-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


подготовила Бескровная О.

"Каждый человек нам дорог, каждый человек нам интересен".

Эмма Шкурко

Очень далеко от Луганска, в республике Башкортостан, в городе Уфа живет интересная женщина, еврейка, наша современница, Эмма Александровна Шкурко. Она - автор научно-популярной, уникальной в своем роде книги "Очерки истории евреев Башкортостана".

Из тонких нитей, связывающих прошлое и настоящее, - воспоминаний уфимских евреев, документов и фотографий, хранимых практически каждой еврейской семьей, Эмме Шкурко удалось соткать огромное полотно, на котором отразилась вся история нашего | древнего и красивого народа, живущего в Башкортостане. Эта огромная работа продолжалась 8 лет (книга выдержала два издания). И сегодня, е уважаемые читательницы, на страницах журнала вы познакомитесь с отрывками из этой книги и ее автором.

- Эмма, где Вы родились?

- Я родилась в городе Уфа

- Вы происходите из еврейской семьи?

- Да Я типичный представитель современного еврейского этноса Башкортостана, т к являюсь с одной стороны - потомком старожилов края (со стороны отца), с другой - потомком мигрантов Второй мировой войны Один мой прадед по отцовской лини Матвей (Меер) Мовшевич Шкурко был кантонистом, отставным унтер офицером Он поселился в Уфе в 1869 году Судя по дошедшим до меня воспоминаниям это был могучего телосложения, необыкновенной физической силы и очень тяжелого характера человек Своего 16-летнего сына Абрама, моего деда, он выгнал из дома за несоблюдение традиций, и дед в течение шести лет плавал по Волге на барже, пройдя поистине горьковские "университеты жизни" что его, впрочем, не ожесточило

Другой мой прадед - Леонтии (Лейба) Аронович Голынко, минский мещанин, переехал с семьей в Уфу в 1876 году Какое-то время он исполнял обязанности раввина, при его доме была кашерная столовая для холостяков Его дочь Мария (Мирка) родившаяся в Уфе, стала женой моего деда Мой отец - Александр Абрамович Шкурко - закончил томский институт инженеров железнодорожного транспорта, потом 35 лет проработал на Уфимском

тепловозоремонтном заводе на руководящих должностях

Моя мама Чара Наумовна (урожденная Фридман) родилась в еврейском местечке Полонное в Украине В 1941 году ее семья эвакуировалась в Уфу Здесь она закончила медицинский институт, много лет работала в системе медицинской статистики

У меня есть брат Леонид Он двадцать лет проработал детским ортопедом-травматологом, имел высшую врачеПную категорию Мы с братом очень близкте люди, очень любим друг друга и очень скучаем в разлуке Два года назад брат с семьей уехал в США, живет в Сан-Франциско Мне очень грустно, что мои любимые племянники Саша и Боря вырастут в другой культуре .

- Знаете ли Вы генеалогию своей семьи?

- Пожалуй, именно с генеалогии все и началось Историю нашей семьи я знала с детства по рассказам старшего брата отца - Марка Ежегодно он приезжал из Москвы в гости Мы с братом часами могли слушать рассказы дяди о кантонистах, о прадеде и его участии в гражданской (вместе с другими гимназистами-евреями он пришел в штаб Чапаевской дивизии, освободившей Уфу в июне 1919 года, и попросил принять его в ряды Красной армии) и Отечественной войнах

У нас сохранилось около 20 старинных фотографий разного формата (от совсем небольших, до портретов 30х40 см) Я горжусь своим происхождением и всегда стремилась побольше узнать о своих предках

" Была ли Ваша семья религиозной, соблюдались ли обычаи и традиции?

