-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Лекция №8 - Сдом: первый опыт уничтожения социального Зла.

Ангелы, возвестившие Аврааму о рождении “в следующем году” Ицхака, выполнили свою миссию, и читатели Книги Бытия вовлекаются в новую, не менее напряженную историю. Вместе с двумя ангелами, мы переносимся в город Сдом, на который должна обрушиться кара Господня. Один из ангелов должен исполнить страшный приговор, а другой - спасти Лота и его семью от общей участи.

Обращение к миру Города - давняя традиция мировой литературы, стремящейся соединить пространство и время, временное и вневременное,- действительная связь, существующая тысячи лет. Модель города восходит к библейскому сознанию, в котором сосредоточено внимание на городе порока и разврата (Содом и Гоморра, позднее Ниневия, Вавилон), который должен быть уничтожен за грехи его жителей, буквально стёрт с лица земли, над ним творит свой Суд Создатель. Уничтожение Города - это Божья Кара, возмездие за безнравственность и разврат, следовательно, это восстановление справедливости, воздание должного. На протяжении всего рассказа о Сдоме Тора использует четырехбуквенное Имя Бога, то есть Его проявление со стороны милосердия. Отсюда ясно, замечает Ш.-Р. Гирш, - что когда моральное разложение общества достигает предела, полное разрушение такого общества есть акт милосердия. Рядом с таким городом живёт мечта о Небесном Граде. “Символические два града”, т.е. “два общества людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Богом, а другому подвергнуться наказанию дьяволом”, восходят в религиозном сознании к текстам ТаНаХа. Таковы два полюса развития городской парадигмы.

18:20 И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ : УСЛЫШАЛ Я, КАКИМ ГРОМКИМ СТАЛ ВОПЛЬ СДОМА И АМОРЫ И О ТОМ, СКОЛЬ ТЯЖКИМ СТАЛ ИХ ГРЕХ 18:21 СПУЩУСЬ-КА И ПОСМОТРЮ: ДЕЛАЮТ ЛИ ОНИ ТАК, КАК ГОВОРИТ ВОПЛЬ, ЧТО ДОШЕЛ ДО МЕНЯ....

По буквальному смыслу слов речь идет о вопле самих городов. Однако не так понимают эти слова наши мудрецы, они говорят, что имеется в виду вопль молодой женщины, доносящийся из этих городов. Вот что рассказывает Пиркей дераби Элиэзер 25:

Объявили в Сдоме и Аморе: "Каждый, кто поможет бедняку, или нищему, или просто пришельцу хотя бы куском хлеба, будет сожжен в огне!" Плотит, дочь Лота, была замужем за одним из виднейших жителей Сдома; однажды увидела она бедняка, просящего подаяние на улице, и опечалилась душа ее. И что она стала делать? Каждый день, выходя за водой, она клала в свое ведро разную пищу, которую брала в доме, и кормила того бедняка. Стали удивляться жители Сдома: отчего он еще жив? Наконец, они узнали, в чем дело, и вывели ее, чтобы сжечь.

Взмолилась она: "Бог вселенной! Взыщи с жителей Сдома за то, что они делают со

мной!" - и прилетел ее вопль к подножию трона Всевышнего. Сказал Он тогда: "Спущусь-ка и посмотрю: делают ли они так, как говорит вопль, что дошел до Меня" - если жители Сдома действительно сделали так, как говорит вопль, донесшийся до Меня, переверну Я весь город его основанием кверху!"

Два момента особо выделены в этом мидраше, пишет Нехама Лейбович. Во-первых, вопрос: в чем именно выразилось злодейство жителей Сдома и в чем вообще смысл понятия "зло" - такого зла, что единственным способом исправить его является полное уничтожение города, где творили это зло?

Ответ: это - социальное зло, выражающееся даже не в конкретных поступках, а всего-навсего в бездействии там, где обстоятельства требуют действия. Как сказал об этом пророк Йехезкель 16:49): "Вот в этом и был грех Сдома ... гордыня, пресыщенность, спокойствие и тишина... а бедняку и нищему не помогал..."

