-->

 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC



Откуда происходят восточноевропейские евреи?

Михаил Носоновский (Бостон)


Введение. Еврейские этнические группы

Еврейская диаспора, в том виде, в котором она сложилась к началу ХХ века, подразделяется на несколько ветвей, крупных и мелких. К крупным можно отнести общины евреев-ашкеназов (говоривших на идише потомков германских евреев); потомков испанских и португальских изгнанников сефардов, живших в основном в странах средиземноморья, в Голландии и ее колониях; персидских евреев, живших в Персии (к этой группе примыкают афганские и бухарские евреи, горские евреи и евреи Китая); йеменских евреев. К менее многочисленным, замкнутым группам относятся грузинские евреи, курдистанские евреи, чернокожие фалаша из Эфиопии, кочинские евреи из Индии и Бене-Исраэль из индийского штата Махарашта, крымчаки, восточноевропейские караимы, берберские евреи, самаритяне и ряд менее заметных групп (например, русские геры и субботники).
Почти все эти группы имеют собственные национальные языки. Малочисленные и удаленные группы, как правило, заметно отличаются от ашкеназских или сефардских евреев, как по внешнему облику, так и по жизненному укладу, обычаям, даже формам религиозной практики. Самаритяне являются особой сектой, весьма существенно отличающейся от иудаизма, со своим особым вариантом Торы. Эфиопские евреи, индийские Бене-Исраэль, отчасти и горские евреи не были знакомы с Талмудом, (караимы же не признают Талмуд принципиально), праздником Хануки и постом 9 Ава. Эфиопские евреи и Бене-Исраэль не были знакомы с ивритом. Китайские евреи, принадлежавшие к монголоидной расе, на протяжении столетий были оторваны от центров иудаизма.
Практически невозможно говорить о каких-то культурных инвариантах, общих для всех этих групп, за исключением тех, что тесно связаны с религией. Помимо религии, их объединял сходный социальный статус этноконфессионального меньшинства и еврейская самоидентификация: вера в принадлежность к единому народу, в происхождение от патриарха Иакова и жителей древнего израильского царства. Среди этнологов нет единодушия в подходе к классификации еврейских групп. Одни считают их разными этническими группами, объединенными общей религией, наподобие групп христиан и мусульман; или даже в более широком смысле говорят о многообразной еврейской цивилизации. Те, кто придает большее значение самоидентификации, говорят о едином еврейском этносе, включающем различные субэтнические группы. Встречается и смешанный подход, когда основные еврейские группы (ашкеназы, сефарды, персидские евреи и некоторые другие) признаются частью еврейского народа, а периферийные группы (эфиопские, индийские и китайские евреи, иногда караимы и ряд других) считаются отдельными этносами, принявшими иудейскую религию. Бурные события ХХ века еще более усложнили картину. Это массовый отход от религии и утрата национальных языков еврейскими группами, смешанные браки, создание Израиля, массовая миграция, в результате которой более 90% современных евреев живут не в тех странах, где жили их предки в 3-4 поколении, массовые смешанные браки, обретение равноправия меньшинствами в большинстве стран, увеличение разрыва между "светскими" и "ультрорелигиозными" евреями. Некоторые ученые усматривают в этом центробежные тенденции и говорят о "деиудаизации", которую последовательно проходят различные группы: караимы, таты, крымчаки, горские евреи, среднеазиатские и другие. Этот процесс выражается в отказе от "общееврейского" самосознания евреев диаспоры и выработке отдельного национального самосознания в каждой группе. Другие, напротив, отмечают общие центростремительные тенденции, выражающиеся прежде всего в эмиграции в Израиль и формировании отдельного этноса израильских евреев [1].

В этой статье речь пойдет только о самой многочисленной и наиболее заметной группе евреев - ашкеназах и будут рассмотрены наиболее известные теории, касающиеся происхождения этой группы.

