На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Пекудей(Главы 38-40)

Арье Барац. Свет миру или мракобесие?

Недельный раздел Пекудей

Арье Барац

Свет миру или мракобесие?

Недельное чтение “Пкудей” начинается словами: “Вот счета по скинии, скинии откровения, сведенные по повелению Моше трудом левитов под руководство Итамара сына Аарона, священника. Бецалель же, сын Ури, сын Хура, из колена Иегуды, сделал все, что повелел Господь Моше”. (38.21)

Итак, последняя глава книги Шмот заканчивается рассказом о завершении строительства скинии и схождении в нее Всевышнего: “И покрыло облако шатер соборный, и слава Господня наполнила скинию” (40.34)

Cкиния была создана в течение семидесяти дней, после того как на Йом Кипур Всевышний простил народ за грех поклонения золотому тельцу и заповедал ее построить. Между тем начало богослужения было назначено только на 1 нисана: “И сказал Бог Моше: “В день новолуния первого месяца, в первый день месяца, воздвигни шатер откровения: поставь там ковчег свидетельства и закрой крышкой ковчег” (40.1-3)... “И было: в первом месяце второго года, в первый день месяца, был воздвигнут шатер” (40.17).

Причем, как описывается в книге Ваикра, этому предшествовала неделя (8.35), на протяжение которой службу совершал Моше (8.14), а Аарон и его сыновья только присутствовали, только подготавливались к служению.

При этом, как повествует мидраш, по повелению Всевышнего в эту неделю скиния ежедневно заново собиралась и разбиралась.

На восьмой день она была собрана последний раз и уже не разбиралась. Этому странному приказу существует такое любопытное объяснение: После своего создания скиния 39 лет находилась в пустыне. Сразу после вхождения в Эрец Исраэль она была помещена в Гилгале. Затем ее перевезли в Шило. Оттуда Скиния была перевезена в город Нов, а из него в Гивон. Затем был отстроен первый иерусалимский Храм, а после его разрушения - второй. Таким образом обитель Всевышнего “разбиралась” и собиралась семь раз. На этом основании делается вывод, что на восьмой раз Храм будет отстроен окончательно, для того чтобы стоять уже до скончания века. Эта вера, вера в возвращение в Сион и в восстановление Храма пронизывает иудаизм. Она проявляется в десятках молитв, например в послетрапезном благословении: “Сжалься... над алтарем и храмом Своим, возобнови Иерусалим, священный град, скоро, в наши дни” или в мусафе субботы и праздников: “Да будет воля Твоя, Господи Боже наш и Боже отцов наших, привести нас с веселием в землю нашу... и там будем приготовлять обязательные для нас жертвы”.

Эту веру открыто обнаруживают все законоучителя иудаизма, так р.Моше бен Маймон (Рамбам) пишет в “Мишне Тора” в “Гилхот Малахим” (11.1) “Грядущий Машиах восстанет и вернет царство Давида,.. и будет отстроен храм и возвратятся изгнанники”. Эту веру так или иначе исповедуют все без исключения ортодоксальные иудеи.

Вскоре после разрушения Храма мудрецы постановили, что временно храмовое жертвоприношение будет компенсироваться троекратной ежедневной молитвой, “жертвой уст”, но это было воспринято именно как временная мера. Предание о порядке проведения храмовых служб всегда бережно хранилось, и всегда во все поколения евреи ждали скорейшего восстановления храмового служения. Из года в год в молитве на Йом Кипур народ повторял: “Блаженно око, созерцавшее Храм - отраду нашу и веселье общины нашей - но скорбит душа у нас, лишь слышащих об этом”

Итак, вера в восстановление иерусалимского Храма - это не какое-то случайное чудачество - это одно из основных упований верующих евреев. И от того, что эта вера имеет вполне четкий политический смысл и потому выглядит “экстремистской”, она не перестает быть основой иудаизма. Когда по отношению к евреям говорится о “свободе вероисповедания”, то должно иметься в виду не только их безоговорочное право собираться на миньян в Тегеране так же свободно, как и в Бруклине, но прежде всего их право селиться на территории всей Эрец Исраэль и восстанавливать иерусалимский Храм.

Однако не только народы вздрагивают при мысли о таком “повороте истории”, сами иудеи со страхом отшатнулись от этой, казалось бы, своей первейшей задачи, когда в 1967 году им предоставилась возможность ее решить.

Разумеется, воздвигнуть третий Храм было бы невозможно даже и тогда: на его месте стоит Золотой купол. Но дело в том, что для того, чтобы возобновить жертвоприношения, нет необходимости в Храме. Место, по крайней мере, одного из жертвенников (медного), находится вне пределов мечети, а для жертвоприношения необходимо и достаточно именно само это место. Так, например, после разрушения Первого храма жертвоприношения возобновились за 18 лет до того, как Второй храм был отстроен: “С первого дня седьмого месяца начали они возносить всесожжения Господу, но храм Господний еще не был основан” (Эзра 3.6.)

Иногда можно услышать, что жертвоприношения невозможно возобновить, так как нет рыжей телицы, необходимой для ритуального очищения. Но во-первых, рыжие телицы всеже имеются, а во-вторых, в крайнем случае обходятся без них. Так, Рамбам в его “Мишне Тора” в разделе “Гилхот курбан песах” (7.1) пишет: “Если большая часть общества, или священники, или богослужебные принадлежности находятся в состоянии ритуальной нечистоты, то служение не отодвигается на песах шейни, но все приносят в жертву ягненка (в сам песах)”. Причем многие раввины относят это дозволение не только к пасхальной, но и к другим жертвам.