- Отец происходил из ассимилированной семьи языка практически не знал, о традициях имел очень смутное представление Мама закончила еврейскую семилетку рабфак По духу она была комсомолкой тридцатых годов Свободно писала и читала на идиш, но разговаривала с соседями или по телефону по- еврейски только тогда когда хотела чтобы мы не поняли Мы с родителями несколько раз ездили на ее родину, где общались с "настоящими евреями" Мама нам говорила о еврейских праздниках (даты она узнавала из календарей издававшихся в Московской синагоге) некоторых традициях Она покупала книги еврейских писателей на русском языке и собрала небольшую библиогеку Мама пекла гоменташен. гейглах, делала блюда из фасоли На Песах маца была практически всегда - пока был жив дедушка, пекли дома, потом либо привозили, либо кто-либо угощал Особенно строго мама соблюдала Иорцайт, в такой день всегда горел свет, постилась в Иом-Кипур Уже после ее смерти мы с братом тоже стали поститься в этот день Мама гордилась своим еврейством Вместе с тем она подходила к людям критически и ценила их не за происхождение Лучшей ее подругой на протяжении сорока лет была простая украинская женщина, дети которой считали маму своей родней Обе мои подруги -русские У меня никогда не возникала дружба по национальному признаку

Из более старшего поколения мы застали только дедушку (маминого отца). Мы видели, как он молился, помню, как он проводил двоюродному брату Бармйцву, накладывал тфилин.

Мы знали о кашруте, но никогда его не соблюдали. О традициях и обрядах я многое узнала, когда возник Еврейский национально-культурный Центр, появилось много интересных изданий, а также в процессе работы над статьей в сборник "Народы Башкортостана''

- Какой вуз Вы закончили? Чем занимаетесь сейчас?

- Я закончила школу с золотой медалью, поступила в Башкирский медицинский - институт. Всю жизнь работаю преподавателем нервных и психических болезней Башкирского медицинского колледжа. Отличник народного просвещения РФ. В течение 10 лет работаю по совместительству неврологом-консультантом Республиканской психиатрической больницы. Имею высшую преподавательскую и врачебную категории.

- Как возникла идея создания Вашей книги?

- В 1992 году академик, директор музея этнографии Раиль Гумерович Кузеев возглавил работу над книгой "Народы Башкортостана". Он успел поработать в архивах и уже нашел кое-какой интересный материал, однако вскоре уехал в Канаду. И тогда Р.Г. Кузеев позвонил председателю клуба "Штерн" Ш.Н. Кацу и попросил найти человека, способного заняться написанием еврейского раздела книги. Шолом Наумович позвонил мне и предложил сделать такую работу.

Так я начала писать. С тех пор я встретилась с десятками интереснейших людей, поработала в архиве, собрала сотни фотографий, газетных статей. В итоге набрался чемодан рукописей. Передо мной стояла задача рассказать об истории, языке, традиция, культуре еврейского народа в целом и показать, как складывалась историческая судьба еврейской диаспоры нашего края. В 1994 году статья была готов.

К тому времени у меня накопились обширные данные, выходившие за рамки первоначальной идеи, и я размахнулась на 100 страниц, собрала много материалов о современниках и известных российских деятелях науки, культуры, искусства, родившихся здесь или как-то связанных с нашим краем. Идея самостоятельной книги витала в воздухе. Помог случай. Я встретила Сергея Юрьевича Гобашова , заместителя заведующего гуманитарным отделом Кабинета министров, с которым была знакома по работе над программой "Народы Башкортостана". Он предложил мне написать брошюру. Председатель Уфимского филиала Российского еврейского конгресса Аркадий Петрович Цисин согласился финансировать это издание. Через полгода книга была готова. 300 экземпляров тиража разлетелись мгновенно. Вскоре ко мне стали обращаться люди, чьи воспоминания не вошли в книгу. Я продолжила работу в архиве и нашла интересные материалы о событиях гражданской войны, о Колчаке, о месгных сионистских организациях, о деятельности еврейской секции РКП в начале 20-х годов, о закрытии синагоги.

В 1999 году я начала и закончила второе издание.

Много времени уходило на беседы с людьми. Кто-то очень хотел попасть на страницы книги, другие отказывались. Кто-то сам писал историю своей жизни, приносил семейные фотографии. Я их подбирала не по принципу "знаменитости", а старалась показать прежде всего лицо диаспоры, особенности менталитета каждого поколения, культуру. Многие, кто не вошел в предыдущую книгу, обиделись на меня, а кто-то запрещал даже упоминать его имя. Порой я звонила человеку, чьи воспоминания хотела бы опубликовать, и не знала, какой ответ меня ожидает. Однажды я обратилась к женщине, предложив рассказать о ее семье в книге о евреях Башкортостана. Разговор шел по телефону. Она попросила меня назвать свою фамилию. Услышав ответ, она сказала: "С такой фамилией вы не имеете права писать о евреях".