Потомки древних израильтян?
Традиционная теория говорит, что евреи - потомки древних израильтян, живших в Палестине до первого века н.э. Разрушив в 70 г. н.э. Иерусалим, римский император Тит пленил многих иудеев и переселил их в разные страны, в частности, в Рим. Эти изгнанники и дали начало европейским еврейским общинам. Дополнительная волна переселенцев последовала после подавления восстания Бар-Кохбы во втором веке н.э.
Распространенность этой теории связана прежде всего с тем, что она освящена авторитетом иудаизма и христианства. Любой иудей считает себя потомком Авраама (если не в прямом, то в духовном смысле) и одного из колен израилевых. Термин "'ам Исраэль" (народ Израиля) в сущности означает общину всех приверженцев иудейской религии. Для христиан средневековые евреи тоже были народом Израиля, упорствующим в неприятии Христа. Их существование объясняло задержку второго пришествия Христа. Для мусульман средневековые и современные евреи - также потомки древних израильтян, которым Бог передал страну Израиля (согласно Корану, однако, древнееврейская религия была искажена лже-пророчествами Эзры).
Эта классическая основанная на здравом смысле теория, в общем-то, вполне обоснована. В культурном отношении евреи диаспоры являются наследниками евреев древней Иудеи. Они переняли у тех корпус священных текстов, не только Ветхий завет, но и Мишну, апокрифическую и каббалистическую литературу. Многие евреи числят свое происхождение по мужской линии от древнего клана священников-когенов (до 5% общей численности) или от колена Леви. Евреи диаспоры сохранили еврейское письмо и книжное знание иврита и арамейского языков.
В то же время существует ряд вопросов, на которые столь простая и привычная освященная авторитетом мировых религий теория ответа не дает. Прежде всего, разительное физическое и культурное различие между разными группами евреев не может быть объяснено лишь веками проживания в разных странах. Например, бросается в глаза большое число рыжеволосых среди ашкеназов, в то время как среди восточных евреев рыжая окраска почти полностью отсутствует. Не менее правдоподобным представляется, что речь идет о разных национальных группах, объединенных общей религией и называющих себя единым "народом", но понятие народ тут носит символический, духовный, а не этнографический характер. Подобно тому как все христиане могут называть себя "новым Израилем" или мусульмане говорить об исламской "умме" ("общине", буквально о "нации") иудеи называют себя "народом Израиля".
Во-вторых, еврейские общины в Европе появились задолго до разрушения Второго Храма и восстания Бар-Кохбы. В Вавилоне и Египте возникновение еврейской диаспоры относится к VIII-VI векам до н.э. В Европе уже в первом веке до н.э. существовали значительные еврейские общины. Вера в единого Бога оказалась весьма привлекательной для многих римлян и, по некоторым данным, в первом веке н.э. иудеи составляли до 10% римского населения. В городе Риме сохранились еврейские катакомбы первого века, использовавшиеся для погребения. В Греции евреи жили с III века до н.э., в I веке н.э. общины существовали почти во всех главных городах. Во Франции первые упоминания о евреях относятся к началу I века н.э. Иудаизм был широко распространенной религией в самых дальних уголках греко-римского мира. Например, в эллинистическом Боспорском царстве (в Крыму и на Таманском полуострове) найдены многочисленные иудейские захоронения и манумиссии (надписи в честь освобождения рабов).
В-третьих, хотя, как указывалось выше, иудаизм европейских евреев отличался определенной преемственностью по отношению к палестинско-еврейской традиции в плане священных текстов и обычаев, однако, преемственность эта прослеживается только с конца первого тысячелетия н.э. и является, по-видимому, результатом деятельности раввинов, прибывавших из Вавилона и Палестины, а не непрерывностью традиции. В первые века новой эры языком еврейских общин были греческий и латынь. На них составлялись, например, надгробные надписи или велась переписка (первые надгробные надписи на иврите в Италии относятся к середине первого тысячелетия н.э., в Германии - к Х в. н.э.). Многие данные свидетельствуют о том, что евреи Европы того времени были весьма слабо знакомы с ивритом и талмудическим иудаизмом. В-четвертых, о ранней истории ашкеназских евреев известно очень мало и достоверно проследить их происхождение по историческим источникам не удается. Считается, что наиболее ранние германо-еврейские общины возникли в IX-X веках на рейнских землях, там, где река Майн впадает в Рейн, и, возможно, в Баварии. Это города Вормс, Шпеер, Майнц, позднее - Франкфурт-на-Майне. Оттуда евреи, говорившие на германском диалекте, распространились на восток, по Германии, Моравии, Венгрии, Польше. Существуют исторические свидетельства о евреях в Германии и центральной Европе начиная с Х-XIII веков. Однако, остается промежуток в 800 лет от появления евреев в Европе до первых сведений об ашкеназских евреях в Германии. Обычно предполагается, что евреи пришли в Германию из Италии или из Франции и переняли германский язык, положив начало идишу. Отметим также, что когда рассматривается период в двадцать веков (это 60-80 поколений), говорить о личных родословных линиях предков не приходится. Число предков растет в геометрической прогрессии с числом поколений, 2 в 60 степени даст 18-значное число, что превышает не только численность еврейского народа, но и всего населения земли в десятки миллиардов раз. Поэтому каждый живший тогда и оставивший потомство человек является предком любого живущиго сегодня человека по почти бесчисленному числу родословных линий. Можно говорить об общей совокупности генов (genetic pool) и частоте распространения того или иного признака. Да и то, за столь длительный период генотип существенно меняется как в результате смешения с окружающими народами, так и из-за случайных флуктуаций в самой группе. Поэтому, возможно, сама постановка вопроса о физическом предке того или иного народа, при рассмотрении периода, значительно превышающего тысячу лет, имеет гораздо меньший смысл, чем часто принято считать.

