--> |
|
MEMENTO MORI - ПОМНИ О СМЕРТИЕврейский погребальный обрядВ еврейских погребальных обрядах прежде всего высказывается вера в Бога, в Его милосердие и любовь к своему созданию - человеку, надежда на милосердие Божье и на лучшую загробную жизнь с воздаянием. Умирая, еврей обыкновенно делал живым завещание, прося их исполнить последнее его желание. После омовения тела покойного оно помазывалось благовонною мазью или усыпалось порошком, состоящим из смирны - благовонной смолы миртового дерева, растущего в Аравии. Тело покойника окропляли чистой водой с растворенной солью с произношением слов пророка Иезекииля: "И воскроплю на вы воду чисту и очистится от всех нечистот ваших", думая таким окроплением очистить от грехов душу умершего. Плач по умершему для родственников, знакомых и вообще для живых был необходим. Так как вообще пораженные таким горем в первое время не могли заботиться о себе, то сочувствующие их горю родственники, друзья и знакомые предлагали им пищу и чашу питья в той уверенности, что скорбь не допускает их позаботиться об удовлетворении этой необходимой потребности. Древние евреи буквально исполняли определение Божье о грешном человеке: "Земля есть и в землю отъидети" и опускали в землю своих умерших. Гробы древних евреев, как и других восточных народов, были устроены в пещерах или гротах, осеняемых тенистыми деревьями. Эти пещеры были или естественные, или искусственные, нарочно высеченные в скале. У древних евреев только цари и пророки были погребаемы в городах; все же прочие обычно за городом. Народные обычаи свидетельствовали то глубокое уважение, которое имел народ к своим усопшим, и то общее усердие, которое он являл к достойному их погребению. Когда еврей тяжело болен, к нему приходит раввин и читает ему исповедь. Больной повторяет за раввином и при каждом слове ударяет себя в грудь. Затем читает он вслед за раввином другие молитвы, и между ними исповедальную молитву Виде, где перечисляются все грехи человеческие. Ангел смерти не отлучается от больного и вид его ужасен для души и приводит в трепет свою жертву, над головой которой держит свой обнаженный меч. С меча тихо стекают три капли роковой жидкости: первая капля отнимает жизнь, вторая - придает трупу бледность, а третья - разлагает его. В минуту разлучения души с телом, когда по учениям древних раввинов, "следует заходить в дом умирающего и присутствовать при разлучении души с телом, ибо тогда смиряется дух человека" (соч. Р. Тама), двое или трое женатых мужчин, с восковыми свечами в руках, читают молитвы возле одра умирающего. По смерти тотчас гасят свечи и кладут усопшего подле одра на солому, лицом кверху, выпрямив пальцы рук и закрыв веки, над головой ставят лампаду с маслом, а рядом - сосуд с водой и вешают полотенце для того, чтобы ангел смерти мог омыть и вытереть свой меч, или, как толкуют другие раввины, для того, чтобы душа могла омыться. Всю воду, находящуюся в доме, выливают на улицу, чтобы ангел смерти не стал в ней омывать своего меча, и чем не отравил бы ее. Усопший лежит на соломе около двух часов. Потом погребальщики омывают его теплой водой и ставят труп на ноги; три погребальщика совершают обряд очищения, т. е. окатывают покойника чистой водой, причем произносят три раза: "тогор, тогор, тогор ,т. е. чист, чист, чист". Омыв труп, погребатели одевают его в смертную одежду. Затем, покойника окутывают в большое полотняное покрывало, концы которого завязывают вверху и внизу и развязывают только тогда, когда положат тело в гроб. При выносе тела из дома на кладбище имеют обычай выбрасывать на улицу горшок в знак того, что с выносом тела из дома выносятся из него и все скорби, и поют: "милостыня спасает душу от смерти". Каждый, попавшийся навстречу еврей бросает какую-нибудь монету в пользу погребальщиков. Покойника везут до кладбища на лошадях, но особенным почетом считалось у евреев, если тело несут на носилках на плечах четверо евреев. В тех местах, где возят тела умерших на лошадях, обряд очищения и одевания совершают не дома, а в особой комнате, устроенной для этой цели на кладбище, т. к. после исполнения этих обрядов нельзя уже везти тело на лошадях, а надо непременно нести его на носилках на плечах. На кладбище в вырытую могилу ставят нижнюю часть гроба или просто выстилают досками, наполняют мешок могильною землей и кладут его под голову усопшему. Два человека опускают тело в гроб, затем завязывают покрывало, закрывают гроб крышкой и все омывавшие и одевавшие покойного, а также и могильщики вколачивают в крышку по гвоздю, а прочие бросают на гроб каждый по три лопаты земли. После похорон возвратясь в дом покойного, садятся на место, где он лежал, и молятся о нем. Родственники, соседи и приятели каждый день навещают и утешают горюющих. По учению талмудистов "утешать скорбящих и оплакивать усопших обязан каждый". Кто оплакивает смерть честного человека, говорится в Талмуде, тому прощаются все грехи его за честь, которую оказал покойнику. (Шаббат л. 25). http://www.requiem.ru/rituals/doc69/print.phtml |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|