-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

К истории Казанской синагоги

История старой и новой жизни, а точнее, возрождения Казанской синагоги. Ремонт помещения еще не закончен, но уже сегодня ясно, что одного здания синагоги для развития еврейской жизни Казани недостаточно…

Еврейская религиозная община возникло в Казани во второй половине XIX века. Еврейское население состояло, главным образом, из ремесленников и потомков так называемых николаевских солдат. Совсем незначительную часть составлял средний купеческий класс. Именно бедность большей части членов общины не позволяла в течение долгого времени построить собственное здание молельного дома.

Известно, что по существовавшему тогда законодательству за пределами черты оседлости не разрешалось строительство синагог. Евреи могли строить только молитвенные дома, архитектура которых не подчеркивала их назначение. В силу изложенных причин казанским евреям несколько десятилетий приходилось для проведения служб снимать помещения.

Отсутствие до самого конца XIX века официально зарегистрированной еврейской общины причиняло евреям серьезные неудобства. Хотя местный раввин и вел по обычаю записи о рождении, смерти, браке и разводе, но эти записи делались не в официально выданных и контролируемых администрацией метрических книгах, и поэтому не признавались в качестве официальных при призыве на военную службу, совершении сделок, поступлении в учебное заведение и т.д. Казанским евреям для оформления надлежащих документов приходилось пользоваться услугами общественных раввинов Москвы или Екатеринбурга, что, разумеется, было делом обременительным.

С таким положением было покончено 15 марта 1897 года, после получения разрешения проживающим в городе евреям устроить “молитвенный дом с хозяйственным при нем правлением”. Властями утверждается выбранный членами общины общественный раввин. Ему вручаются метрические книги, ведение которых впоследствии подвергается периодическим ревизиям. В Национальном архиве Республики Татарстан сохранились документы, отражающие историю регистрации общины, выборов и утверждения раввина, выдачи и ревизии метрических книг, а также строительства молитвенного дома по улице Малой Проломной, ныне Профсоюзной, 15.

Предварительный анализ источников, характеризующих социальное и имущественное положение членов казанской еврейской общины, обращает внимание на следующие факты.

Первое. Несмотря на то, что Казань была одним из ведущих центров так называемого идейного антисемитизма, а также на прямое административное давление (высылка евреев из Казани и Казанского уезда в конце 1890-х годов), численность евреев в городе не падала.

Второе. Укреплялось экономическое положение евреев: среди них появились крупные промышленники, торговцы, обеспеченные врачи и юристы.

Третье. Евреи начинают приобретать объекты недвижимости не только на промышленных окраинах (заводы Готлицера, Зальма, лесопилки и лесоторговые склады Персона), но и в центре города (дом Персонов на Покровской, дом Цимхеса на Гостинодворской).

Укрепление экономического положения общины дало возможность заняться строительством здания молитвенного дома. Для этих целей в 1903 году был приобретен пустующий участок, принадлежавший Абдрахмановой, на Варламской улице. Выбранный участок отвечал требованиям ст. 150 строительного Устава (изд. 1900 г.), в соответствии с которым еврейские молитвенные дома, возводимые на одной улице или площади с православными церквами, должны быть расположены на расстоянии по крайней мере 100 саженей от них, на другой же от церкви улице - не ближе 50 саженей. В губернское правление был представлен проект, в соответствии с которым предполагалось сделать два молельных зала: один для праздничных служб, другой - для обычных. При рассмотрении проекта в губернском правлении отмечалось, что устройство двух залов возможно только в синагогах и недопустимо в молельнях. По этой причине в утверждении проекта было отказано. В результате многочисленных прошений со стороны общины через два года проект все же утвердили, но лишь с тем условием, чтобы хозяйственное правление при молитвенном доме, занимавшее наемное помещение в доме на Малой Проломной улице, разместилось там. Однако к тому времени, когда проект был разрешен к постройке, часть участка была продана, и осуществить проект уже было невозможно.

Община начинает искать другое место, которое бы соответствовало требованиям строительного Устава. Поступает предложение приобрести для строительства участок Арианова, расположенный в 12-м квартале на улице Малой Проломной. Это место было наиболее подходящим, поскольку с 1897 и вплоть до 1912 года еврейская община арендовала для проведения служб расположенный рядом дом Смоленцева. Другой намеченный для покупки участок находился на Большой Лядской улице.

