На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC


Владимир Шапиро: "Сегодня мы наблюдаем эрозию еврейской этничности в России"

Краткая биографическая справка


Профессор Владимир Давидович Шапиро - директор Еврейского научного центра, руководитель Центра этносоциологии "Диаспора" Института социологии Российской Академии наук. Он - опытный исследователь, работающий в сфере социологии в течение тридцати лет.
Владимир Давидович является членом ряда профессиональных научных ассоциаций, комитетов и комиссий. Возглавлял множество социологических и междисциплинарных проектов.
Области его интересов: этническая социология, межнациональные конфликты, национальная идентификация, национальные меньшинства, миграция и эмиграция, современное еврейство, социальная демография.
Владимир Шапиро - автор четырех книг и более 150 брошюр и статей.

- Владимир Давидович, расскажите, пожалуйста, несколько слов о себе

- Я являюсь главным научным сотрудником Института социологии Российской Академии наук, с которым связана вся моя карьера ученого, начиная с аспирантуры. Сейчас руковожу Центром этносоциологии "Диаспора". Мы занимаемся проблематикой, связанной с различными диаспоральными народами России.
Кроме того, я возглавляю Еврейский научный центр, который был создан в 1989 г. при тогдашней Советской Социологической Ассоциации Академии наук СССР. Этот Центр является некоммерческой исследовательской организацией. Вот уже тринадцатый год мы ведем систематическое исследование актуальных проблем еврейского населения России и Украины.

- Не могли бы Вы рассказать более подробно о Еврейском научном центре, его проектах, результатах исследований?

- Мы ведем несколько постоянных тем. С 1989г. предметом нашего пристального внимания является независимое еврейское движение (сначала в СССР, потом в СНГ, потом в России). Объектами нашего исследования являются как организации, так и еврейский leadership.
Вторая тема, которую, в общем-то, можно считать базовой- "Еврейская идентичность и еврейская жизнь в постсоветской России". Моими соавторами по этой теме на протяжении девяностых годов были профессор Цви Гительман и к.филос.н. Валерий Червяков.
Первый раз мы осуществили этот проект в 1992-1993 г. в России и на Украине. Повторили там же через пять лет, в 1997-1998 гг. Таким образом, мы получили важные показатели динамики, которые позволяли объективно оценить изменения (или их отсутствие) в еврейской идентичности и жизни общины за пять лет.
В 1990 г. ЕНЦ участвовал также в разработке программы, вопросника и полевых документов, а также в обработке собранного массива первичной информации Всесоюзного опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ по теме: "Отношение населения СССР к евреям и проблема антисемитизма".

Еврейский научный центр своими силами осуществил целый ряд уникальных проектов:

"Еврейское национальное движение в СССР, СНГ и России" (социологические опросы лидеров организаций на их съездах в 1989, 1991, 1992 и 1999 годах);
Женщины в еврейском национальном движении" (опрос членов Федерации женских еврейских организаций "Хава", 1991 г.);
"Еврейская тема в советской и постсоветской прессе" (контент-анализ периодики - от ультранационалистических до радикально-демократических изданий, 1990-1994 гг.);
Перспективы еврейской жизни и культуры в Биробиджане" (опрос населения и экспертов всех национальностей в столице Еврейской автономной области, 1991 г.);
"Культурная реинтеграция российских евреев в еврейский народ" (исследование проводилось в четырех воскресных школах Москвы для взрослых - "Тали-алеф", "Тали-бет", "Гахлилит", "Тхия"; на женском учительском семинаре "Шальшалет ха-Тора" при Московской хоральной синагоге; в ортодоксальной иешиве "Мекор Хаим", Израильском культурном центре, группе гуманистического иудаизма "Менора", реформистской общине "Гинейни", Хабад-Любавичской организации "Х.А.М.А."; в Туро колледже и Еврейском университете в Москве, 1993-1994 гг.);
"Еврейская школа сегодня и завтра" (опрос директоров всех еврейских школ стран СНГ и Балтии, 1997 г.; репрезентативное исследование среди учеников 7-11 классов и среди их родителей во всех шести еврейских общеобразовательных школах Москвы, 1998 г.);

