-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


СЧАСТЛИВЫЕ ЛЮДИ ИЗ ГЕТТО.

Американские евреи

Недалеко от Нью-Йорка в районе Orange Country имеется небольшой городок под названием Монро. Здесь нет никаких исторических или архитектурных достопримечательностей, экзотики, привлекающих экскурсантов. И все же, город необычен - образец современного еврейского гетто.

В Монро живут сатмарские хасиды. В 1999 году эта религиозная общность должна была отметить свое трехсотлетие. Об этом я вычитал в энциклопедии и сказал одному знакомому раввину. Он очень удивился. В еврейской традиции не приняты юбилеи рождения. «День рождения у меня, как и у иных евреев, - не праздник. Годовщину дня смерти - это еврей помнит, но годовщину дня рождения - к чему?» - говорит один из героев Менделе Мойхер-Сфорима. Юбилей сатмарской общины не отмечался.

Сто лет назад в венгерском городе Сатмар уже имелась широкая сеть учебных и благотворительных еврейских заведений. Сегодня в этом венгерском городе евреев нет. В этом столетии евреи общины по разным причинам стали переезжать в страны Европы и Америки. Очень немногие из них живут в Израиле, но там они изгои, так как считают, что Эрец-Исраэль может возродиться только с приходом Машиаха.

Большинство сатмарских хасидов обосновались в районе Бруклина Вильямсбург. Общинная жизнь здесь была относительно благополучной. Естественный прирост ортодоксальных евреев очень высок и к 1972 году им стало тесно в Бруклине. Началось переселение евреев в пригород Нью-Йорка Монро. Сегодня здесь уже проживает 2000 семей, около 10 тысяч человек. Город растет.

Нам привычней судить о гетто, как о месте заточения и унижения евреев. Гетто - слово итальянского происхождения, обозначающее пушечный или литейный завод, приобрело особенно ужасающий смысл, после Второй мировой войны. В действительности в истории еврейского народа гетто часто выполняло положительную роль. Тут еврей не подвергался обидам со стороны коренного населения, мог чувствовать себя раскованно, делать то, что ему нравится, не задумываясь над тем, что подумают другие люди.

В отличие от классического гетто, в Монро нет ограды и ворот, вход и выход беспрепятственен. Побывав там, я подумал, что это город счастья.

В городе нет своей полиции. Только одна патрульная бригада из двух полицейских постоянно присутствует в Монро. Полицейская служба проходит в кафе за чашкой кофе. Почти за 30 лет не было ни одного нарушения общепринятого порядка. Иногда заезжает дорожная полиция, но и она не выполняет свой план. Медицинские учреждения также находятся вне пределов города.

Мое представление, что хасиды всю жизнь проводят в молитвах, а материальные блага Всевышний дает им как манну небесную, оказалось ошибочным. Все мужское население кроме детей и стариков трудится, чтобы прокормить свои большие семьи. Многие молодые сатмарские хасиды работают водителями в большой автобусной компании, обслуживающей междугородние маршруты. Слесари, строители, сантехники, механики, портные, сапожники и многие другие рабочие профессии здесь на много престижней, чем на нашей географической родине. Женщины работают учителями, но в основном занимаются воспитанием детей. Значительная часть евреев Монро работают в иешивах или синагогах. В Монро 12 синагог, две из которых могут вместить в праздничные дни все взрослое население города. В одной из них, самой крупной с замечательными витражами и изумительной, как в Большом театре, люстрой, в день моего посещения собирали пожертвования для сатмарских хасидов Голландии. Мне представилась возможность убедиться, что благотворительность - один из атрибутов иудаизма. Никто не обходил стороной коробочки для пожертвований.

Люди старшего и среднего возраста занимаются бизнесом. Здесь хасиды особенно преуспевают, хотя их принцип не всегда согласуется с общечеловеческой моралью. Его метко озвучил на НТВ Игорь Губерман: «От шабата до шабата/ Брат обманывает брата». Но все в пределах закона.