- Были ли люди, которые особо запомнились? Какие истории потрясли?

- Я познакомилась со многими интересными людми, удивительными судьбами. Это военный летчик из полка Н. Гастелло, правнук кантониста Г.Я. Кербера И.Е. Перельман, сумевший в нацистских концлагерях скрыть еврейское происхождение. Военный летчик Е.М. Тютюнник, купивший на свои деньги самолет, врач Фрида Стернин, сделавшая первую в республике операцию на сердце, погибшая в авиакатастрофе вместе с больным из дальнего района. Места не хватит перечислить всех.

- Происходит ли сегодня взаимопроникновение культур в Башкортостане и каково современное положение евреев?

- Думаю, что на этот вопрос я ответила в главе "Здесь и сейчас".

- Что для Вас еврейская женщина?

- Еврейская женщина XXI века это - женщина, которая сочетает традиции и соверменность в своем образе жизни и ментальности.

- Каков Ваш жизненный девиз?

- Преодолевать преграды и комплексы. Правда, я слишком долго плыла по течению.

Отрывки из книги "Очерки истории евреев Башкортостана"

Исторический очерк

На территории современного Башкортостана (Название "Республика Башкортостан" вместо "Башкирская АСР" было принято в марте 1992 г.), еврейские семьи появились в середине XIX века. Согласно архивным материалам, первые еврейские семьи отмечены в Уфе в 1859 г. В конце 1864 г. в Уфимской губернии, входившей тогда в состав Оренбургской, числилось уже 157, в 1867 году -185 евреев.

По данным Еврейской энциклопедии, в 1880-1881 гг. в Уфимской губернии живет уже 300 человек, 130 из которых являются отставными нижними чинами и членами их семей, 120 - ремесленниками с семьями.

После погромов 1881 г. число евреев в губернии резко возрастает, несмотря на неоднократные попытки выселения.

Во время Первой Всеобщей переписи населения России 1897 г. в Уфимской губернии проживало 722 еврея .

Во всех возрастных группах отмечается Преобладание мужчин (в уездах - в 2 раза), в городах же число мужчин и женщин почти одинаково. 80% еврейского населения составляли люди в возрасте до 40 лет, средний возраст составлял 24 года. Еврейской грамотой владело очень мало молодых

людей, что, вероятно, связано с тем, что молодежь получала светское образование, пожилые прожили много лет в России, куда попали в юности.

Евреи являлись в то время самым грамотным народом губернии, их уровень грамотности значительно превышал аналогичные показатели черты оседлости по данным той же переписи. Впрочем, это вполне понятно, если вспомнить, каким образом происходил отбор евреев на постоянное жительство. Светское образование приобщало евреев к русской и мировой культуре, открывало новые возможности, но и ускоряло ассимиляцию.

В годы Первой мировой войны большое число евреев было отселено или бежало из пограничной полосы. Гражданская война и сопровождавшие ее погромы вызвали новый поток беженцев в центральные и восточные районы России.

Вскоре после окончания гражданской войны численность еврейского населения республики начинает неуклонно сокращаться: немало жизней унесли тиф и голод, значительная часть беженцев вернулась в оставленные местечки, состоятельные люди покинули губернию вместе с отступавшими белыми войсками, пробираясь на Дальний Восток, кто-то переехал в столицу.

По переписи населения, проведенной в 1939 г., в БАССР было 3796 евреев. Обращает на себя внимание и тот факт, что 85% из них составляют мужчины. Если вспомнить про предыдущие 1937-1938 гг., на которые пришелся пик репрессий, то можно предположить, что в селах живут ссыльные.

В годы Великой Отечественной войны с оккупированных фашистами территорий были эвакуированы на восток вместе с предприятияи, учреждениями, учебными заведениями сотни тысяч евреев. Многие из них, переселившись в Уфу и другие города республики, навсегда остались на земле, ставшей для них новой родиной.