Но пока решался вопрос о выборе места под строительство молельни, дом Смоленцева был куплен для отделения Государственного банка. Община была вынуждена искать новое помещение. Был снят дом, принадлежавший Человеколюбивому обществу. Предполагалось также нанять второе помещение в доме Беленкова на Малой Проломной улице. Участок на Большой Лядской был отклонен властями, хотя он и располагался на допустимом расстоянии от христианских храмов.

Обсудив все предложения, губернское правление дало, наконец, разрешение на покупку для строительства молельни участка Беленкова. Отметим, что вскоре участок был продан Тихомирову, и когда речь в документах идет о купле дома Тихомирова, то следует иметь в виду, что это тот же дом Беленкова.

Участок расположен на нижней террасе квартала. Там располагались двухэтажный жилой дом и службы в глубине участка вдоль склона. В марте 1913 года в строительное отделение губернского правления были представлены разработанные чертежи переустройства существующего здания в молельный дом. Проектом предполагалось надстроить дом третьим этажом и провести перепланировку внутренних помещений. Кроме того, к зданию предполагалось пристроить под прямым углом двухэтажное крыло молитвенного зала. Проект получил одобрение, и вскоре начались работы.

Во время проведения работ выяснились обстоятельства, осложнившие строительство. Прозвучало обвинение в несоответствии проводимых работ утвержденному проекту. В результате работы были приостановлены. Дело было в следующем. Участок был куплен зимой. Весной же, когда начались работы, подпорная стена, поддерживающая склон смежного участка, вспучилась. Возможность сползания горы стала не только представлять опасность для будущего здания, но и оказалась небезопасной при производстве работ. В связи с этим возникла необходимость в некоторых отступлениях от проекта. Восточную стену молельного зала вместо предполагаемой толщины в один аршин пришлось делать в три аршина. При этом она была сделана не уступами, как на чертежах, а выпрямленной, повторяющей контур склона. В материальном отношении это отступление от первоначального проекта вызвало весьма неожиданные затраты. При этом восточная стена оказалась косой, что крайне удручило членов общины, поскольку именно у этой стены должен был быть установлен киот и к этой стене должны были обращаться взоры молящихся.

Кроме того, при исследовании прочности фундамента существующего здания оказалось, что он практически отсутствует. Большая часть здания была построена на мусоре, были обнаружены сквозные трещины в стенах, арках и сводах. Таким образом, оказалось невозможным не только надстроить третий этаж, но и ограничиться простой перепланировкой существующего здания. Возникла необходимость замены всех стен здания новыми. Разъяснения, представленные наблюдавшими за работами архитекторами, были признаны властями справедливыми, и вскоре работы возобновились.

12 февраля 1915 года комиссия, состоявшая из членов губернского правления, произвела внешний осмотр здания, а ровно месяц спустя, 12 марта 1915 года, состоялось открытие молельного дома.

Финансирование постройки велось обычным для еврейских общин способом: часть денег на строительство была взята из ежегодных взносов членов общин, часть сложилась из специальных пожертвований на строительство, часть была получена в виде дохода от продажи или аренды мест в молельном зале.

Более подробно об этой стороне строительства можно узнать из “Отчета хозяйственного правления Казанского Еврейского Молитвенного дома с 1 января 1914 г. по 1 января 1915 г.”, Казань, 1915 г., выдержки из которого мы здесь приводим.

“Уже с давнего времени заветной мечтой Казанской общины являлась постройка собственного Молитвенного Дома.

В продолжение долгого ряда лет эта мысль была далека к осуществлению в силу того, что община не имела достаточно средств, необходимых для постройки, поэтому приходилось довольствоваться разными наемными помещениями, весьма часто совершенно не отвечающими своему высокому назначению. Наконец, после продолжительных поисков подходящего места для постройки хозяйственное правление остановилось на выкупке дома Тихомирова на Мало-Проломной ул., где ныне и помещается наш молитвенный Дом.

28-го декабря 1912 года общее собрание составило приговор на покупку этого места и в апреле 1913 года было преступлено к постройке Дома. Постройка продолжалась два строительных периода в 1913 и 1914 году и закончилась в начале марта 1915 года.

