтобы куры продолжали нести яйца". Связь между куриными яйцами и стремлением к разврату - очевидна: разврат - это крайняя форма проявления инстинкта размножения. Связь же идолопоклонства с пророчеством куда тоньше, но она есть, (этой теме посвящена большая статья р. Льва Бецалеля из Праги). Нас же в этом Мидраше интересует тот факт, что начиная с деятельности Великого Собрания, в Израиле практически не было известно об идолопоклонстве, как форме идеологии. Но при этом во всю эту эпоху не было явных чудес, не было пророчества. То есть с этого момента вера прочно укоренилась и мы видим, что для ее утверждения не нужны ни чудеса, ни знамения.

Арье Барац

"Протохристианство"

Нынешнее недельное чтение "Тиса" начинается словами: “И сказал Господь Моше так: Когда будешь делать поголовное исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их... полшекеля приношение Господу” (30.11-14).

Это повеление Всевышнего является основанием для одной из 613 заповедей Торы - ежегодного денежного пожертвования на Храм.

Между тем хронологически дарование этой заповеди имело место позже, во всяком случае - не в начале, а в конце тех событий, которые описываются в нашем недельном чтении.

Непосредственным продолжением заповедей, излагаемых в двух предыдущих недельных отрывках, “Трума”и ”Тецаве”, является заповедь изготовления благовоний для воскурения в Храме. Вслед за чем для строительства Скинии и создания всего перечисленного в главах “Трума”и ”Тецаве” призывается некий мастер, Бецалель, а также дается заповедь о субботе. Однако здесь ход повествования самым драматическим образом прерывается:

“Народ же увидел, что Моше долго не сходит с горы, и собрался народ к Аарону и сказал ему: встань, сделай нам божество, которое шло бы перед нами; ибо сей муж Моше, который вывел нас из земли Египетской, - не знаем, что с ним случилось” (32.1)

И далее описывается история создания золотого тельца и поклонения ему, которое было прервано появлением разгневанного Моше, спустившегося с Синая как раз в разгар всеобщего ликования: “И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горою” (32.19)

Сам Всевышний был столь разневан, что вознамерился даже уничтожить Израиль и заключить завет с потомством Моше. Однако Моше умолил Его и Всевышний простил Свой народ, повелев принести в искупление пожертвование на Храм (полшекеля), описанием чего как раз и начинается наше недельное чтение.

Но как все же такое могло произойти? Как евреи могли поклониться золотому тельцу, причем в самый момент дарования Торы и при том, что они вроде бы прекрасно знали, кто их вывел из Египта?

Устная Тора приводит в оправдание этого отступничества следующие подробности. Во-первых, утверждается, что в это поклонение евреев все же вовлекли вышедшие с ними инородцы, чарами которых эта статуя и была создана. Считается, что именно от египтян исходил призыв: “сделай нам божество”. А во-вторых, утверждается, что поклоняясь тельцу, евреи вовсе не отрицали Всевышнего и даже не заменяли его идолом. Они просто полагали, что они были выведены из Египта посредством одной из сил, приближенных к Престолу Славы.

Сказав о золотом тельце: “вот бог Израиля, который вывел тебя из земли Египетской” (32.4), евреи восприняли этого тельца как изображение того посредника между ними и Богом, который по их мнению участвовал в их избавлении из Египта.

Рамбам в “Мишне Тора” в разделе “Авода Зара” пишет, что такого рода почитание в свое время было распространено. Он считает, что таковым вообще был первый шаг на пути к идолослужению, который совершил древний человек в поколении Эноша. По мнению того поколения, часть Своей Славы Всевышний передал светилам, а потому им также решено было поклоняться. И только впоследствии появилось чистое идолослужение, обращающееся к рукотворным идолам и полностью забывшее о Первоистоке.

Как бы то ни было, но именно по такому пути шли многие позднейшие отступники, например, царь Менаше, которого Гемара характеризует как мудреца и знатока Торы, но который тем не менее “построил жертвенники всему воинству небесному в обоих дворах дома Господня... и идола Астарты, которого он сделал, он поставил в Доме...” (II Мелахим 21.5-7)

Считается, что именно такой характер носило так же и отступничество царей Израиля, которые наряду с поклонением Всевышнему на горе Гиризим почитали одновременно и местных Баалов.

Как бы то ни было, но в поклонении золотому тельцу иудаизм видит не рядовое идолослужение, а некий его специфический тип. Такое богопочитание, которое признавая единого Бога, одновременно поклоняется и его творениям, придавая им божественный статус, именуется в иудаизме “авода зара башитуф” - “соучастное идолослужение”. Именно к такому богопочитанию иудаизм относит христианство.

В иудаизме нет спора относительно недозволенности участия в такого рода культе для евреев, однако в отношении неевреев мнения законоучителей расходятся. Так, р.Моше бен Нахман (Рамбан) считал поклонение иным силам наравне с Богом для неевреев таким же запретным действием, как и для евреев. Между тем такие крупные авторитеты, как р.Шломо Ицхаки (Раши) и Гамеири не считали христиан идолослужителями.