Мидраш подчеркивает: не в том вершина злодейства, что есть люди, которые ведут себя подобным образом, что есть злодеи, заставившие очерстветь свое сердце, а в том, что такой образ жизни становится общественным законом: "Объявили в Сдоме..." Злодейство не совершается втайне, когда творящие беззаконие еще сознают, что делают нечто постыдное. Оно не является результатом случая - спонтанного возмущения подстрекаемых масс, не признающих законов и открыто нарушающих правопорядок. Напротив, ЗЛО это закон общества, регулирующий правопорядок, и тот, кто спонтанно нарушает его - преступник, подлежащий только одному наказанию: смерти.

Такое общество невозможно исправить. И вот второй момент, который подчеркивает мидраш: наказание всему городу приходит как ответ на вопль одной женщины, которую жестоко убили за то, что она подала ломоть хлеба бедняку. Только одно действие, только один вопль - и это была последняя капля, чаша терпения Всевышнего переполнилась.

Рамбам в Мишнэ-Тора (Законы о тшуве 3:4) пишет: должен каждый человек смотреть на себя весь год так, словно добро и зло в нем уравновешены и что точно в таком же положении находится весь мир. Так что если он совершит только один грех - он опустит себя и весь мир в сторону зла и причинит вред себе и всему миру, а если исполнит только одну заповедь - возвысит себя и весь мир в сторону добра и причинит благо и себе, и всему миру.

Действие каждого человека неповторимо, и неповторимым образом воздействует он на весь свет - определяет участь целого мира. Человек - не крупица пыли и не винтик в машине, человек - носитель Божественного образа, как считают наши мудрецы, и на нем лежит ответственность и за него самого, и за общество, в котором он живет, и за весь мир.

Любой его поступок человека, даже самый ничтожный, несет в себе нечто, что оказывает влияние на все его окружение - как ближайшее, так и самое отдаленное, и даже на всю вселенную в целом.

И вот вопль той женщины, которую замучили жители Сдома, переполнил чашу терпения Всевышнего и заставил перевесить ту чашу весов, на которой лежал обвинительный приговор.

В первой половине главы 19 - рассказе о посещении ангелами Лота - можно увидеть мрачную и устрашающую картину того, как принимали в том городе любого чужака, любого гостя, то есть своего рода иллюстрацию к словам Всевышнего:

18:21СПУЩУСЬ-КА И ПОСМОТРЮ: ДЕЛАЮТ ЛИ ОНИ ТАК, КАК ГОВОРИТ ВОПЛЬ, ЧТО ДОШЕЛ ДО МЕНЯ.... Оказалось, что все жители Сдома грешны - так что даже зятья Лота, женатые на его дочерях, не стали слушать его предупреждений и осмеяли его, был вынесен окончательный приговор: смерть и уничтожение. Сцена осады дома Лота горожанами Сдома убеждает не только в том, что "жители Сдома творили множество зла и грешили против Господа безмерно", но и в том, что приговор был вынесен окончательно.

Какой была реакция жителей Сдома, узнавших о решении небесного Суда?

Лот, рассказывает Нехама Лейбович, - типичный средний человек, воспитанный, правда, Авраhамом и прошедший вместе с ним целый ряд испытаний - вместе с ним оставивший свою родину и свою родню, вместе с ним спустившийся в Египет и вышедший оттуда и, по всей видимости, очень привязанный к нему. Но, тем не менее, Лот отделился от Авраhама в тот момент, когда дальнейшая совместная жизнь стала грозить его кошельку, - и сделал это решительно, оставив не только самого Авраhама, но и весь путь его, весь его образ жизни.