Обращения в иудаизм в Европе первого тысячелетия нашей эры.
Итак, альтернативной гипотезой является представление о том, что иудаизм распространялся в первые века своего существования Европе аналогично христианству - путем обращения язычников в еврейскую религию небольшим числом миссионеров. Современный иудаизм весьма холодно относится к миссионерству и к обращению посторонних в свою веру, однако, есть основания предполагать, что подобное отношение сложилось в результате многовекового давления со стороны Церкви (и мусульманского государства в странах ислама), когда обращение правоверного в иудаизм каралось смертью.
В первом тысячелетии случаи перехода в иудаизм, как индивидуальные, так и массовые, были гораздо более распространены. Наиболее известными являются принятие иудаизма хазарами в VIII веке (или, по-крайней мере, правящим классом Хазарского царства - историки спорят о том, насколько глубоко иудаизм укоренился в массе хазар), принятие иудаизма правителями Адиабены в I веке н.э. (царства в северной Месопотамии, находившегося в вассальной зависимости от Парфии), правителями Химьяритского царства в Йемене в IV веке. Очевидно, в основном от прозелитов происходят такие группы, как эфиопские и индийские евреи, возможно, горские евреи. В доисламские времена многие бедуинские племена в Аравии и берберские в Северной Африке принимали иудаизм. Обычно, если такие общины геров устанавливали контакты с другими еврейскими общинами, насаждали традиционную еврейскую ученость, они со временем совершенно искренне начинали считать себя потомками древних израильтян. В качестве более современной параллели можно привести российские секты геров - как правило они записывали себя евреями по национальности, а переселившись в Израиль, воспринимались как русские евреи.
Еврейское единобожие было привлекательным для многих язычников в эллинистическом мире на рубеже христианской эры. Однако переход в иудаизм зачастую был неполным и крайне поверхностным. Язычник признавал, что он является приверженцем Единого Бога, частично соблюдал субботу и обычаи праздников, идентифицировал себя с иудейской символикой (менора, лулав, этрог, иерусалимский Храм), но дальше этого соблюдение галахи не шло. Еврейские обычаи могли сочетаться с языческими, об изучении Торы на иврите или арамейском не могло быть и речи, и тем более "фарисейской" ученой литературы, такой как Мишна или мидраши. Многочисленные подобные эллинизированные общины иудействующих или "Чтущих Бога Высочайшего" известны во многих частях эллинистического мира, в частности, в северном причерноморье [2]. Эти общины могли существовать рядом с более "ортодоксальными" иудейскими общинами; как известно, еврейство того времени было разделено на множество течений (Иосиф Флавий говорил о фарисеях, саддукеях и ессеях - талмудический иудаизм происходит в основном от "фарисейского" направления). Не совсем понятно, какова была дальнейшая судьба подобных синкретических общин. По-видимому, многие из них стали активной питательной средой для распространения христианства, другие могли влиться в ряды ортодоксальных иудеев.
Важным источником прозелитов были отпускаемые на волю рабы евреев. Талмуд устанавливает для раба еврея как бы промежуточный статус между язычником и иудеем. Фактически, рабы обращались в иудаизм. Евреи играли активную роль в торговле вообще и в работорговле в частности, поэтому и обращение еврейских рабов в Европе было заметным явлением, о котором говорят как христианские, так и еврейские источники. Начиная с середины первого тысячелетия церковь ведет борьбу против обращения в иудаизм христиан и периодически издаются эдикты о запрете евреям владеть христианскими рабами. Однако случаи обращения рабов в иудаизм засвидетельствованы вплоть до XII века. Сложно сказать, насколько распространены были подобные случаи, упоминание в хрониках может свидетельствовать о теологической важности запрета перехода в иудаизм, а не о широком распространении этого явления.