Однако я все-таки хочу вернуться к главному нашему проекту, которому мы придаем особое значение: "Еврейская идентичность и еврейская жизнь в постсоветской России и Украине".
Исследование проводилось дважды (в 1992-1993 и 1997-1998 годах) в трех городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге). По данным переписи 1989 г. в них проживало 53,2% городского еврейского населения страны. Выборка всякий раз составляла 1300 евреев и была репрезентативна для всего еврейского населения 16 лет и старше (включая самых престарелых) в каждом из городов. Социально-демографическая структура выборок в первой и повторной панелях совпадала, именно поэтому и можно было строго зафиксировать характер изменений. Главным инструментом исследования было интервью типа face-to-face, продолжительностью от полутора до двух часов, по формализованному вопроснику "Что значит: "Быть евреем?"". Точно такой же мониторинг и в те же сроки Еврейский научный центр провел в пяти городах Украины (Киеве, Харькове, Одессе, Львове, Черновцах); там общий размер выборки составил по 2000 еврейских респондентов в каждой из двух украинских панелей.
В результате, мы имели возможность сопоставить две еврейские общины России и Украины по строго сопоставимым критериям.

- Каковы же результаты исследований?


- Выводов много, но очень сложно рассказать о них в трех фразах.
Привожу лишь самые интересные, касающиеся только российского еврейства:
1. Большинство опрошенных евреев определяло свое этническое самосознание дуалистически - как одновременно еврейское и русское, и удельный вес этой категории вырос. Наиболее распространенными типами этнической самоидентификации были "русский еврей" или "россиянин", а не просто "еврей".
2. Произошло довольно заметное "размывание" еврейской этничности - увеличилась доля лиц, относящих себя к евреям и обладающих целым рядом других компонентов еврейского самосознания, но имеющих лишь частично еврейское происхождение.
3. За эти пять лет (1992-1997гг.) с 38% до 21 % снизился удельный вес тех, кто ощущает неразрывное кровное родство с израильскими евреями.
4. За пять лет в целом ослабела познавательная активность еврейского населения в отношении своего культурного наследия. Так, в целом уменьшился удельный вес тех, кто с той или иной частотой посещает занятия, лекции, семинары по еврейской истории, религии, традициям или языку, слушает еврейские радиопрограммы. Однако в то же время не только не упал, но даже увеличился процент бывающих на этих мероприятиях регулярно; возросла и доля активных читателей еврейской прессы. Эти и ряд других эмпирических показателей говорили о том, что на смену своего рода "ажиотажному спросу", характерному для многих в начале 90-ых годов, пришел менее массовый, но более глубокий интерес к еврейским культурным ценностям.
5. Антисемитизм, юдофобия в 1997 году, по сравнению с 1992 годом, оказывали меньшее влияние на формирование еврейского самосознания.
Существует несколько теорий, которые выдвигают психологи, как еврейские, так и не еврейские, что важнейшим фактором формирования еврейского самосознания, является юдофобия и антисемитизм. Оказалось, что это не так. Этот фактор имеет место, но не играет решающей роли. Он относится к числу малозначимых.

- Какой же фактор является решающим?

- Решающими факторами являются: историческая память, чувство идентификации себя с народом, еврейское происхождение.

- Разве можно говорить об исторической памяти, как решающем факторе формирования еврейского самосознания, при высоком уровне ассимиляции "русских" евреев?