Промышленное и культурное строительство республики, развернувшееся в 1950-1960 гг., также вызвало приток научной и технической интеллигенции, в том числе и еврейской.

Все это отразилось и на результатах переписи населения 1959 г., когда в республике проживало 7467 евреев. С середины 60-х годов численность еврейского населения начинает постепенно сокращаться. Это связано как с сокращением естественного прироста, так и со стремлением реализовать свой потенциал за пределами республики.За годы Советской власти наблюдается повсеместный отход от родного языка.

Если в начале 70-х годов с первой волной эмиграции Башкирию покинуло всего 2 еврейские семьи, то за последнее десятилетие за рубеж выехало около тысячи человек, в основном в Израиль, а также в США. И если на протяжении последних 3-4 лет этот процесс замедлился, то с октября 1998 года, после очередного витка антисемитских настроений, вновь увеличилось число выезжающих за рубеж.

В 1994 г. в РБ проживало 3968, евреев. Сокращение численности еврейского населения обусловлено не только миграционными процессами. Определенную роль играют смешанные браки, широко распространенные и у нас, и в России. Дети от таких браков в подавляющем большинстве случаев записывали при получении паспорта национальность родителя, являющегося представителем доминирующей нации, что соответствовало их самосознанию (особенно в тех случаях, когда мать - нееврейка).

Таким образом, еврейская этническая общность в Башкортостане формировалась длительное время . Она состоит из небольшого числа потомков катонистов, ссыльных и других старожилов края (наиболее ассимилированная и аккультурированная часть), а также мигрантов времен первой и второй мировых войн и их потомков, еще хранящих воспоминания о быте, культуре и традициях своего народа.

Особенности евреев нашего региона: относительно высокий материальный, образовательный уровни и социальный статус, нивелирование ряда черт национального характера и образа жизни.

"Поп, мулла, раввин миром мазаны одним" (фрагмент главы "В рассеяньи живя, вы не забыли Бога"), - распевали уфимские мальчишки 30-х годов, глядя, как закрываются мечети и церкви. Постановлением БашЦИКа от 29 декабря 1929 года синагога подлежала закрытию 6 января 1930 года состоялась приемка помещения и передача имущества еврейского молитвенного дома. Все это было передано еврейской общине по описи при условии, "что имущество, которой община намерена обставить помещение синагоги (флигель во дворе) должно быть взято, сколько его уместится". Здание бывшей синагоги, дощатый сарай с ключами от последних были приняты представителем союза Безбожников.

Школьный двухэтажный дом был отобран, учителя-евреи выселены, а затем в том же году в каменном здании с витражами, на которых были изображены звезды Давида, расположился клуб имени М.С. Погребинского, одного из руководителей НКВД в республике.

В то же время начинают закрывать церкви и мечети, а служителей культа подвергают репрессиям. Члены религиозной общины числом 201 человек образовали объединение, район деятельности которого будет распространяться на г. Уфу, Гоголевскую улицу, и просили зарегистрироваться в объединение.

В октябре 1931 года Самуил (Шмуэль)Мовшевич Гершов, 70 лет игравший видную роль в жизни уфимской еврейской общины, которого называли "святым человеком", обратился с письмом к Председателю БашЦИКа, в котором писал:

"У нас , евреев, не только отобрали то, что имели, и не только не дали ничего взамен, но всячески ставят разные препятствия к тому, чтобы у нас был свой угол. Поэтому просим БашЦИК сделать соответствующее распоряжение о возврате нам нашего единственного во всей республике старого молитвенного дома по ул. Гоголя Таким образом, нас уравняли бы с другими народностями, имеющими каждый свой молитвенный дом...

Куда же идти плакать и просить -остается обратиться и просить БашЦИК,

А БашЦЙКу остается сказать свое авторитетное решение, совершив акт справедливости и законности". Этот вопрос остается открытым и по сей день.

Раввин Шломо Лернер в 1932 г. уехал из Уфы. Евреи стали молиться по домам и чаще всего на квартире Гершова. Его много раз вызывали в ГПУ, НКВД требуя, чтобы он перестал устраивать молельни, но он каждый раз настаивал на своем и требовал, чтобы вернули синагогу.