Непосредственное заведование лежало на хозяйств. правлении состава 1913 и 1914 г. при ближайшем участии г-д А.З. Персона, Э.Л. Тицнера (ныне покойного), А.Г. Цимхеса и Г.Л. Соколовского.

12-го марта 1915 г. состоялось торжественное освещение нового Молитвенного Дома в присутствии приглашенных лиц из состава администрации и общественных организаций при большом стечении г-д прихожан.

Того же числа вечером состоялось общее собрание прихожан, посвященное открытию нового Молитв. Дома.

Постройка обошлась вместе с покупкой места и дома в 85000, некоторые счета остались еще не оплачены, но размер их не велик.

Хозяйст. Правление имеет еще получ. за продан. места долгов почти на 13000 т., финансовый результат следует признать весьма благоприятным.

Вновь выстроенное помещение состоит из большого 2-хсветного молитвенного зала с хорами, 2 отделен. И большого зала для заседаний и общих собраний прихожан, находящееся в 3 этаже.

Все это удалось осуществить благодаря рвению и религиозному национальному подъему прихожан, объединившихся около этого святого дела. Большая часть прихожан не ограничилась покупкой только места, но делала и единовременные даяния на нужды и украшение храма.

Всем жертвователям, всем принесшим свою лепту на это вечное дело, весьма потрудившимся при создании храма Хозяйственное правление настоящим приносит свою искреннюю сердечную благодарность”.

Листая страницы архивных документов, точные (до копейки) отчеты о затратах на строительство и содержание своего здания, начинаешь испытывать истинное восхищение и гордость за своих земляков и соплеменников, столько сил отдавших этому благородному делу. И тем горше и острее чувство стыда и гнева, когда знакомишься с документами советского периода. Вот главные из них. Мы сознательно не изменили ни одной буквы в этом свидетельстве жестокости и невежества.

В ПРЕЗИДИУМ ЦИК Т.С.С.Р.

От 30/III-29 г.

№ 3141

В порядке выполнения наказа избирателей данного Городскому Совету XIVсозыва и постановление многочисленных общественных организаций и рабочих о закрытии сеногоги Народный Комиссариат Внутренних Дел ТССР просит Президиум ЦИК договор заключенный с еврейской религиозной общиной от 6 июня 1926 г. расторгнуть, сеногогу закрыть и передать здание под культурное учреждение трудящимся евреям.

Зам. Наркомвнудел ТССР МУХАМЕТЖАНОВ

Нач-к Упр. Адм. Надзора АПАНАСОВ

Зав. Общим Отделением ТАИПОВ

ВЫПИСКА

Из протокола № 97 заседания Президиума ЦИК Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов ТССР.

От 3 апреля 1929 года

СЛУШАЛИ

Представление НКВДела ТР о закрытии синагоги в г. Казани.

Справка: протокол № 93

П. 10/с от 27/П с.г.

ПОСТАНОВИЛИ

Принимая во внимание:
1. что в связи с увеличением в г. Казани еврейского пролетариата, необходимо обеспечить его культурным обслуживанием;

2. что работа по культобслуживанию тормозится из-за отсутствия надлежащего помещения;

3. что имеющееся в г. Казани здание синагоги вполне подходящее для культурных целей обслуживает незначительное количество верующих евреев, главным образом, из нетрудового элемента.

Президиум ЦИК, учитывая ряд ходатайств общественных организаций и рабочих о закрытии синагоги, постановляет:

Договор заключенный с еврейской религиозной общиной расторгнуть, синагогу закрыть и здание передать Казгорсовету под культурные учреждения трудящихся-евреев.

“6” IV-1929 г.

Секретарь ЦИК ТССР

“Согласно прилагаемых актов” НКВД были “приняты” от Хозяйственного управления десятки (!) Свитков Торы, кроме того, большое количество мебели, светильников и т.д. Что же было потом? Потом были долгие годы прозябания во времена Советов. Утварь была разворована. Здание ветшало. Так продолжалось почти 70 лет. Только в 1996 году евреям Казани вернули их родной Дом. О том, как это произошло, рассказывают участники событий.

