--> |
|
Зоя Копельман Еврейские этнические общины
Они были малообразованны, их синагоги находились в запустении. В эпоху ислама на евреев Марокко распространялось положение о зимми, их унижали н преследовали. Тем не менее, среди них было много морских торговцев, в т.ч. вином, сахаром, цветными металлами, ремесленников, были дипломаты и советники при марокканских правителях. Интересно, что первая сионистская организация в Марокко была основана в 1900 г. в Тетуане выходцем из России, доктором И.Берлявским, но еще в начале ХVIII века три видных раввина в Марокко - р. Яаков Ибн Цур, р. Йегуда бен Атар и р. Шалом Адраи - приняли галахическое постановление о том, что "если кто-то захочет уехать в Землю Израилеву, а жена станет перечить. то надо повлиять на нее. Если же она упорствует - уплатить ей отступное согласно кетубе и уехать одному". А в ХIX веке эту галаху расширили, постановив, что и мать с детьми может уехать в Святую Землю вопреки желанию мужа. В Марокко разрешали даже продать свитки Торы. если вырученные деньги были необходимы для алии.
Еврейское население Индии состоит из трех основных этнолингвистических групп. На юго-западном побережье, в частности в Кочине, живут кочинские евреи, говорящие на языке малаялам. Они ведут генеалогию от иудеев, покинувших разрушенный римлянами Иерусалим, однако самым древним их документом являются две медные таблички. датируемые концом Х века. В ХII веке Биньямин Тудельский сообщал о тысяче темнокожих евреев. следующих Торе и имеющих некоторое представление об Устном учении. О них же писал Марко Поло. Благодаря покровительству раджей, их древние общины не пострадали от инквизиции. как пришедшие в ХV веке н почти полностью уничтоженные впоследствии марраны. С конца ХVII и в следующем столетии общины кочинских евреев пополнились евреями Северной Африки. Персии. Ближнего Востока. Пиренейского полуострова.
Община багдадских евреев (они поселились в Бомбее, Калькутте и Пуне) появилась в Индии в середине ХVIII века и стала самой влиятельной еврейской общиной. Она принесла культуру евреев Ближнего Востока и арабско-еврейский диалект Ирака, активизировала социальную и благотворительную деятельность среди местного еврейского населения. В наше время большинство кочинских евреев и Бней Исраэль живет в Израиле. Происхождение чернокожих евреев Эфиопии по-прежнему остается загадкой, и наука, не имея текстов, не может ни подтвердить, ни опровергнуть многочисленные устные предания на эту тему. Вот одно из них: после визита царицы Савской к царю Соломону в Иерусалим, царица родила сына. Выросши, царевич навестил отца, который послал с ним в обратный путь целую свиту иерусалимцев. Часть этой свиты осела в стране, ныне зовущейся Эфиопией, и положила начало новой еврейской общине. Примечательно, что это предание всячески поддерживала правящая династия Эфиопии нового времени (с ХIII века по 1974 г.), монархи которой - не евреи - тоже называли себя потомками царя Соломона. Согласно другой версии, эфиопские евреи произошли от евреев-эмигрантов из Верхнего Египта, которые по неизвестной причине переселились в верховье Нила и там объединились с еврейскими эмигрантами с Аравийского полуострова. Но есть и версия, по которой эфиопские евреи - геры, т.е. часть местного населения, в незапамятные времена перешедшая в иудаизм. Как бы то ни было, эфиопская община - одна из древнейших. Ее евреи жили в полной изоляции от других общин и ревностно хранили традицию, не обогащенную ни Талмудом, ни другими известными нам галахическими трудами. В мае 1991 года израильская авиация, следуя тщательно разработанному секретному плану, перевезла по воздуху из Аддис-Абебы в Тель-Авив более 14 тысяч эфиопских евреев (во время полета и непосредственно перед ним родились семь младенцев). Эта 33- часовая операция "Шломо" вернула потомков царя Соломона (на иврите - Шломо) на родину. В заключение хотелось бы отметить, что между рассеянными по земному шару еврейскими эдот есть очень много общего. Это такие принципиальные вещи, как религия и историческое прошлое (по крайней мере, до определенного момента), календарь, вера в грядущее Избавление и собирание рассеянных в Земле Израилевой. Чем благополучнее живут евреи, тем ярче проступают различия между общинами. Зато в час тяжких испытаний они объединяются. Так, во время погромов Богдана Хмельницкого в Польше в 1648-1649 годах и позже помощь польским евреям приходила со всех концов диаспоры, а кровавый навет в Дамаске побудил евреев создать международную национальную организацию "Альянс", или "Все евреи - друзья", чтобы всегда можно было прийти на выручку любой попавшей в беду общине. Контакты между разными общинами не всегда осуществлялись благополучно. Тому виной были и противоречивые интересы, и подозрительность или пренебрежение к "чужаку". С возникновением Израиля множество разобщенных этнических групп евреев оказались в рамках одного небольшого и неоформившегося государства, что сразу же привело к обострению общинных конфликтов. Как это часто бывает в истории, проблему пытаются решить прямо противоположными способами. С одной стороны, делают ставку на то, что со временем все в Израиле перемешаются, и через несколько поколений никто не сможет отдать предпочтение какой- либо одной традиции предков. С другой стороны, пестуют этническое своеобразие общин и укрепляют их сплоченность, чтобы дать израильтянам в первом и во втором поколении дополнительную опору, а также сохранить исчезающий национальный фольклор.