Хазарская и славянская гипотезы.
В 1976 году была опубликована широко разрекламированная книга Артура Кестлера "Тринадцатое колено". В ней выдвигалось предположение, что ашкеназские евреи являются потомками хазар, переселившихся на запад и перенявших германский язык. Сведения о поселении небольшого количества хазар в Киевской Руси и в Великом княжестве Литовском, а также, возможно, в Венгрии, действительно существуют. Однако никаких данных о массовом переселении хазар в Германию нет [3]. Предположения Кестлера являются сугубо спекулятивными и не подтверждены историческими источниками, они основаны на том факте, что Хазарский каганат сходит с исторической арены на рубеже второго тысячелетия, как раз когда появляются первые сведения об ашкеназах. Никаких заметных следов хазарского влияния в идише нет (за исключением горстки тюркизмов, аутентичность которых спорна, и которые могут быть объяснены турецким влиянием).
Книга Кестлера была, однако, восторженно встречена мусульманскими и христианскими антисемитами. Арабские пропагандисты писали, что поскольку европейские евреи происходят от хазар, они не имеют право ни на святую землю, ни на Иерусалим, и должны считать своей исторической родиной Итиль (хазарская столица в районе современной Астрахани). Христианские антисемиты в США писали: "Американское правительство и большинство средств массовой информации контролируются евреями. Если они действительно являются избранным народом и потомками древних израильтян, то у американцев нет причин беспокоиться. Но что если они на самом деле самозванцы и древние враги христианства?" Таким образом, полемика о происхождении ашкеназских евреев приняла политический, а не академический характер.
Не менее оригинальная гипотеза была выдвинута лингвистом из Тель-Авивского университета Полем Векслером, который считает, что ашкеназы являются в основном потомками западно-славянских народов сорбов и полабов, живших на территории Германии и постепенно ассимилированных немцами [4].
По мнению Векслера, значительная часть язычников-сорбов подверглась иудаизации как в качестве еврейских рабов, так и вследствие добровольного перехода в иудаизм, который был вызван стремлением сохранить собственную идентичность и противостоять онемечиванию. Западно-славянским происхождением ашкеназов он объясняет многичисленные славянские слова в идише (в том числе и в западных диалектах) а также, по его мнению, славянский синтаксис и фонологию этого языка. Векслер утверждает, что в процессе креолизации иудаизированный сорбский язык претерпел "частичный языковой сдвиг" (partial language shift), заключавшийся в германизации (и частичной ивритизации) лексики. Он полагает также, что идиш имеет традицию подобных "языковых сдвигов", в качестве примера приводятся западно-идишские "криптолекты" - жаргоны торговцев, в которых до 85% слов могла заменяться ивритскими, чтобы сделать речь непонятной для германоязычного окружения. По его мнению, эта традиция стало предпосылкой для создания современного иврита, который он тоже объясняет "частичным языковым сдвигом" и большим количеством гебраизмов в идише.
Гипотеза Векслера о славянском происхождении ашкеназских евреев также не подтверждена никакими историческими свидетельствами и во многом является результатом его идеологизированных построений, призванных разрушить якобы принятые в Израиле "мифы". Многие его построения фантастичны, те славизмы в идише, которые он считает следами "еврейско-сорбского" субстрата, могут в действительности быть либо интерпретированы как германизмы, либо объяснены многовековым проживанием евреев на славянских замлях.
Традиционная версия, которой придерживается большинство исследователей языка идиш, таких как Макс и Ури Вайнрайхи, гласит, что идиш сформировался в X - XII веках, когда итальянские и французские евреи, говорившие до того на романских еврейско-итальянском и еврейско-французком языках, проникли в Лотарингию и на рейнские земли и соприкоснулись с немцами. Многочисленные славянские заимствования проникли в идиш в результате контактов со славянами (поляками, чехами, украинцами), имевших место в последующие столетия.