По выражению Раши: Сказал Лот: "Не нужно мне ни Авраама, ни его Бога!" И немедленно, покинув Авраhама, один полюс мира, Лот ушел к другому полюсу (третьего не дано) - в Сдом: 13:10 И ВЗГЛЯНУЛ ЛОТ ВОКРУГ, И УВИДЕЛ ВСЮ ДОЛИНУ ЯРДЕНА - КАК ВСЯ ОНА ОРОШАЕМА: ДО УНИЧТОЖЕНИЯ ГОСПОДОМ СДОМА И - АМОРЫ БЫЛА ОНА СЛОВНО САД ГОСПОДА, ... 13:11 И УШЕЛ ЛОТ С ВОСТОКА И ОТДЕЛИЛИСЬ ОНИ ДРУГ ОТ ДРУГА.:

Глубоко символично это падение Лота - “от Авраhама в Сдом!" Заметим, что с приходом Лота в город Сдом, ему оказали уважение - избрали судьей, он сидел “в воротах Сдома” и судил. У Лота, таким образом, была возможность выразить свой протест против основного закона содомитов - запрета на гостеприимство. Он один показывает пример праведного поведения. Но терпит явное поражение из-за невозможности сделать выбор между жизнью с Авраhамом и следованием его пути, с одной стороны, и жизнью в Сдоме и следованием пути жителей Сдома - с другой. Лот совершенно одинок. Его дочери стали женами содомитов, его зятья выращены и воспитаны по законам Сдома.

Дом Лота, когда хозяин принимает в нем гостей (ангелов), окружают и молодые, и старые, беснующиеся полноправные граждане Сдома, и они в равной степени бесчеловечны и аморальны. Вот свидетельство их нравственного падения: “Выведи их к нам, и мы познаем их” (ст.5). Попытка ведения "подпольного" образа жизни Авраhама в условиях Сдома приводит его в полный нравственный тупик, который выражается в его предложении отдать своих дочерей взамен гостей. Рамбан об этом говорит так:

От похвал в адрес этого человека мы переходим к его порицанию. Множество усилий он приложил к тому, чтобы защитить своих гостей только потому, что они "пришли под сень его крова", однако его попытка ублажить горожан, предлагая им своих дочерей, - не что иное, как свидетельство лютости его сердца, того, что не был он совершенно чужд разврату. И потому сказали мудрецы:

"В мире ведется, что человек защищает своих дочерей и жен, будучи готовым убивать или быть убитым, а этот - отдает своих дочерей на поругание!" Впоследствии Лот наказывается за этот поступок. Когда его дочери и он, спасенные после гибели города, находят себе убежище в горах, дочери Лота решают, что всю землю постигло ужасное бедствие (было еще свежо предание о потопе, уничтожившем все человечество). Они принимают решение продолжить род человеческий, зачав от своего отца, напоенного ими вином. Так на свет рождаются родоначальники двух новых народов - Моав и Амон (моавитяне и амонитяне), а имя Лота покрывается позором.

Воспитанник Авраhама, Лот не в состоянии сам сохранить в Сдоме дух Авраhама, тем более он не способен передать этот дух следующему поколению. Зятьям своим, принадлежащим к сдомской элите, приносит Лот известие о катастрофе, готовой вот-вот разразиться, - о гибели нечестивого и преступного города. Тора буквально передает его слова:

19:14 И ПОШЕЛ ЛОТ, И ГОВОРИЛ С ЗЯТЬЯМИ СВОИМИ, ВЗЯВШИМИ ЗАМУЖ ЕГО ДОЧЕРЕЙ, УГОВАРИВАЯ ИХ: "ВСТАВАЙТЕ И УХОДИТЕ ОТСЮДА, ПОТОМУ ЧТО УНИЧТОЖАЕТ ГОСПОДЬ ЭТОТ ГОРОД...

Однако их ответ Тора не воспроизводит дословно, ограничиваясь общим указанием на их реакцию: 19:14 НО КАЗАЛСЯ ОН ШУТНИКОМ В ГЛАЗАХ ЗЯТЬЕВ ЕГО. Мидраш hагадоль сообщает, что показалось им особенно смешным: страшны насмешки - вплоть до того, что поспешило несчастье обрушиться на жителей Сдома только после того, как они начали насмехаться над Лотом - как сказано: "Но казался он шутником в глазах зятьев его". Говорили они ему: "Глупец ты - самый большой в мире! Арфы, лютни и свирели звучат в городе - а ты говоришь, что Всевышний уничтожает Сдом?!"