В первой половине XIX века евреи Ирака бежали от репрессий в Иран и Индию. В целом же можно сказать, что в Ираке было много зажиточных еврейских семей: в Иерусалиме до сих пор стоят жилые кварталы, синагоги, миквы, талмуд-торы, караван-сараи, построенные на средства иракских евреев более ста лет назад. Во время правления англичан евреи активно участвовали в политической и административной жизни страны, но в независимом с 1932 г. Ираке они вновь подверглись дискриминации. В 1941 г. 170 евреев были убиты и несколько сотен ранены в погроме, выражавшем солидарность населения с нацистами. Евреям Ирака, почти как евреям СССР, запрещали жить по религиозным законам (в Багдаде и сегодня действует только одна синагога) и не отпускали их на постоянное жительство в другие страны.
В Иране ХVI-ХVII веков династия Сефевидов немилосердно угнетала евреев. лишала их связи с общинами других стран и почти перекрыла приток пожертвований из-за границы. Высокие налоги гнали земледельцев в город. Начался массовый отъезд евреев в Афганистан. Туркестан, Самарканд, Бухару, Курдистан на Кавказ, в Египет и даже в Индию. При Каджарской династии в XVII-ХХ вв. жизнь "неверных" в Иране сделалась еще хуже. В результате закрытия синагог и насильственного обращения в ислам появилась масса "тайных иудеев". Именно они положили начало обычаю совершать паломничество к могилам Мордехая и Эстер в Хамадане и пророка Даниэля в Ахуазе. Европейские евреи требовали прекратить религиозные преследования сородичей, однако облегчение наступило лишь в самом конце ХIX века. когда в Тегеране открылась первая еврейская школа под эгидой "Альянса".
Жизнь евреев в мусульманском Йемене составляет едва ли не печальнейшую главу в летописи мирового еврейства. Археологические раскопки подтверждают существование еврейской общины на территории Йемена уже в III в. н.э. В пору язычества иудаизм в Йемене считался настолько важной религией, что часты были случаи перехода в еврейство, даже один из монархов Химьяра (так называлась страна) принял иудаизм. Но после завоевания Химьяра христианской Эфиопией в 524 -525 годах евреев начали преследовать, а с 630 года, с включением этой земли в состав арабского халифата, началось принудительное обращение евреев в ислам. Верные своей религии евреи получили статус зимми, но реально в Йемене их права нарушались: они не могли состоять на государственной и военной службе, владеть землей, носить новую или яркую одежду. Евреям в Йемене запрещалось учить Тору вне стен синагоги, громко молиться, трубить в шофар и т.п. И все же они по-прежнему поддерживали связи с иешивами Вавилона. Документы свидетельствуют об активном участии евреев Йемена в налаживании торговли с евреями Северной Африки, Индии, Юго-Восточной Азии.
Так одновременно с российскими евреями в Палестине появились общины йеменских евреев, которые обосновались в Иерусалиме: около 200 человек в 1882 и около 400 - в 1885 году. Они очень бедствовали и тут, но журналист Исраэль-Дов Фрумкин организовал им поддержку евреев- сионистов из России и помог в закладке новых йеменских кварталов. В 1907-1909 гг. из Йемена прибыло несколько тысяч евреев, многие из которых организовали сельскохозяйственные поселения. Репрессии в Йемене продолжались, и в 1921 г. был запрещен выезд в Палестину. После эвакуации общины Йемена в Израиль в 1950 году еврейского населения там почти не осталось. Евреи Йемена дали еврейскому миру мудрецов и поэтов. Таков был мистик, поэт и сказитель ХVII века Шалом бен Йосеф Шабази, оставивший тысячи прекрасных стихов. Йеменские евреи, далекие от преклонения перед кем-либо, наделили Ш. Шабази святостью и легендарными качествами. В заключение необходимо добавить, что музыка и прикладное искусство йеменских евреев чрезвычайно привлекали композиторов. этнографов и дизайнеров из русских и немецких евреев, когда в 1930-е годы они искали пути национальной культуры во вновь обретенной отчизне. Оттого в песнях Израиля йеменские ритмы и модусы сплелись с русскими и украинскими мелодиями. В Южной Америке самая многочисленная еврейская община проживает в Аргентине. Только в Буэнос-Айресе насчитывается около 180 тысяч евреев. Почти все евреи Аргентины - потомки иммигрантов из Восточной и Центральной Европы; их и называют здесь "русос" - в отличие от 15% восточных евреев. прозываемых "туркос", хотя среди них выходцы не только из Турции, но и из Сирии и Северной Африки. Евреи Аргентины в целом преуспевают и участвуют во всех сферах деятельности, отчего процесс ассимиляции идет там довольно интенсивно. Первые еврейские поселенцы прибыли в Аргентину