Леонид Сонц. С самого начала перестройки мы начали борьбу за возвращение евреям Казани их синагоги. Тогдашний председатель еврейской общины Майданчик, я, все вместе начали писать письма во властные структуры, оббивали пороги правительственных учреждений. Но долго ничего, кроме отписок, не получали. Так продолжалось до начала 1989 года. Тут бизнесмены стали группироваться вокруг еврейского клуба “Менора”. Возглавил все это Олег Горлик. Нужно отметить его значительную роль в этом процессе. Дело стало двигаться, и наконец, появилось постановление Кабинета министров о возвращении еврейской общине здания синагоги.

Владимир Роскин. Все, кажется, довольно гладко. Но, как известно, были определенные трудности…

Л.С. Да, действительно. Постановление вышло, но здания нам не отдавали. Я отвоевал себе маленькую комнату в пристройке - и все. В здании продолжал существовать полумертвый Дом Учителя. Время от времени проводились какие-то семинары, изредка собирались какие-то кружки.

Но у нас уже сколотилась крепкая инициативная группа, появились новые молодые лидеры - Юрий Плинер, Лев Штейнберг, Михаил Скоблионок и т.д., всех не перечислишь - так что пусть не обижаются. И мы начали действовать. Для начала я написал министру просвещения письмо, в котором извещал его о начале 3 сентября 1996 года планового ремонта в переданном нам здании, и просил его распорядиться, чтобы здание освободили. 3 сентября мы выставили вооруженную охрану и прекратили доступ в здание. В это время приехали учителя со всей республики на сборы. Их собрали перед началом учебного года. Был большой скандал, потому что учителя запрудили всю улицу. Напряжение возрастало. Приехала милиция, министр, весь возбужденный, и я ему сказал так: “Пусть учителя еще неделю проведут тут свои сборы, а через неделю мы все равно займем это здание”. Через неделю повторилась та же история. Опять боец в камуфляже перекрыл доступ в здание, и теперь им окончательно пришлось отсюда съехать. Мы даже вынуждены были предоставить КАМазы, только чтобы они вывезли свой скарб.

В.Р. Ситуация не типичная.

Л.С. Я считаю, что единственная в России. Почему это могло быть здесь? Прежде всего, потому что здесь нет антисемитизма. Ну а дальше пошла жизнь. Был интересный первый попечительский совет. Мы прямо в этом здании синагоги собирались. Это был большой состав. Мы собирали евреев, известных во всем городе. Кроме того, создали общественный совет. Начали собирать деньги. Начали строиться, и уже в декабре было у нас радостное событие: здесь прошло выездное заседание Российского Еврейского Конгресса, праздновалась Ханука, было много гостей: Гусинский, посол Израиля. Это было большое событие. Тогда мы прибили к дверям первую мезузу.

В.Р. Кто был первым председателем попечительского совета?

Л.С. Тогда еще у нас не было председателя. Первым председателем был Юрий Плинер. Мы с Горликом были неформальными лидерами.

Хочу добавить, что учителям выделил здание ДК - на центральной улице. Правда, там до сих пор идет ремонт. Но это, как говорится, уже совсем другая история…

Затем несколько вопросов мы задали Льву Штейнбергу.

В.Р. Когда первый попечительский совет принял синагогу, она была в плохом состоянии…

Л.Ш. Это не то слово. Здание было в ужасающем состоянии. Такое впечатление, что предыдущие хозяева намеренно его разрушали, дырявили крышу, ломали сантехнику, обрывали электропроводку, засоряли канализацию. В общем, мы получили “полный набор” для ремонта. Но охать и ахать было некогда. Мы собрались, начали концентрировать усилия. Кто-то помогал деньгами, кто-то транспортом, стройматериалами, техникой.

В.Р. Но проведенный ремонт стоит огромных денег…

Л.Ш. Первое: ремонт еще не закончен, но уже сегодня ясно, что одного здания синагоги для развития еврейской жизни Казани недостаточно. Отсюда второе: необходимы новые помещения. И сейчас идет работа в этом направлении. Что касается затрат, то, конечно, они очень и очень большие. И, безусловно, без существенной помощи РЕК, Джойнта и других еврейских организаций было бы очень трудно сделать даже то, что мы уже сделали.

В.Р. Значит, обустройство еще не закончено?

Л.Ш. Что вы! Жизнь продолжается, и еврейская, слава Богу, тоже. Так что история казанской синагоги еще далеко не закончена.

Материал подготовили Лев ЖАРЖЕВСКИЙ и Владимир РОСКИН
«Международная еврейская газета»



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100