Сдом существует в каждом поколении, и его жители всегда наказываются слепотой. И так бывает во все исторические времена, и жители вечного Сдома (потому что был уничтожен только архетип Сдома) - всегда воспринимают лишь внешнюю форму явлений. Сдом представляется им "Божьим садом", поскольку торговля в нем процветает и растет материальное благосостояние его обитателей, поскольку он манит всевозможными наслаждениями - "арфы, лютни и свирели звучат в городе" - они не знают и не понимают, насколько все это недолговечно.

Поэтому тот, кто приходит и уговаривает их: "Вставайте и уходите отсюда", в их глазах - "самый большой глупец в мире", и ответом ему служат только насмешки. Похоже на то, что именно слепоту жителей Сдома имел в виду Йешая, предполагает Нехама Лейбович, когда говорил: "И были лютня и арфа, бубен и свирель, и вино их пиров, а на деяние Господа они не смотрели и дел Его рук не видели" (5:12).

В этот момент в действие вступает Авраам. Рассказ уступает место диалогу:

"Неужели погубишь праведного заодно с нечестивцем?"(Бытие гл. 18) - это “немедленно” говорит Авраам, приблизившись к Всевышнему с молитвой. Аналогичная ситуация уже рассматривалась в главе “Ноах”. Как и Ноаха, Всевышний, подверг Авраhама испытанию, когда сообщил ему о Своем решении уничтожить Сдом: будет ли Авраhам просить о милосердии или нет? Но сразу же - "и приблизился Авраhам..." Что означает слово "приблизился"? Как можно приблизиться к Творцу, Слава Которого наполняет весь мир? - спрашивает Н.Лейбович.

Раши, опираясь на слова мудрецов, объясняет, что выражение "приблизился" может иметь три значения: готовность говорить резко (или даже начать войну), готовность пойти на уступки ради мира и готовность обратиться с молитвой к Всевышнему.

Иначе говоря, тот, про кого сказано: "приблизился", собрал все свои душевные силы - любовь и страх, скромность и дерзость, мягкость и твердость, - чтобы добиться того, что он считает справедливым. Так и Авраhам осмелился и утверждал: 18:25 НЕ ПОДОБАЕТ ТЕБЕ ДЕЛАТЬ ТАКОЕ! Молил: 18:32 ПОЖАЛУЙСТА, ДА НЕ ПРОГНЕВАЕТСЯ ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ - ТОЛЬКО ОДИН РАЗ Я СКАЖУ... дерзил: 18:25 НЕУЖЕЛИ СУДЬЯ ВСЕЙ ЗЕМЛИ НЕ БУДЕТ СУДИТЬ СПРАВЕДЛИВО?! : отступал: 18:27 ВОТ, НАЧАЛ Я ГОВОРИТЬ С ВЛАДЫКОЙ ВСЕЛЕННОЙ - А ВЕДЬ Я ПРАХ И ПЕПЕЛ....Этот диалог - одно из самых чудесных мест в Торе, где человек спорит с Создателем, но при этом готов к полному самоотречению (“я, прах и пепел”), жертвенности и смирению, и Бог слышит его.

Но необходимо понять: в чем суть того, что он желал добиться от Всевышнего? Только, чтобы Он не губил праведников, или также, чтобы Он помиловал нечестивцев? Вслушаемся в начало его речи: 18:23 НЕУЖЕЛИ ПОГУБИШЬ ПРАВЕДНОГО ЗАОДНО С НЕЧЕСТИВЦЕМ?! : 18:24 МОЖЕТ БЫТЬ, ЕСТЬ ПЯТЬДЕСЯТ ПРАВЕДНИКОВ В ЭТОМ ГОРОДЕ? НЕУЖЕЛИ ПОГУБИШЬ И НЕ ПРОСТИШЬ ЭТОМУ КРАЮ РАДИ ПЯТИДЕСЯТИ ПРАВЕДНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В НЕМ? : 18:25 НЕ ПОДОБАЕТ ТЕБЕ ДЕЛАТЬ ТАКОЕ: ГУБИТЬ ПРАВЕДНОГО ЗАОДНО С НЕЧЕСТИВЦЕМ - ЧТОБЫ ПРАВЕДНИК УПОДОБИЛСЯ НЕЧЕСТИВОМУ?! НЕДОСТОЙНО ЭТО ТЕБЯ! НЕУЖЕЛИ СУДЬЯ ВСЕЙ ЗЕМЛИ НЕ БУДЕТ СУДИТЬ СПРАВЕДЛИВО?! ..

