-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Одесские истории

"Истории бесценные хранители"
автор Бескровная О.
Анна Александровна Мисюк

Одесса... Морской бриз, неповторимо прозрачная весенняя слякоть в ярких лучах солнца на старых мощеных улицах, где каждый дом не похож на соседний. Великолепная архитектура старого центра. Я иду, любуясь ею, и под моей ногой исчезает, бесследно растворяясь, очередной искрящийся мокрый комок снега,

И вдруг - глаз радуется. В пестрый ряд домов на улице Осипова органично влились стены заново отремонтированной синагоги с тонкими стрельчатыми черными решетками, создающими ощущение возвышенной чистоты...

Я приехала в этот город с большими надеждами, и все они в полной мере оправдались, случилось это благодаря замечательным еврейским женщинам, с которыми мне довелось познакомиться. Они поверяли мне истории своих жизней, и я как будто читала о судьбе еврейства города Одессы, всей бывшей советской страны. С одной из таких женщин мы встретимся на страницах нашего журнала.

Мы условились заранее. В назначенное время я встретилась с журналистом, научным сотрудником литературного музея г.Одессы Анной Александровной Мисюк.

Передо мной женщина - тихая, необыкновенно интеллигентная, умная, с тонким юмором примеряющая на себя жизненные сложности. В какие-то моменты мне кажется, что она может быть и очень громкой, и решительной, и организовать "вселенский заговор". Она считает, что настоящая еврейская женщина "держит в голове" еврейский календарь. Она лечится от депрессии, читая детективы и считая это самым лучшим и универсальным рецептом. Она думает, что самое отталкивающее качество в людях - безответственнсть, а самым большими недостатком в себе считает лень. Она не хочет жизненных девизов, а просто живет и любит эту жизнь.

Анна Александровна начала рассказ о себе.

"Я одесситка. Родилась в Одессе в 1953 году. Дождалась, в общем... более приятного времени, чтобы родиться. (Смеется). Это была еврейская семья, такая "местечковая". Моя мама происходит из Рыбницы (это в Бессарабии), а папа - из села Дубинине (Одесская область), из рода еврейских крестьян. Они познакомились в гетто, маме было тогда лет 16, ее родители не пережили первой зимы 1941 года, и она осиротела, оставшись одна. Когда-то, уже в студенческие годы, учась в Тартусском университете, я обнаружила, что никто не знает о су-ществовании евреев-крестьян. Те евреи, которые учились в университете были рижанами, питерцами, у них за спиной стояло еврейское просвещение. Это была интелли-генция. А я сказала, что являюсь первым поколением в городе, и услышала: "О, это снобизм высшей марки, который ты себе позволяешь!" (Смеется).

Когда-то граф Воронцов настоял, чтобы обозы (сейчас бы мы сказали "этапы") евреев, которых по указу русского правитель-ства переселяли на свободные земли в Сибирь, завернули в Новороссийский край для основания сельскохозяйственных коло-ний. Вот я предполагаю, что мои предки по отцу были среди них. Сейчас еще жива сестра моей бабушки и можно узнать точто она помнит о своем отце. Это был Савранский

район. Саврань - местечко старинное, инте-ресное тем, что здесь в свое время был пер-вый Одесский раввин Моше Савранский.

А дальше в моей жизни был университет в г.Тарту. Я считаю, что если кому-то государственный антисемитизм и помог в жизни, то это мне. (Смеется). Было понятно, что в Одессе я не поступлю на филфак, поэто-му я уехала в г. Тарту, и это было лучшее, что можно было себе придумать. Просто, если бы я была русской или украинкой, меня родители не отпустили бы в другой город учиться, да еще так далеко. Таким образом в 17 лет оказалась я в двух тысячах километ-ров от дома и была совершенно счастлива, потому что лучше филфака, чем тартусский, в Союзе, на мой взгляд, не было.

Я училась у профессора Лотмана, зани-малась в его семинарах. Мне действительно повезло. За время моей учебы было много интересных моментов, один из них произо-шел, когда я поступала в университет

Меня предупредили, что, когда в деканате начнут спрашивать, почему я так далеко приехала поступать, я ни в коем случае не должна говорить правды (о своей нацио-нальности). На собеседовании я попала к зам-декана. Это был милейший человек, который, конечно, задал этот вопрос. Вы знаете, в 17 лет трудно врать человеку в лицо. Но я набрала в грудь побольше воздуха и сказала, что много слышала о профессоре Лотмане и решила поэтому учиться здесь. (Улыбается) По-моему, выслушав мой ответ, он облегче-нием вздохнул.