Физическая антропология и генетика.
В начале ХХ века многие полагали, что ключ к решению проблем этногенеза состоит в антропологических исследованиях, которые позволили бы установить, разделяют ли евреи разных стран диаспоры общие черты с окружающими народами или же является единой группой. Такие исследования проводились во многих странах, даже в СССР в 1920-е годы выходила серия сборников "Вопросы биологии и патологии евреев". Однако фактический результат от таких исследований невелик. Как правило, евреи классифицируются как "средиземноморский" или "армяноидный" антропологический тип. Это, однако, не позволяет сколько-нибудь убедительно объяснить, представляют ли ашкеназские евреи собой в основном потомков древних израильтян или европейских народов. Подобные исследования были во многом дискредитированы расистскими теориями, связанными с германским нацизмом.
В наше время для изучения этногенеза евреев все чаще пытаются привлекать результаты генетических иследований молекул ДНК, определяющих наследственность [5]. В популярной прессе приходится читать утверждения, что генетики "неопровержимо доказали" (реже - что, наоборот, опровергли), будто евреи являются единым народом. Фактически же это не так. Несмотря на то, что подобные исследования проводятся, они еще очень далеки от того, чтобы убедительно свидетельствовать об общем происхождении тех или иных этнических групп. Обычно из многих тысяч генов и генетических маркеров выбирается только несколько, и сравнение проводится лишь на их основании. При этом по одним признакам близкими между собой оказываются одни группы, по другим - совсем другие. Единственное, о чем можно говорить точно, это что разные группы евреев являются этническими группами довольно далеко друг от друга отстоящими, однако, при этом они оказываются совсем не обязательно близки к окружающим народам или к тем народам, происхождение от которых предполагают историки.
Часть таких исследований сконцентрирована только на наследственном материале, передающимся по материнской (митохондриальные ДНК), либо по отцовской линии (Y-хромосома). Они тоже дают противоречивые результаты. Любопытны, на мой взгляд, данные, о которых заявил д-р К. Скорецки из Хайфы, касающиеся Y-хромосомы когенов. В широкой прессе эти результаты были разрекламированы как открытие "гена когенов" и подтверждение подлинности когенских родословных линий. Речь идет о том, что, статистически, люди, считающие себя когенами в наши дни (а когенство традиционно передается по отцу), чаще имеют определенный маркеры Y-хромосомы, причем подобные отличия наблюдаются как у сефардов, так и у ашкеназов. Если эти результаты верны, то они свидетельствуют о том, что значительная часть современных когенов действительно восходят по отцовской линии к периоду до разделения еврейского народа на сефардов и ашкеназов (и, возможно, отражают общееврейский тип того периода, поскольку когенское происхождение по отцовской линии сохранялось более тщательно и было менее подвержено смешению). Это также предполагает исторически общее происхождение большой части сефардов и ашкеназов.
В то же время распространившиеся утверждения о возможном родстве когенов с одним из кланов южно-африканского племени лемба, как и утверждения об общем происхождении всех когенов от одного человека, являются ничем не обоснованными слишком далеко идущими интерпретациями этих результатов.