В любом случае можно было бы осуществить какие-то предварительные шаги, например, поставить синагогу там, где для этого не существовало ритуальных препятствий, или даже возобновить заклание хотя бы пасхальных агнцев.

Распоряжение Моше Даяна передать главную святыню иудаизма - Храмовую гору - в руки мусульманского совета еще можно было бы понять. В конце концов сионизм никогда не давал обязательств воплощать в жизнь постановления иудаизма. Он с самого начала подвергался критике за разрыв с глубинными национально-религиозными чаяниями еврейства (так, например, М.О.Гершензон в начале двадцатых годов писал: “сионизм есть отречение от идеи избранничества и в этом смысле измена историческому еврейству”).

Итак, то, что сионисты поступились Храмовой горой было вполне ожидаемо и понятно. Но ведь это решение Моше Даяна практически никогда не оспаривалось религиозной общественностью. Более того, вскоре после этого раввинат вынес свое весьма спорное постановление о неправомочности появления евреев на Храмовой горе по ритуальным соображениям.

В ту пору против этого постановления выступали лишь единицы, да и то не очень уверенно. Так, рав Горен, бывший главным военным раввином во время Шестидневной войны, первоначально выступал за предоставления евреям возможности молиться на Храмовой горе. Однако став главным ашкеназским раввином Израиля, он как-то оставил даже и эту идею.

В настоящее время за предоставление евреям права присутствия на храмовой горе выступают две группы верующих: “Ревнители храмовой горы”, движение, возглавляемое Гершомом Соломоном, и “Движение за возведение Храма”, возглавляемое р.Йосефом Эльбомом. Первая группа во главу углу ставит правовой и политический аспекты, вторая - прежде всего религиозный, в нее входит более сотни раввинов, как ультраортодоксов, так и религиозных сионистов. Представители этого движение регулярно поднимаются на храмовую гору, желая сделать вид религиозного еврея привычным для этого места (административные нормы разрешают пребывание евреев на храмовой горе в определеные часы в составе группы не более чем из 4 человек. Иудеи должны быть в сопровождении полиции, не иметь при себе молитвенников и не обнаруживать никаких признаков того, что они молятся).

Между тем широкие религиозные круги остаются и до сего дня равнодушны к этому вполне кашерному начинанию. С чем связано безразличие религиозного истеблишмента к самой главной еврейской святыне? Почему иудаизму так трудно говорить о восстановлении Храма в терминах не абстрактно отдаленных, а в терминах практически осязаемых? Что это? Искреннее сомнение в осмысленности давно прервавшегося культа? Традиционный страх перед всем, от чего веет мессионизмом? Или простой человеческий страх перед народами, которые более чем нервно отнеслись бы к идее восстановления Храма?

Казалось бы, что может быть предосудительного в желании иудеев восстановить свое древнее святилище? Отстроили же русские заново свой храм Христа Спасителя, и никто даже этого не заметил. Почему же если о чем-нибудь таком объявят евреи, то это будет воспринято как объявление третьей мировой войны? В конце концов ведь и вторая вспыхнула практически по той же самой причине: по мнению Гитлера, ее развязали евреи, он лишь защищался.

Достойно упоминания, что новоевропейский антисемитизм расистской закваски обвинил в сотрудничестве с иудаизмом именно масонов, т.е. ту группу аутентичных европейцев, которая связывала свою символику с иерусалимским храмом, со строительством Храма. Еще в 1786 году немец Гехаузен писал: “Никакая секта не использует знаки или родимые пятна - позвольте мне использовать это слово, черезвычайно здесь уместное, - более откровенные, чем масонские символы, ориентированные на самые настоящие иудейские иероглифы. Весь масонский инвентарь, ковры, ритуалы, заповеди, а также их история - и она опубликована - по сути есть лишь собрание иудейских картинок. Еврейский Соломон является одним из верховных владык, а его храм - их главная аллегория”.

Нет необходимости доказывать отсутствие реальной связи между иудеями и масонами. Сами масоны всегда отрицали какую-либо свою близость с иудаизмом, и то, что в своей легенде они обращаются именно к Хираму, а не к Бецалелю, т.е. к мастеру нееврейского происходения, лишний раз подтверждает зыбкость их связи.

Тем не менее вера в жидомасонский заговор в какой-то момент охватила и воспламенила все человечество. В какой-то момент эта вера распространилась не только среди русских, немцев и французов, но и среди англичан и даже американцев. Те антисемитские страхи и комплексы, которые выявились в нацизме, в действительности живы и поныне. Причем в значительной мере они сопряжены именно с предубеждением против восстановления Иерусалимского храма.

Почему, в самом деле, строительство третьего Храма ощущается некоторыми как вершина мракобесия, как еврейский хомейнизм? Каков действительный смысл храма и храмовых служб? Что думает по этому поводу сам иудаизм? Возможно ли, что он сам стесняется своего кровавого культа? Может ли здесь быть достигнуто какое-то взаимопонимание с народами, которые вроде бы называют Библию своей самой читаемой книгой? А ведь в Библии содержится также и книга Ваикра, посвященная порядку храмовых жертв. К чтению этой книги, которое начинается на следующей неделе, вполне уместно приурочить рассмотрение этих вопросов.

www.machanaim.org.il



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100