А второй момент был, когда на экзамене по истории мне попался билет с вопросом "Древняя история Эстонии". Русского истори-ческого отделения не было, было только эстонское. И преподаватели мои перегляды-вались между собой, ожидая, видимо, что я не отвечу на вопрос (может, лучше расскажу им древнюю историю Украины). Но я почему-то подготовилась. (Смеется). Я заранее взяла эстонские учебники в местной школе и вы-учила, где, что и как.

Вы знаете, они были совершенно счастли-вы после моего ответа. Я получила пятерку и даже не отвечала на второй вопрос. Потом про меня очень долго ходили анекдоты: об одесской девчонке, прекрасно знающей эстонскую историю.

Студенческих воспоминаний очень много. На втором курсе мы поехали в колхоз, и нам с одной девочкой из Латвии досталось пасти коров. У девушки этой тоже была непростая история (кстати, буквально несколько месяцев назад, как мне кажется, она мелькнула на экране в качестве пресс-секретаря или пресс-атташе латвийского президента). А в свое время девушку эту исключили из школы что называется "с волчьим билетом" за участие в латвийской националистической организа-ции. А Тартусский университет тогда был тем местом, куда приезжали учиться именно такие изгои. Например, дети тех, кто вышел на Красную площадь в 1968 году. Со мной училась Наташа Бабипкая, дочь Константина Бабицкого. Ну и туда, конечно, приезжали евреи, а также такие проштрафившиеся старшеклассники по политической статье.

Пошли мы с моей подругой пасти коров. Девушка мне говорит: "Ты мне можешь рассказать о еврейской истории - кто такие евреи, что с ними происходило? Бегаешь ты медленно. Я сама буду присматривать за коровами, а ты сиди и рассказывай". И вот за то время, пока мы пасли коров, я успела рассказать всю историю еврейского народа. (Смеется). Уже после университета, она мне прислала в Одессу большой Талмуд, который отыскала где-то в старинной антикварной лавочке. Он у меня долго хранился, пока не рассыпался буквально в моих руках. Это было изданиег. Вильно где-то серединыXIX века. Эта женщина гораздо позже участвовала в народном фронте. Я встречала сообщения об этом в газетах.

Вообще я зачастую слышу о своих друзьях студенческих лет, вижу их по те-левизору. Например, был такой Рафаэль Папаян. Он попал в лагерь за участие в армян-ской националистической организации. Самое интересное, что сидел он в одной зоне с моим одесским другом Петром Бутовым. Имя Папаяна было связано с правительством в постперестроечной Армении. А потом он как-то исчез, хотя вполне может быть, что у нас просто не хватает достаточной инфор-мации в силу того, что мы живем, как на острове.

После университета я вернулась в г. Одессу и с 1979 года работаю в Одесском литературном музее".

Я понимаю, что человек, проработавший более 20-ти лет в литературном музее, стояв-ший у истоков его создания, должен знать практически все об истории литературной Одессы, истории еврейской литературы, и начинаю расспрашивать Анну Александровну

об этом.

- Об Одесском литературном музее рассказывать нет смысла, надо просто при-ходить и смотреть. Но в то время его еще не было совсем, и я действительно была среди тех, кто его создавал.

- Наверное, это было очень интересно -стоять у истоков такого замечательного дела. Ведь Одесса - это традиции еврей-ской литературы.

- Что касается этой темы, могу рассказать вам следующее. Когда-то, когда мы начинали делать экспозицию, был строгий идеологи-ческий надзор. Существовала идея мифа об Одессе как многонациональном городе. Эта идея лежала в основе экспозиции, поэтому было три запрещенных народа, которые нельзя было называть: евреи, немцы и поляки.

О немцах собрать материал у нас так и не получилось. О них осталось очень мало материалов. Одесские немцы были репресси-рованы, после войны они ушли с немецкой армией, им запрещалось возвращаться, так что можно сказать: немецкие корни Одессы были выкорчеваны достаточно глубоко. К тому же, немцы в,основном были не лите-раторами. Это были врачи, заводчики, юристы.

Сохранили мы поляков начала XIX века

- романтик Мицкевич, Словацкий.

Ну, а с евреями вообще была проблема. Потребовали, чтобы они не указывались хотя бы в дореволюционный период. И у нас до сих пор нет в экспозиции Осипа Рабиновича

-писателя середины XIX века, нет Семена Юшкевича. Единственное исключение было сделано для Шолома-Алейхема, Иосифа Сурима, которым было выделено маленькое экспозиционное окошко. Ведь они все-таки были классиками идиш и "благополучно" умерли до Октябрьской революции.