Формирование ашкеназской культурной традиции.
Итак, мы видим, что вопрос о физическом происхождении европейских евреев неоднозначен и не имеет пока решения. Не вызывает сомнения, что значительная часть ашкеназских евреев присходит от древних израильтян (об этом свидетельствуют, в частности, когенские линии), как и то, что смешение с окружающими народами также являлось заметным фактором (даже небольшой процент смешения в каждом поколении даст на протяжении 60-80 поколений весьма ощутимый эффект).
Однако в подлинном смысле слова евреи диаспоры являются наследниками древних израильтян не столько физически, сколь культурно. В отличие от христиан и мусульман, также заимствовавших многое из Библии, только евреи сохранили иврит в качестве языка, на котором они изучают Тору и проводят богослужения, вели переписку и хозяйственные записи. Только еврейская религия предполагает возвращение своих последователей в Святую Землю и считает их народом в буквальном, а не символическом смысле слова. Только иудаизм сохранял многочисленные законы и установления, касающиеся обработки замли в Палестине или строительства Иерусалимского Храма. Только еврейские законы и обычаи непосредственно вытекают из правил, сформулированных в Палестине еще в эпоху Мишны и Талмуда. Никакая другая религия не требует от своих последователей повседневного изучения текстов, созданных в древней Иудее на языке оригинала, обычаев, законов и реалий, относящихся к Святой Земле, отождествления себя с этой страной.
Ашкеназская культурная традиция сформировалась на рубеже первого и второго тысячелетия. До этого основным центром иудаизма был Вавилон (Ирак). Религиозная власть и авторитет были сосредоточены в руках гаонов. Традиция изучения иврита и арамейского языков, знания Талмуда сохранялась в Вавилоне и Палестине, Европа же являлась дальней периферией еврейского мира. Распространение талмудической учености и иврита, как письменного языка, среди евреев Европы в конце первого тысячелетия, по-видимому, связано с общим перемещением еврейского населения из Азии на запад, последовавшего за созданием арабского халифата в VII веке. Распад единого Багдадского халифата и экономическое усиление общин в Европе привели к оттоку еврейских ученых на запад, к ослаблению влияния гаонов в начале второго тысячелетия и возникновению новых центров еврейской учености в Европе. Иудаизм вступил в раввинский период, который сменил период гаонов.
На протяжении первого тысячелетия двумя основными еврейскими религиозными традициями были палестинская и вавилонская. В частности, существовало две традиции огласовки Ветхого Завета, разработанных в Палестине (тивериадская и палестинская системы огласовок), и одна - в Вавилоне (вавилонская система). К началу второго тысячелетия в самом Вавилоне тивериадская система вытеснила местную, а палестинская система укоренилась в Европе. Ашкеназские евреи до XIII века произносили гласные звуки в иврите так же, как и сефарды, т.е. согласно палестинской традиции. Но в XIII веке у ашкеназов эта традиция сменяется вавилонской, что, наряду с другими проявлениями вавилонской традиции, позволило некоторым историкам говорить о "вавилонском ренессансе" ашкеназских общин в XIII веке [6]. Однако прямых свидетельств о миграции масс евреев из Ирака в Германию в XIII веке не существует.
Первые исторические свидетельства об ашкеназских евреях относятся к X-XIII векам. Языковые данные не дают однозначного ответа о происхождении ашкеназов и допускают разные интерпретации. Исследования генетиков на данном этапе также противоречивы. Но в культурном отношении ашкеназские евреи являются единственными прямыми и непосредственными наследниками еврейской культурной традиции, сформировавшейся в древней Иудее и Вавилоне.