- То, что обычно называют ассимиляцией, на самом деле, есть аккультурация. Ассимиляция и аккультурация евреев идут под мощным воздействием образа жизни и культур народов, среди которых они живут. И как результат - эрозия еврейской этничности и еврейской идентичности. Если же мы говорим об ассимиляции, то нужно иметь в виду только ассимиляцию, которая происходит в результате смешанных браков, когда родившиеся в них дети перестают быть евреями. Это и есть процесс ассимиляции, строго говоря.
Установки на смешанные браки присущи значительной части евреев, и снижения не происходит. В перспективе мы будем иметь, во-первых, еще более суженный "брачный рынок" еврейских женихов и невест. Это объективный фактор. Во-вторых, что более важно, субъективный фактор. Установки на этногомогенный брак очень слабы. С каждым поколением увеличивается доля лиц, которые допускают для себя или для своих детей возможность вступления в смешанный брак. Эта тенденция будет нарастать.

- Кто выступает заказчиком исследований, проводимых вашим Центром?

- Все исследования, за исключением того, которое проводилось в Биробиджане и спонсировалось Министерством культуры РФ, финансировались либо российскими еврейскими организациями, либо зарубежными. Из российских спонсоров можно назвать Ваад, небогатую, в общем-то, организацию, которая, тем не менее, оплачивала некоторые наши исследования, особенно, связанные с изучением национального еврейского движения. Что касается наших крупных исследований, то их спонсорами выступали на разных этапах Российский Еврейский Конгресс (прежде всего, в лице Евгения Яновича Сатановского), "Джойнт", Мемориальный фонд еврейской культуры, Фонд Шустерманов, Международное бюро по научному обмену (нееврейская американская организация), Мичиганский университет, Международный фонд по поддержке развития еврейских общин и др.

- Чем же мотивируется заинтересованность этих организаций в подобного рода исследованиях?

- Эти структуры работают в России, поэтому они заинтересованы в получении информации о том "поле", на котором они действуют: кто такие российские евреи, на какие цели уходят выделяемые "донорами" средства, что меняется в деятельности российских еврейских организаций и в жизни еврейского населения и многое другое.

- Поделитесь, пожалуйста, Вашими ближайшими планами. Какие исследования планирует предпринять в недалеком будущем Еврейский научный центр?

- Еврейский научный центр уже начал осуществление крупнейшего в истории страны исследовательского проекта "Российские евреи сегодня и завтра: численность, состав, этническое самосознание, общинная жизнь".

Наш проект будет являться органической частью сравнительного социо-демографического исследования еврейского населения Европы в 2002-2003 гг. ("European Jewish Population Study" - "EJPS"). Это исследование, помимо России, охватит также общины Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии, Дании, Швейцарии, Венгрии, Украины, Молдовы и, возможно, некоторых других европейских стран. Координатор проекта "EJPS" - группа ведущих европейских, израильских и американских ученых - специалистов по еврейской демографии, социологии, политологии (European Group on Jewish Population Studies - EGOJPS). Руководят этой группой проф. Сержио ДеллаПергола (Institute of Contemporary Jewry of the Hebrew University of Jerusalem) и проф. Барри Космин (Institute for Jewish Policy Research, London).
Главными институциональными партнерами и спонсорами EGOJPS в осуществлении проекта "EJPS" являются Европейский совет еврейских общинных служб, Американский еврейский объединенный распределительный комитет ("Джойнт") и Еврейское Агентство для Израиля. Программа проекта "EJPS" обсуждалась на Генеральной ассамблее европейского еврейства (General Assembly of European Jewry), организованной Европейским советом еврейских общин (European Council of Jewish Communities) и проходившей 31 мая - 3 июня 2001 г. в Мадриде и Толедо.

- В чем актуальность подобного исследования в России?

- Последнее десятилетие ушедшего века ознаменовалось для российского еврейства радикальными переменами - политическими, социальными, демографическими, психологическими.

