Реклама на IJC |
|
Реклама на IJC |
|
|
Глава курдов защищал евреев
Незабвенный генерал Александр Лебедь, когда хотел привести пример чего-нибудь совершенно невозможного и нелепого, пользовался выражением
"еврей-оленевод".
Генерал антисемитом не был - достаточно прочитать его книги, чтобы в этом убедиться, во всяком случае, выражение "еврей-десантник" ему в
таком качестве в голову не приходило. Мы к этому добавим только, что выражения "русский оленевод", "оленевод - финн" или "норвежец- оленевод" звучат не менее бессмысленно. Об этих народах мы упоминаем не только для, так сказать, оленеводческой реабилитации евреев, а потому, что
именно их представители пытались освоить в прошлом столетии этот промысел, ставший выгодным. Только не получилось ни у кого: оленеводом нужно родиться и вырасти в стойбище.
Поэтому не следует понимать заглавие нашей заметки, как попытку пошутить. В конце концов, евреи вышли на историческую арену именно, как
кочевники, долго ими были, да и в Египте пасли овец, правда, потому, что " мерзость это в глазах египтян". То есть, баранину египтяне любили, а скот пасти не хотели, поскольку много чего кроме этого умели, вот и вынуждены были пускать в свою землю пастухов-семитов.
Когда, однако, все это было, справедливо скажет читатель, с тех пор среди евреев фотографов и зубных врачей куда как больше, чем чабанов!
Нет, мы не будем лезть даже в такую седую древность, как ХIX век, когда до отмены крепостного права большая часть евреев- крепостных в Грузии отбывали свои феодальные повинности именно как пастухи. Мы кинем взгляд на Ирак, куда приковано внимание прогрессивного человечества, а
точнее - в Иракский Курдистан, где еще после Второй мировой войны было многочисленное еврейское население. Иракский Курдистан еще называют Восточным, а Западным - ту его часть, что входит в Турцию и служит предметом головной боли у турецких властей. (Болела от этого и голова С.Хуссейна, но, будем надеяться, теперь вроде бы болеть нечему.)
Значительная часть евреев здешних мест занималась сельским хозяйством, а среди них очень многие - скотоводством. Отгонным, т.е. когда зимой люди живут в деревнях, а весной, когда травы особенно сочны и обильны, уходят до глубокой осени на горные пастбища. И кочевым, когда,
постоянного жилища в деревне у людей нет, а они ставят свои шатры там, где пасутся стада. Евреи кочевали больше в Западном Курдистане.
Следует, однако, знать, что пастбища - такая же собственность, как сад, огород и дом. А вся земля, для того пригодная, состояла в
собственности у курдских глав племен - "ага" назывался такой глава. И потому, чтобы пасти скот на его лугах, следовало отдаться под его
покровительство, что означало зависимость: ему принадлежала половина скота, нельзя было наняться к другому аге без его согласия, и за выдачу за муж дочери за чужого человека следовало платить подать. Кроме того, если ага со свитою оказывался на пачтбище, следовало его принимать со всей восточной (хотя и кочевой, скромной) роскошью. И поди тогда сосчитай сколько барашков потребили дорогие гости! Жизнь, честно скажем, не райская.
Но… Ага обеспечивал защиту, что особенно важно, от турецких властей (тоже не больших приверженцев политкорректности и прав человека), от набегов враждебных племен, да и религиозными фанатиками курды никогда не были. А что касается нравов в тех местах, то дальше к северу - до армянской резни - курды являлись в армянские деревни на зимний постой и вели себя в деревне, как хозяева (не рачительные хозяева!), в селения ассирийцев-христиан они тоже являлись нежеланными гостями (зато надолго!). Враждебных курдов вырезали просто. Так что лучше было заключить кабальный договор, зато спокойно пасти своих овец…
О нравах тех мест мы сказали. Но и природа там не рай земной: землетрясения, эпидемии, лавины - все это привело к тому, что люди (не только евреи) при каждой удобной возможности переселялись куда угодно: в города, в Америку. Евреи еще - в Эрец-Исраэль, где издавна курдистанских евреев было много.
Зато среди кочевников уже их не осталось…
http://www.jewish.ru/994180115.asp
|
|
Самые читаемые страницы сегодня
|
|
|
|