Все это у нас хранится до сих пор. Мы вообще музей практически не переделывали, он хранит память ментальности последнего поколения советской интеллигенции. И мне кажется, что в этом есть свой интерес. Музей наш рукотворный, его экспозиции "шились наживую" и грубо нельзя их нарушать.

- Как создавался музей и собирался материал для него?

- Материал мы собирали различными путями. Когда музей создавался, еще были живы одесские вдовы московской колонии 20-30-х годов. Были еще живы Валентин Катаев, вдова Ильи Ильфа. Многие из них давали нам материалы, сохраненные архивы. Кроме того мы имели право работать в обменных фондах библиотек и брать оттуда подходящие нам по теме и по времени изда-ния. Были в Одессе и домашние коллекции

- одесситы делились с нами. Но в принципе, такого случая, чтобы мы взяли целый "кусок" материала и поставили к себе в музей, - не было. Музей собран "по сосенке".

Я много лет уже ведущий методист Одесского литературного музея, работала почти во всех отделах - в экспозиционном, в фондах, заведовала сектором массовых мероприятий (которые ненавижу на самом деле). Вот такое досталось мне повышение в должности. (Смеется).

- Расскажите о Вашей журналистской работе.

-Это очень интересная история. Все началось, когда организовывалась газета "Шомрей Шабос". Именно тогда я тесным образом примкнула к жизни еврейской общины.

Я имела непосредственное отношение к диссидентскому движению - занималась самиздатом. Но я никогда не занималась еврейским самиздатом, не знала ничего практически о движении "отказников". Хотя, безусловно, в моем кругу были люди, имею-щие к этому отношение, и по дружеской цепочке они в конце концов обратились ко мне. Когда началась горбачевская оттепель, ко мне обратился один юноша с просьбой рассказать что-либо об истории еврейства в г. Одессе и о Холокосте во время второй мировой войны. У меня, естественно, была возможность найти материал по этой теме. Я пошла в старую синагогу г. Одессы (кото-рая в настоящее время разрушена и не восстановлена (прим. автора), где и состоял-ся мой доклад. Это был мой первый приход в синагогу. Именно тогда начались хлопоты посозданию еврейского общества, разверну-лось очень бурное движение, в котором участвовало много людей. Молодежь, стояв-шая во главе этой организации, стала искать более опытных людей, которые могли бы представлять их интересы в высших инстанциях.Тогда я и моя подруга, доцент политехнического института, решив, что мы - достаточно представительные дамы, высту-пили в качестве таких людей. С тех пор я активно участвую в жизни еврейского общества.

Был еще момент. Шел примерно 1989 год. Комитет защиты мира в Одессе устраивал концерт "Выступления канторов мира". Это был первый такой случай, когда в наш город приезжали канторы со всего мира. Мне позвонил один знакомый жур-налист и сказал: "В составе делегации из комитета приезжает президент Джойнта господин Ральф Гольдман и дирекция инсти-тута Яд-Вашем. Они, зная, что Одесса - центр еврейской интеллигенции, хотят устроить встречу с евреями нашего города. Я позвонил профессору (такому-то), маэстро (такому-то), но все они боятся. Ты - моя последняя надежда".

Занимаясь диссидентскими вопросами, я уже ничего не боялась, понимая, что бояться бессмысленно. Либо ты чем-то занимаешься, либо нет. Да и потом.я все-таки работник музея, а в музей может прийти любой че-ловек. Кроме того, те люди, которым звонил мой друг, были пожилыми евреями, за плечами которых стоял страх 40-50-х годов, он был частью их биографии. И я согла-силась.

Итак, целая зарубежная делегация пришла в наш музей. Начались расспросы: "А почему в вашем литературном музее нет материалов о Бялике, Жаботинском?"

В общем, эти люди оказались большими специалистами и знатоками в вопросах истории еврейской литературной Одессы. Я сказала, что у нас действительно нет никакого материала. "Чем мы можем помочь?" - прозвучал вопрос. И я ответила: "Пришлите в музей книги". Через какое-то время в музей действительно были присланы книги, кото-рые мы стали читать, становясь грамотнее на 200%. Сегодня мы уже делаем прекрасные выставки по Жаботинскому и Бялику.

Позже в Одессе был организован эсте-тический образовательный центр "Мигдаль". Директором его стал молодой историк Игорь Меркуленко (он занимался историей ев-рейской Одессы, часто приходил к нам в музей), а завучем стала Кира Верховская .

МИР
ЕВРЕЙСКОЙ
ЖЕНЩИНЫ


сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100