"Кохав" - значит "Звезда", или возвращение к истокам

16 июня 1988 года на учредительном собрании в Уфимском ДК "Юбилейный" по инициативе кандидата геолого-минералогических наук, старшего геолога Башкирской геологической экспедиции Шолома Наумовича Каца и кандидата философских наук, преподавателя Уфимского авиационного института Александра Викторовича Бенифанда было учреждено "Общество любителей еврейской культуры "Штерн".

"Приглашали на собрание всех желающих, но решились прийти только 11 человек", - вспоминает Ш.Н Кац. Нерешительность большинства легко объяснима:

в 70-х и начале 80-х годов любое собрание евреев, тем более еврейской организации, было уголовно наказуемо. 30 июня общество было зарегистрировано в Уфимском горисполкоме. "Штерн" оказался первой еврейской организацией в Советской России и второй - в СССР. Это было большое событие в жизни еврейской диаспоры республики. Около 5 тыс. проживавших здесь евреев, несмотря на относительно высокий уровень общественного положения и материального благосостояния, возможность получить образование и реализовать свой деловой и творческий потенциал, чувствовали себя гражданами второго сорта, порой были вынуждены отказываться от всего национального Первый большой вечер, организованный клубом "Штерн" 12 октября 1988 г , собрал более 600 человек. Вокруг "Штерна" начала возрождаться еврейская община.

Подлинным духовньм центром еврейской общины стала воскресная школа, начавшая работать в сентябре 1991 года под руководством Азриэля Марковича Вайсмана, кандидата технических наук, заведующего лабораторией НИИ экологии. В первом учебном году школу посещали 40 учеников. Затем каждый год число учеников росло, и сейчас составляет около 100 человек . Все ученики разбиты на 6 классов. Первый посещают дошкольники 4-6 лет. А в последний ходят взрослые. Изучаемые предметы: язык иврит, история еврейского народа, национальные традиции, еврейская литература и искусство, еврейские песни, танцы, рисование.

В сентябре 1999 года еврейская школа Начала свой девятый учебный год.

В январе 2000 г. в Уфу приехал молодой раввин из Израиля Дан Кричевский, в планах которого открытие синагоги, религиозного детского сада, школы.

^Здесь я сейчас"

Антиеврейские настроения, проявления

антисемитизма никогда не были традиционными для нашего края Даже во время развернутой в 1948-1952 гг мощной государственной кампании они не достигли интенсивности, присущей другим регионам, хотя порой ограничения на профессию имели место.

В 50-70-х годах уфимские вузы окончило немало юношей и девушек из Украины, Белоруссии, Молдавии, где почти официально действовал запрет на высшее образование для евреев. Некоторые остались впоследствии здесь работать, ибо проблем с трудоустройством у нас не было.

Для евреев республики характерен высокий образовательный и культурный уровень, они принимают активное участие практически во всех сферах деятельности

"Мы стремимся к созданию гражданского общества с сохранением самоидентификации народов, этнического самосознания", - сказал на обсуждении проекта программы "Народы Башкортостана" академик РаильГумерович Кузеев, под руководством которого подготовлен к печати историко-этнографический сборник "Народы Башкортостана". Есть в нем и статья и о еврях нашего региона, как и в краткой энциклопедии "Башкортостан", изданной в 1996 году.

За многие годы гонений многострадальный еврейский народ не утратил оптимизма и веры в лучшее будущее.

Что ждет его сегодня? Есть три пути: возродить традиции, язык и веру, живя в дружбе и согласии с другими народами, раствориться полностью среди них и, наконец, массовый исход.

Каким путем пойдет древний народ?

Очень хочется верить, что нынешнее руководство республики сумеет и в дальнейшем сохранять стабильность политической ситуации, и каждый живущий здесь народ будет продолжать развиваться, наиболее полно реализовывая свой духовный, нравственный и интеллектуальный потенциал, накопленный веками.

МИР ЕВРЕЙСКОЙ ЖЕНЩИНЫ



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100