Немало среди довольно состоятельных жителей Монро тех, кто живет за счет дивидендов от полученной в наследство недвижимости. В былые годы жилье было недорогим, и родители предусмотрительно вкладывали в него свободные деньги. Адвокатов, инженеров и врачей среди сатмарских хасидов нет.

Уход еврейских юношей из Монро в большой мир явление крайне редкое. Почти все, кто попробует жить вне общины, со временем возвращаются. Гипотетически можно предположить, что кто-либо из подрастающего поколения сатмарских хасидов захотел приобрести престижную в цивилизованном мире профессию, но сделать это не просто. Родители настойчиво посоветуют мальчику учиться на раввина, который является одновременно врачом-психотерапевтом, судьей и учителем. Кроме того, начальное еврейское образование не соответствует общепринятым нормам. Юный ортодокс не знает, чему равен квадрат разности двух чисел, закон Архимеда, но обладает удивительным даром философского мышления. Среди ортодоксов нет интеллектуалов в нашем понимании, здесь никогда не родится Маркс, Модильяни, Кафка или Пастернак, но нет, и никогда не будет наркоманов, алкоголиков или правонарушителей.

Ортодоксальные евреи умело пользуются всеми достижениями современной техники. Исключением является телевидение потому, что оно несет часто недостойную, с точки зрения морали иудаизма, информацию. Мой знакомый, бывший раввин, ныне бизнесмен, работающий по 16-18 часов в сутки, хорошо владеет электродрелью, без труда починит домашнюю сантехнику, радиотелефон, факс, автомобиль, вслепую отпечатает текст на компьютере на иврите или идиш. Пока я, в прошлом советский инженер, изучал инструкцию и схему, он подключил переговорное устройство и звонок. Не имея музыкального образования, мой религиозный приятель играет на кларнете настолько искусно, что его музыку записывают на аудиокассеты и продают в магазинах.

Отношения между выходцами из бывшего СССР и хасидами доброжелательными назвать никак нельзя, особенно в Израиле. Судите сами: «...самая большая угроза для израильтян на сегодняшний день не от палестинцев, а от ультраортодоксов, которые размножаются как мухи. Кроме того, они поедают, подобно саранче, все национальные бюджеты, так что вскоре все остальные окажутся на грани голодной смерти». (Д. Розенблюм, «Импорт неевреев», Новое Русское Слово, 20-11-98).

В Америке нет острого противостояния между религиозным и светскими иммигрантами из стран СНГ. Хасиды, терпимы к нерелигиозным русскоговорящим евреям. Они живут по закону: «Что тебе неприятно, не делай ближнему». А вот многие русскоговорящие евреи необоснованно, на мой взгляд, относятся к ортодоксам с ироническим высокомерием и даже агрессивно. Особенно пренебрежительны ко всем ортодоксальным евреям те иммигранты, чей духовный мир ограничен поросятиной, рюмкой и концертами падающих звезд российской эстрады. В русскоязычной печати Америки нередко встречаются оскорбительные выпады против хасидов: «пейсатые-полосатые» или откровенные призывы «выгнать евреев обратно в гетто». То, что происходит сегодня на еврейской улице, на мой взгляд, - самоуничтожение. Хорошо бы найти пути к взаимопониманию.

Жить по законам гетто легче, чем в мире, который мы считаем самым совершенным. По моим наблюдениям, хасиды танцуют, поют и радуются жизни много крат чаще, чем люди из моего окружения. У нас есть телевидение, мы читаем умные книги, но нет веры и одухотворенности. Мы смотрим интересные фильмы, читаем книги, сопереживаем чужой судьбе. Волнения по поводу событий в Чечне, катастрофы, землетрясения, другая устрашающая информация, за которой мы внимательно следим по СМИ, разрушают нашу психику. В среде жителей Монро очень редко встречается депрессии и шизофрения. А выходцы из СССР почти все психически неуравновешенны, хотя многие не сознают своего недуга.

В гетто города Монро сохраняется и преумножается еврейский народ. По прогнозам американских ученых через 50 лет в Америке останутся только религиозные евреи, а наши потомки растворятся, потеряют свою национальную самобытность.

И. Аксельрод. Нью-Йорк



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100