Вот как в целом резюмирует этот подход иудаизма рав Герцог, бывший главным раввином Израиля в пору провозглашения его независимости. В своей книге “Тхука ЛеИсраэль альпи Тора” он пишет: “Наш разум не схватывает, как вера в единого Бога совмещается с верой в его тройственность. Между тем не следует забывать, что они (христитане) имеют представление о Творце мира, хотя представление это и не вполне чисто. По моему мнению... исчерпывающей здесь следует принять позицию гаона рабби Зеева Вульфа Галеви Васковича, постановившего, что сыновья Ноаха не предупреждены относительно “соучастного идолослужения”... “Соучастное идолослужение” - это богослужение, которое с одной стороны обращено к безначальному единому Богу, Творцу неба и земли, а с другой присоединяет к нему силы телесные или какую либо из природных сил, или человека, который их воображением поставлен на божественную высоту, но так что первый признается основой, а второй - производным. Даже если это является идолослужением для евреев, так что они подлежат за него смертной казни или смерти по воле небес, для сыновей Ноаха в этом нет ничего запретного... Христиане нашего времени, даже католики, не являются идолослужителями... несмотря на то, что сами они не замечают противоречия между единством и триединством”.

На мой взгляд, дело, однако, не в том, что христиане “не замечают противоречия”, а в том, что для веры в это “противоречие” у евреев нет решительно никаких оснований.

Христианство отличается от мимолетного культа “золотого тельца” и от древних самарянских поверий не только персонально, но и содержательно. С одной стороны христианство - это религия сознательно парадоксальная: для провозглашения своей идеи боговоплощения (возможного и необходимого практически в любой языческой религии) христианству требуется именно иудейская вера, т.е. единственная в мире вера, такое воплощение категорически запрещающее.

С другой стороны, христианство - это насквозь рационалистическая религия: диалектика единства и триединства (Единое - Ум - Душа) была проработана в античной философии еще до того, как была использована христианской теологией.

Более того, знатоки истории философии с легкостью могут показать, как теологические модели, принятые на вселенских церковных соборах, оказались определяющими для последующего развития всей европейской цивилизации. Все в европейской культуре, начиная с ее философии и искусства и кончая научными программами Нового времени, приведшими к нынешнему техническому прогрессу, все это в конечном счете обязано “изобретенным” на христианских соборах теологическим формулам “триединства” и “боговоплощения”.

Однако при этом важно понимать, что это именно “изобретение”. Для своей теологической конструкции христианство не имеет подлинной опоры не только в священных книгах иудеев, но даже и в Евангелии.

Сегодня уже сами христиане начинают признавать, что их учение о боговоплощении и триединстве не провозглашается в самом источнике - Библии, что это учение привнесено внешней теологической мыслью. Об этом откровенно говорят не только протестанские ученые, как, например, Бультман, но и такие видные современные католические теологи как Каспер и Кюнг.

Честертон пишет: "Вопрос не станет яснее, если даже вам скажут, что Христос не называл себя Богом. Ни одному пророку или философу, равному Ему по мудрости, не могли бы это приписать. Допустим, что Церковь ошиблась, неправильно поняла Его; но никто, кроме Церкви, так не ошибается. Магометане не приняли Магомета за Аллаха, евреи не приняли Моисея за Бога. Даже если все христианство зиждется на ошибке, ошибка эта неповторима, как Воплощение".

Христианство действительно зиждется на “ошибке”. Человек из Назарета не признавал и не мог признавать себя равным Богу. И те евреи, которые тем не менее исповедуют его именно в таком качестве и принимают крещение, в основе своей повторяют такое же самое оступничество, которое совершили сыны Израилевы, поклонившиеся золотому тельцу.

Однако это не значит, что когда народы столь ошибочно поняли своего учителя, то они ошиблись во всем другом. Согласно учению Торы народы не были “предупреждены” против такого вида богопочитания. И их ошибка тем более извинительна, что она принесла поразительный плод - универсальную европейскую культуру, ценность которой сегодня осмеливаются отрицать только исламские фундаменталисты.

Христиане неповторимо ошиблись, когда стали учить о своем неповторимом “боговоплощении”. Однако при всей своей уникальности, христианство все же принадлежит общему классу религий, именуемых в иудаизме “соучастным идолослужением”.

Христианский теолог и философ Оккам (1300-1349) писал: “То что Бог принял человеческую природу, является вопросом веры. Не заключает в себе противоречия, что Бог примет ослиную природу; на том же основании Он может принять природу камня или дерева”.

Если это так, если христианская мысль действительно не накладывает запрета на подобные “внечеловеческие” воплощения, то мы вправе допустить, что христане могли бы оставаться христианами, т.е. основывающимися на той же Библии хасидами Человека из Назарета, но при этом не обожествлять его, а свою гипотезу триединства выдвинуть на основании какого-либо другого эпизода священной истории.

Золотой телец едва ли подошел бы для этой цели. Уж слишком однозначно он осужден Торой. Но почему, например, было бы не поклониться огню на основании явления Всевышнего в неопалимой купине? Может быть, в главном результат действительно был бы тот же самый? Может быть в результате действительно получилась бы та же самая европейская философия, та же самая компьютерная техника, ну и, разумеется, тот же самый антисемитизм?

Copyright © Маханаим



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100