Девяностые годы характеризовались не только масштабной еврейской эмиграцией из России в Израиль, США, Германию и некоторые другие страны. Главный, исторически, пожалуй, беспрецедентный феномен этого периода - массовое пробуждение национального самосознания, обретение еврейской идентичности значительной долей людей в одной из крупнейших еврейских популяций, которая на протяжении жизни трех поколений была насильственно лишена своего культурно-исторического наследия, изолирована от остального еврейского мира. Российская община перестала быть "евреями молчания", по выражению Эли Визеля, обрела свой голос и была услышана.
В это десятилетие шло возрождение и строительство полнокровной еврейской жизни и еврейской общины со всеми ее институциями - традиционными и новыми, отвечающими вызову времени.
В девяностые годы возникли новые и разносторонние связи российского еврейства с Израилем, еврейской диаспорой в других странах. Российская община начала интегрироваться в мировое еврейство, которое в свою очередь, стало одним из значимых факторов формирования ее современного облика.
Все эти массовые явления характеризуют разные стороны одного и того же процесса - возрождения еврейской идентичности, культурная и религиозная составляющие которой в большой степени были утрачены при коммунистическом режиме в советское время.
В еврейском политическом истеблишменте, в масс-медиа и в еврейской научной среде Израиля, Западной Европы, США и самой России даются противоречивые оценки постсоветского развития российского еврейства и прогнозы его будущего: от гипер-оптимистических до совершенно пессимистических, алармистских. Одни говорят о status quo или росте нынешней численности популяции за счет полуевреев и квартеронов, все чаще выбирающих для себя еврейскую идентичность. Другие называют российскую общину исчезающей, ссылаясь на неотвратимость процессов суженного естественного воспроизводства, ассимиляции и эмиграции. Кто-то уверен в тотальном возврате российских евреев к национальной религии и традициям, в их всеобщей "евреизации", по сомнительному выражению одного российского социолога. Иная точка зрения - иудаизм не имеет будущего в России, к нему всерьез, по-настоящему обращаются очень немногие, еврейская община останется сугубо светской, секулярной.
Отсюда следует, что современная община российских евреев должна стать объектом постоянного междисциплинарного изучения, мониторинга идущих в ней процессов, как это давно делается во многих крупных (Израиль, США, Франция, Великобритания) и в не очень больших (Дания, Бельгия, Италия) еврейских общинах мира.
В России подобная попытка строго научного этносоциологического исследования впервые была предпринята Еврейским научным центром (название проекта "Еврейская идентичность и еврейская жизнь в постсоветской России"). О нем я уже рассказал выше.
Однако при всей своей ценности и уникальности, результаты проекта во многом устарели и сегодня полезны скорее для ретроспективного анализа, нежели для оценки современного положения и прогнозов. Пять лет со времени последнего исследования - очень большой срок, учитывая высокие темпы и глубину изменений в российском обществе в целом и в еврейской общине страны.
Вместе с тем, надо обязательно отметить, что за пять предшествующих лет десятки тысяч евреев эмигрировали из России. А среди евреев, живущих в стране и не намеренных покинуть ее, множество таких, кто как был, так и остался далек от еврейского активизма.
Все это - легко видимые, доступные взгляду широкой еврейской и нееврейской общественности институциональные и поведенческие изменения, хотя понятно, что и они требуют серьезного научного анализа и оценки. Менее очевидны, если не сказать, почти неизвестны, процессы, происходившие в течение последних пяти лет в этническом самосознании людей. А ведь именно такие латентные внутриличностные изменения (или, как замечено нами выше, их отсутствие) и определяют, в конечном счете, нынешний и будущий облик российского еврея.
Актуальность нового междисплинарного исследования ощущалась Еврейским научным центром уже давно, и мы в различной формах вели его подготовку. Стимулом для скорейшего "запуска" проекта "Российские евреи сегодня и завтра: численность, состав, этническое самосознание, общинная жизнь" послужило недавнее (в начале апреля 2001 года) включение России в число стран - участниц упомянутого выше сравнительного социо-демографического исследования еврейского населения Европы ("European Jewish Population Study") в 2002-2003 гг.
Наш проект носит ярко выраженный прикладной характер. Результаты исследования будут необходимы для стратегического планирования как ключевым еврейским организациям, так и лидерам местных общины.

- Спасибо за интересную беседу.

http://www.alefpress.com/




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100