Эти слова вызывают удивление своей непоследовательностью и противоречивостью. Так, раби Шломо Дубно пишет: Можно изумиться противоречиям в этой молитве: сперва он молится о том, чтобы Всевышний не губил праведника заодно с нечестивцем, потом прибавляет просьбу о том, чтобы нечестивцы спаслись ради праведников - а ведь еще на свою первую просьбу он не получил ответа! А после этого он снова возвращается к тому, с чего начал, и молится только о праведниках!

По всей видимости, пишет Н.Лейбович, суть намерений Авраhама заключалась вот в чем.

Диврей Давид: Праведный не должен гибнуть вместе с нечестивым - это буква закона, и об этом не нужно молиться. Авраhам просит Всевышнего только о том, чтобы всему тому краю было прощено ради праведников. И если эта молитва не поможет, то к чему уничтожать праведников - ведь это будет нарушением буквы закона!

Существуют два великих принципа. Первый из них - суд обязан быть справедливым. Именно это выделяется как самая характерная черта Авраhама, о предназначении которого Всевышний говорит непосредственно перед тем, как сообщить Авраhаму о Своем решении уничтожить Сдом: 18:19 ИБО ИЗБРАЛ Я ЕГО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОН ЗАПОВЕДАЛ ПОТОМКАМ СВОИМ И ДОМУ СВОЕМУ ПОСЛЕ СЕБЯ СЛЕДОВАТЬ ПУТИ ГОСПОДА, ТВОРИТЬ ДОБРО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

То, что там сказано о будущем - в речи Авраhама, обращенной ко Всевышнему, оказывается фактом настоящего; то, что там сказано о воспитании детей, здесь отец претворяет в действительность еще раньше, чем они у него родились; то, что сказано там об обучении детей творить добро и справедливость, здесь является сутью требования Авраhама, с которым он обращается к Судье всей земли.

И второй из двух великих принципов вырисовывается здесь в словах Авраhама: заслуги отдельных личностей, очень немногочисленных праведников, защищают все общество, благочестивое меньшинство имеет возможность и силу, чтобы спасти развращенное большинство. Если в Сдоме - символе нечестивости, разврата и беззакония - найдутся пятьдесят праведников, неужели они не в состоянии спасти весь город? Ведь свет не светит только для самого себя, и чуть-чуть света способно рассеять массу мрака! Если сердце здорово, разве в конце концов не выздоровеет весь организм?

В экстремальной форме выражает это пророк Ирмеяhу: "Идите по улицам Иерусалима и посмотрите, пожалуйста, и узнайте, и поищите на его площадях: если найдете мужа, если есть творящий справедливость и ищущий веру - прощу Я всему городу" (5:1). Но, тем не менее, мудрецы обнаружили, что способность праведника - отдельного человека или небольшой части общества - заступиться за все общество и спасти его имеет предел. С чем он связан?

Посмотрим, что отвечает Всевышний Авраhаму в первый раз: 18:26 И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ: "ЕСЛИ НАЙДУ В СДОМЕ, ВНУТРИ ГОРОДА, ПЯТЬДЕСЯТ ПРАВЕДНИКОВ, ПРОЩУ ВСЕМУ ЭТОМУ КРАЮ - РАДИ НИХ".