Примечания.
[1] Н.В.Юхнева предложила иерархическую концепцию, согласно которой ашкеназский суб-этнос распался в ХХ веке на несколько групп (в том числе группу "российских евреев"), которые однако остаются частью ашкеназкого и еврейского народа в целом (Н.В.Юхнева. Между традиционализмом и ассимиляцией // Диаспоры, №1, 1999). М. Членов считает, что еврейство представляет собой цивилизацию, подобно западно- и восточно-христианской, исламской, индийской цивилизациям, включающую определенный набор "эдот" или этнических групп (Еврейство в системе цивилизаций // Там же). О "деиудаизации" еврейских групп, прежде всего российских караимов, пишет Р. Фройнд (R. Freund. Karaites and Dejudaization : A Historical Review of an Endogenous and Exogenous Paradigm, 1991).
[2] Об эллинистических евреях и "Чтущих Бога Высочайшего" в Боспорском церстве I-II веков н.э. И. А. Левинская. Чтущие Бога Высочайшего в надписях из Танаиса // Этюды по античной культуре Северного Причерноморья. - СПб., 1992; Д.И. Даньшин. Фанагорийская община иудеев // Вестник древней истории. - М., 1993. - № 1. - Сс. 59-72.
[3] В Киеве был квартал хазарских евреев, по некоторым данным, хазары основали в начале XII века город Белая Вежа близ Чернигова. Существуют также легенда о хазарах, основавших в Х веке Гродно стекольную фабрику, и единичные свидетельства о хазарах в центральной Европе. К обнаруженным в Венгрии "хазарским" находкам иногда относят "хазарское кольцо" из Элленда на юго-западе Венгрии и погребальный комплекс Челарево (ныне в Воеводине) с иудейской символикой, однако интерпретация этих находок неоднозначна. (См. на сайте одного из энтузиастов хазарской гипотезы К. Брука). К горстке тюркских слов, обозначающих синагогальные реалии, относят балемер ("кафедра" или "возвышение" в синагоге), давнен ("молиться"), ярмолка ("традиционный головной убор"). Остальные попытки вывести ашкеназские имена или названия от тюркских слов (капример, фамилии Каплан и Коган) носят спекулятивный характер. Отрывки из книги Кестлера можно прочитать, например, здесь. К романским заимствованиям в идише (свидетельствующим, согласно общепринятому мнению, о том, что предки немецких евреев говорили на романском языке и прибыли из Италии или Франции) относят бенчн (благословить), чолант (субботнее кушание), орн (молиться) и другие.
[4] Векслер (P.Wexler. The Ashkenazic Jews: A Slavo-Turkic People In Search of a Jewish Identity, Columbus, 1993) полагает, что идиш является "еврейско-сорбским" языком, подвергнувшимся "частичному языковому сдвигу" и замене славянской лексики на германскую и древнееврейскую. Однако никаких серьезных свидетельств этого он не приводит. Векслер считает также, что ашкеназский иудаизм происходит, в основном, от славянских языческих верований, он выводит имена Левин и Коген от славянских слов "левша" и "князь". Подобные построения являются фантастическими. По мнению Векслера, современный иврит типологически также относится к славянским языкам и является результатом замены лексики и произношения идиша на древнееврейское (См. P. Wexler. The Schizoid Nature of Modern Hebrew: a Slavic Language in Search of Semitic Past. - Wiesbaden, 1990). Предпосылкой к этому он считает необычно большое, в сравнении с другими еврейскими языками, число гебраизмов в идише и способность к сознательному изменению частоты употребления гебраизмов в зависимости от ситуации. (Так, торговцы-евреи, желая сделать свою речь непонятной для окружающих немцев, могли доводить количество гебраизмов, по некоторым данным, до 85%. Это привело к тому, что многие гебраизмы вошли в немецкое и голландское воровское арго.)
[5] Статьи, касающиеся генетики евреев, можно найти в сборнике Genetic Diversity Among the Jews: Diseases and Markers at the DNA Level (ed. B.Bonne-Tamir). NY, 1992. Исследованию Y-хромосомы когенов посвящена работа Скорецкого, Томаса и др. Thomas, M.G., et al. 1998. Origins of Old Testament priests. Nature 394 (July 9):138. Большие сомнения вызвывают две другие работы этой же группы, в том числе работа Y Chromosomes Traveling South: The Cohen Modal Haplotype and the Origins of the Lemba the "Black Jews of Southern Africa" // Am. J. Hum. Genet., 66:674-686, 2000. Следует четко оговорить, что речь идет не об особом "гене когенов", а лишь о вариациях частоты маркера, называемого YAP+, который встречается с той или иной частотой у всех народов мира. На наш взгляд эти данные, если они будут подтверждены, представляют очень большую важность и свидетельствуют о тщательном сохранении когенских родословных линий по отцу, уходящих в значительном числе случаев в эпоху до разделения на сефардов и ашкеназв, и о том, что значительная часть не-когенов по отцовской линии имеет нееврейское происхождение. Об YAP+ у разных групп евреев (без отдельного рассмотрения когенов) и неевреев можно прочитать в работах группы М.Хаммера Proc. Natl. Acad. Sci. USA, Vol. 97, Issue 12, 6769-6774, 2000 и А.Небеля Am. J. Hum. Genet., 69:1095-1112, 2001 (причем выводы этих двух групп не вполне согласуются друг с другом).
[6] Палестинская традиция произношения иврита и следующее ей сефардское произношение не делало различия между огласовками патах и камац (обе произносились как /a/) а также сегол и цере (произносились /e/). Это произносительная традиция бытовала и у ашкеназов до XIII века, что подтверждается глоссами с латинскими транскрипциями в рукописях, особенностями огласовок и фонетическим обликом гебраизмов, вошедших в то время в идиш, как и указаниями в грамматических трактатах. Однако, начиная с XIII века ашкеназские евреи различают патах /a/ и камац /o/, как и сегол /e/ цере /ye/. Это, как и ряд других косвенных свидетельств, позволили Максу Вайнрайху выдвинуть гипотезу о "вавилонском ренессансе" в ашкеназских общинах XIII века, выразившемся в притоке раввинов из Вавилона (Ирака), введших среди ашкеназов элементы вавилонской традиции, в частности, бытовавшее в Вавилоне тивериадское произношение, различавшее патах / камац и сегол / цере. Альтернативным объяснением является фонетический сдвиг /a/ > /o/ в ударном слоге (ср. в идише das > dos). (См. Sh.Morag. Prononciations of Hebrew // Encyclopedia Judaica.)

Статья опубликована с любезного разрешения редакции журнала "Заметки по еврейской истории"

http://rjews.net/berkovich/







Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100