-->

 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC



Турки хотели переселить евреев на Кипр

Лев Минц




Рожденной из пены морской Афродите посвящен был древними греками остров Кипр, ныне излюбленный россиянами.
Евреи в богиню Афродиту не верили, но остров им нравился: чудный климат, близко от Эреца, дивные возможности для коммерции, а в древние времена и для сельского хозяйства, особенно же - виноградарства и овцеводства, привычных для древних евреев. И было их на острове очень много. По-еврейски остров называется Кафрисин, и кафрисинское вино служило одним из ингридиентов фимиама, воскуряемого в Храме.

Появились там евреи во 2 веке до нашей эры. Иудея в тот период боролась с эллинистической Сирией, и Рим поддерживал ее и направлял кипрским властям ноты с требованиями уважать права и самобытность еврейской общины. (Как, все-таки, хорошо начинались дела с Римом! И как плохо закончились…) До сих пор на Кипре находят во множестве иудейские монеты времен династии Хасмонеев. Даже Ирод I выдал свою внучку за Тимия, знатного кипрского еврея. Это свидетельствует о процветании кипрской еврейской общины. Будь этот Тимий забитым парнем из гетто, не видать бы ему царской внучки, как своих ушей.

И христианские апостолы Павел, Варнава Кипрский и Иоанн проповедовали в местных синагогах, но не преуспели. Что и не забыли евреям припомнить. У греческого населения они преуспели больше, а это не могло не отразиться на межобщинных отношениях.

В правление императора Траяна, столь отличившегося при взятии Иерусалима и разрушении Храма, кипрские евреи вместе с евреями Египта, Кирены и Месопотамии восстали против Рима. Главным городом острова тогда был Саламис. Повстанцы разрушили его и перебили 240 000 греков. (Нам может не нравиться такое поведение, но следует учитывать, что времена были жестокие. Кроме того , "греками" называли тогда не только этнических греков, но всех язычников, а также местных христиан; среди них же могли быть и евреи -отступники. К тому же источники могут и преувеличить число убитых. Короче говоря, кого-то там убили… ).

После подавления восстания - тоже весьма жестокого - уцелевшим евреям запрещено было селиться на острове. И это нам может не нравится, но понять власти можно, хотя и не одобрить их действия. Впрочем, через некоторое время евреи вновь появляются на Кипре (такая уж это нация!), а к 3 веку нашей эры восстанавливают там синагоги.


В 7 веке община на Кипре была снова велика, даже не одна, а три: евреев, как евреев, караимов, которые в то время не знали еще о своем древнетюркском происхождении, но с евреями все равно враждовали и спорили, кто из них еврей настоящий (караимы считали, что только караимы), а кто мнимый. И еще была какая-то странная община евреев-еретиков, не соблюдавших Шабат.(Тут, правда, возникает вопрос: а почему они евреи? Уж на что караимы заблуждаются, но субботу блюдут свято…)

Не будем залезать слишком глубоко в кипрскую историю. Правила там четыре века - до конца 15-го - династия Лузиньянов. Ее короли благосклонно относились к евреям, а церковные власти - неблагосклонно. Тут бедным евреям, среди которых было немало богатых людей, было то лучше, то хуже в зависимости от того, кто перевешивал: король над церковью или наоборот.

Мы как-то писали о советнике турецкого султана Иосифе Наси, герцоге Наксосском. Он, как вы помните, был евреем и турецким
государственным деятелем. Так вот Иосиф Наси пытался подбить кипрских евреев на протурецкое восстание против Венеции, правившей
Кипром. Герцог в этом не преуспел: евреи уже были не те, что полторы тысячи лет назад, и не столько их было. Так как в тот раз туркам взять остров не удалось, можете себе представить, как бы обошлись с еврейской турецкой пятой колонной! Тут евреям повезло, что
оказались благоразумны. А Кипру повезло попозже, в 1571 году, когда турки все-таки завоевали остров. Нет, в том, что попали под турецкий гнет, им конечно сильно не повезло. Зато…

… Турки очень хотели снизить процент христианского населения на Кипре, и у герцога Иосифа возникла идея переселить на остров евреев из Цфата (а потом, глядишь, и из многих других мест). Но цфатские евреи на это не пошли: не бросать же Эрец-Исраэль! И идея умерла, не родившись. А ведь иначе пришлось бы бедным грекам сейчас иметь дело не только с турками в их непризнанной республике Северного Кипра, но и с евреями, (интересно, как бы называлось их государство на Кипре?). В общем, повезло грекам. Между нами, евреям - тоже.


http://www.jewish.ru/994180926.asp







Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100