в ХVI-XVII веках из Португалии и Испании и так быстро ассимилировались. что их след затерялся. В середине ХIX века здесь появились евреи из Франции, а после погромов 1881 г. - большая волна евреев из России. Русские евреи по большей части осваивали сельское хозяйство и создали несколько чисто еврейских поселений. Как и во всем мире, евреи Аргентины страдали от антисемитизма: в начале века его объясняли боязнью революции и подозрительностью к "русским", при режиме военной хунты в 1976 -1983 гг. - борьбой с инакомыслием (из 9000 жертв режима тысячу составляли евреи). Антисемитизм то шел на убыль, то ужесточался. и в ответ росла то ассимиляция, то эмиграция в Израиль. В наше время у евреев Аргентины есть синагоги. воскресные и обычные школы, свои книжные и продуктовые магазины. библиотеки. разветвленная сеть учебных центров. Выходцы из Восточной Европы. аргентинские евреи, хранят идиш: на этом языке выходят газеты. книги, играют актеры. Еврейские общины есть и в Бразилии, Уругвае, Сальвадоре. Эквадоре и других странах Южной Америки, где они существуют с конца ХIX века. Эти общины помнят свое происхождение: кто от русских и польских евреев, кто - от немецких, кто - от хасидов Хабада, а кто - из стран мусульманского Востока. США. Первые 23 сефардских еврея - беженцы из захваченной португальцами Бразилии - прибыли в Новый Амстердам в 1654 г. Когда десять лет спустя в городе высадились англичане и переименовали его в Нью-Йорк. их взору предстала целая еврейская община. Позднее сефардские общины появились в Филадельфии, Чарлстоне и других городах. Когда в 1776 г. были провозглашены независимость Американских штатов и равенство всех жителей-иммигрантов перед законом, там насчитывалось от полутора до двух с половиной тысяч евреев. В письме первого президента Джорджа Вашингтона (справа - скульптурная группа с лидерами еврейской общины Хаимом Соломоном и Робертом Морисом) евреям Род-Айленда от 1790 г. говорилось: "С Божьего благословения живущие в этой стране потомки Авраамовы будут и дальше наслаждаться добрым отношением других жителей. подобно всякому, живущему под своею лозою и под своею смоковницею, и никто не будет трепетать перед соседом". Интересна библейская топонимика в США: здесь три Иерусалима, двадцать Хевронов, почти в каждом штате свой Бейт-Лехем (Вифлеем), а также есть населенные пункты с названиями Ханаан, Сион, Мория, Гил'ад и Содом. Не нужно думать, что это влияние евреев, но очевидным образом это влияние Танаха на мировидение протестантов из Европы в период заселения страны. В начале XIX века с усилением антисемитизма в Германии в США стали во множестве прибывать немецкие евреи, а с 1881 года - российские, и к началу ХХ века в США было уже 1 100 000 (!) евреев. Этот наплыв продолжался вплоть до 1924 г., когда из-за усложнения экономической ситуации были введены ограничения на въезд в страну. Хотя в 1940 г. в США жило 4,5 млн. евреев, среди них мало было счастливцев. которым эта демократическая страна позволила укрыться от нацизма. Многие ли помнят сегодня, что США не открыли границу навстречу еврейским беженцам даже после введения Гитлером Нюрнбергских законов? Сегодня евреи в США процветают, и процесс ассимиляции соперничает с упорством еврейских лидеров и просветителей, стремящихся сохранить национальную целостность и своеобразие. Здесь широко представлены три основные направления иудаизма: ортодоксы. включая Хабад и других хасидов, консерваторы и реформисты, и раввины всех трех течений участвуют в едином Совете раввинов Америки. Газеты, книги, вещание, спектакли на английском языке и других языках еврейской диаспоры, тысячи общественных организаций, школ. синагог и религиозных учебных центров поддерживают в евреях ощущение своей национальной принадлежности - первое возможное препятствие на пути к смешанному браку н дальнейшему растворению в американском народе. Но даже ассимилированные евреи шли добровольцами в Армию Обороны Израиля, когда эта страна оказывалась вовлеченной в войну. И сегодня в израильской армии есть части, где служат американские евреи - юноши и девушки - как знак солидарности с государством евреев. За редкими исключениями в США нет официального антисемитизма, но на бытовом уровне никто не застрахован от него даже там. Есть частные школы, колледжи. где евреи нежелательны. В последние годы пугает и настораживает антисемитизм среди негров. По материалам журнала "Отцы и дети", издаваемого Институтом изучения иудаизма в СНГ http://www.judaica.ru/ под руководством раввина Адина Штейнзальца |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|