Комментаторы уже давно обратили внимание на эту тавтологию - "в Сдоме, внутри города". Так, раби Авраhам Ибн Эзра в присущей ему лаконичной манере сообщает нам здесь вещи исключительной важности: Смысл слов "внутри города" - означает что эти праведники демонстрируют свою богобоязненность открыто, и потому говорит Ирмеяhу: "Идите по улицам Иерусалима".

То есть: действительно, меньшинство обладает силой изменить к добру судьбу всего края - но только в том случае, если эти отдельные праведники находятся "внутри города", если они участвуют в жизни города - и деловой, и экономической, если они появляются в обществе и стараются оказать на него благотворное влияние.

Но если они прячутся от общества и демонстрируют свою праведность только перед своей семьей, то свою собственную жизнь они, может быть, и спасут - однако, вне всякого сомнения, заслуги их не смогут защитить весь "город". А сам "город", вытесняющий своих праведников из своей среды и заставляющий их замыкаться в тесном кругу семьи - чтобы их доброе влияние не помешало негодяям открыто делать все, что они хотят, - такой "город", безусловно, не сможет прикрыться заслугами скрывающихся в нем праведников.

Не нашлось в Сдоме ни пятидесяти праведников, ни сорока, ни тридцати, ни даже десяти. А если и были они - то не "внутри города". Не нашлось именно мужа, "творящего справедливость и ищущего веру": "Идите по улицам Иерусалима, - так всегда говорили пророки, - поищите на его площадях" - потому что праведники, что были тогда в Иерусалиме, прятались в своих домах и не могли показаться на улицах и площадях из-за заполнявших их нечестивцев...

Из горящего города вышли только четыре человека: Лот, его жена и две дочери. Уничтожение города - факт не только библейский, но и исторический. На дне Мертвого моря (самого соленого на свете), в водах которого не обитают живые существа, погребены, как доказали раскопки современных археологов, города Сдом и Аморра с высокой по тем временам материальной культурой. В окрестностях Мертвого моря есть соляные столпы, напоминающие человеческие изображения, один из этих столпов напоминает женскую фигуру. Это, по преданию, жена Лота, превратившаяся в соляной столп.

Известно, что жена Лота была наказана за пренебрежение словом Всевышнего: нельзя было смотреть на на горящий город, она нарушила запрет. Один из мидрашей рассказывает о том, что и жена Лота не разделяла взглядов ее мужа, не принимала участия в подготовке трапезы для гостей Лота, напротив, внутренне сопротивлялась. Запрет оглядываться на страшное и потрясающее душу зрелище более чем понятен. Это не для слабых духом. Запрет оберегает спасенных из города. Почему оглядывается жена Лота? Хочет позлорадствать? Поторжествовать? Нет однозначного ответа. Мера наказания должна быть связана с мерой преступления жены Лота.

Но есть и иные толкования. Одно из самых поэтических, хотя и не соответствующих буквальному тексту Торы - стихотворение Анны Ахматовой, где высказано сочувствие женщине, родившей и вырастившей в этом городе детей. Она оглянулась на дорогое и близкое...”отдала жизнь за единственный взгляд”.

Поиски праведных людей как настоящей нравственной опоры народа стали традицией мировой литературы. Этой теме посвятил все свое творчество непризнанный девятнадцатым веком классик Н.С.Лесков. “Не стоит село без праведника” - этой пословицей, ведущей свое начало из библейских времен, А.И.Солженицын назвал один из самых прекрасных рассказов “Матренин двор” (название, данное А.Т. Твардовским для публикации). Его автора волновала мысль о судьбе целого народа, утратившего свои духовные ценности. Последней праведницей среди этих современных “содомитов” была Матрена, добрая, гостеприимная, над ней смеялись, считали “глупой”, ее добротой пользовались. Она погибает страшно, трагически, автор рассказа не перестает думать над “загадкой” Матрены, над судьбой всего народа, последний праведник которого ушел из жизни...

Десять молящихся в миньяне - еще одно следствие, вытекающее из рассмотренных нами событий. Молитва десяти будет услышана. “Не истреблю города, если найду в нем десять праведников...”

Наталья Гуткина



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100