-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


ЛЕКЦИЯ №7 - ТРОИЦА В ГОСТЯХ У АВРААМА

Еврею для его национального самосознания полезно знать и видеть, что на фронтоне Казанского собора в Петербурге, где венчались все русские императоры, расположился огромный барельеф “Моисей, иссекающий воду из скалы”, что в Грановитой палате Московского кремля можно видеть фрески “Саул и Давид”, “Наставление Иосифа”, что знаменитая “Даная” Рембрандта по последним исследованиям вовсе не Даная, а еврейка Лея, ждущая на брачном ложе Яакова вместо своей сестры Рахели, что Илья Репин получил золотую медаль в Академии художеств за свою дипломную работу “Иосиф, толкующий в темнице сны хлебодару и виночерпию”, что, наконец, знаменитая “Троица” Андрея Рублева вовсе не “отец, сын и дух святой”, а три ангела в гостях у патриарха Авраама, сообщившие ему о предстоящем позднем рождении сына Ицхака, о многочисленном его потомстве, о разрушении потом Сдома и Аморры за разврат и моральное разложение. Итак, три ангела в гостях у Авраама: как и почему это было?

"И открылся ему Господь в Элоней-Мамрэ" (Берешит гл. 18).“Странно оно, начало этого раздела Торы, - пишет Нехама Лейбович, и вызывает затруднения у всех комментаторов: 18:1 И ОТКРЫЛСЯ ЕМУ ГОСПОДЬ В ЭЛОНЕЙ-МАМРЕ - А ОН СИДЕЛ ВХОДА В ШАТЕР ЗНОЙНЫМ ПОЛДНЕМ. И не менее странно его продолжение: 18:2И ПОДНЯЛ ОН СВОИ ГЛАЗА, И УВИДЕЛ...

Дальнейшее хорошо известно нам: как Авраhам побежал навстречу трем путникам, как пригласил их к себе, какое участие в приеме гостей приняли отрок (по мнению наших мудрецов - Ишмаэль, "чтобы приучить его к исполнению заповедей"), поведение его жены Сарры. Однако: где продолжение того откровения Всевышнего, о котором говорится в самом начале главы? Ведь во всей Торе мы не находим ни одного случая, когда Всевышний открылся бы кому-то из Своих служителей без всякой необходимости - а что Всевышний говорит Авраhаму на этот раз? Каждое из откровений Шхины имеет определенную цель - какова она здесь?

Рашбам, Рамбам (в "Морэ невухим") и многие другие последующие исследователи

говорят, что глава начинается с обобщения, за которым следует его детализация. Другими словами, они понимают первое предложение главы как своего рода заглавие: тема главы - Божественное откровение, которого удостоился Авраhам, - на этот раз в форме прихода трех гостей, посланных Всевышним для того, чтобы известить Авраhама о рождении Ицхака. Затем (18:26) следует сам рассказ, подробно и красочно раскрывающий смысл заглавия.

С этой точки зрения, во всей главе ангел - посланник Всевышнего - называется Именем пославшего его (что хорошо согласуется с принципом "посланник - словно сам пославший его") - как в стихе 18:13: "И сказал Господь Авраhаму...", то есть не сам Всевышний, а Его ангел. Об этом говорит Рашбам в своем комментарии к фразе: 18:16 И ПОДНЯЛИСЬ ТЕ ЛЮДИ 1: Двое из них отправились в Сдом - как сказано далее (19:1): "И пришли два ангела в Сдом", а самый главный среди них был тем, кто говорил с Авраhамом. Именно он имеется в виду, когда говорится: "А Господь сказал..." (18:17), 18:22 АВРААМ ЖЕ ВСЕ ЕЩЕ СТОИТ ПРЕД ГОСПОДОМ. :

И, комментируя каждое аналогичное место, Рашбам считает нужным каждый раз

пояснять: 18:13 И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ ангел, главный из всех них. ..18:22 ...ПРЕД ГОСПОДОМ : перед ангелом, чтобы обратиться к нему с просьбой. 18:26 И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ то есть ангел. Однако сразу же бросается в глаза, как замечает Нехама Лейбович, что Рашбам не может быть последовательным в избранной им линии комментария. Невозможно все упоминания Имени Всевышнего в этой главе истолковать как указания на ангела. И поэтому, комментируя стих 18:14, Рашбам вынужден отступить от своей системы: "Есть ли что-нибудь невозможное для Господа?" пославшего нас к тебе.

Упоминание Имени в предыдущем стихе обозначает ангела, а это Всевышнего самого. 2 То же самое в следующих двух стихах, и это неизбежно кажется натяжкой. По другому пути идут наши мудрецы и вслед за ними Раши и Рамбан. Так, самое начало главы Раши комментирует следующим образом: И открылся ему" чтобы навестить больного Авраhама. Сказал раби Хама бен Ханина: "Это был третий день после совершения обрезания, пришел Всевышний и спросил, как тот себя чувствует".

Смысл этих слов не ясен, и, без сомнения, их не следует понимать буквально. Можно ли себе представить больший антропоморфизм? Известно, что мудрецы, комментирующие Тору, стремились избегать уподобления Бога человеку, эта тенденция проявлялась еще во времена арамейских таргумов. Раши не разъясняет нам, с какой целью он допускает столь грубую материализацию представления о Творце, словно оставляя нас в плену у этого яркого, символического отрывка из мидраша, не давая нам в руки никакого ключа к его пониманию (Н.Лейбович).

Совсем не так поступает Рамбан. Он тоже использует мидраши, однако переводит их образы на язык ясных, понятных всем представлений. Вот смысл этого отрывка. После сообщения (17:26), что "в тот самый день" Авраhам совершил себе обрезание, Тора рассказывает, как открылся Всевышний ему - еще больному после этой операции, сидящему у входа в свой шатер, ища хоть немного прохлады, чтобы спастись от изнуряющей его дневной жары.

Тора упоминает об этом, чтобы подчеркнуть: в тот момент Авраhам совершенно не готовился к пророческому откровению - не молился, не выражал своей покорности воле Всевышнего, - но, тем не менее, к нему пришло это видение.

Именно это имели в виду наши мудрецы, сказав, что Всевышний явился к Авраhаму "чтобы навестить больного", - не для того, чтобы сообщить ему что-либо, а для того, чтобы оказать ему честь. И еще сказали мудрецы (Брейшит Раба 48:4): "Сказано в Торе (Шмот 20:21): "Жертвенник на земле сделай Мне... во всяком месте, где Я разрешу упоминать Имя Мое, Я приду к тебе и благословлю тебя" - это значит, что Всевышний говорит: "Если тому, кто построил жертвенник в честь Моего Имени, Я открываюсь ему и благословляю его, Авраhаму, который совершил себе самому обрезание в честь Моего Имени, - тем более!"

Таким образом, данное откровение Всевышнего имеет совершенно особую цель - оказать честь Авраhаму и показать ему, что Всевышнему угодны его дела. Подобно этому в среде людей "визит" наносится не обязательно для содержательной беседы или передачи сообщения, для получения информации или предъявления какого-нибудь требования, и для расспросов о чем-нибудь; цель визита - побыть с близкими, с друзьями. Так и здесь: цель откровения Всевышнего - порадовать Авраhама и одарить его счастьем оказаться в непосредственной близости к Творцу и лицезреть Его Шхину.

Но если так, то первый стих этой главы - вовсе не "заглавие" к ней, вовсе не обобщение, после которого следует его детализация (как рассматривает его Рашбам). Наоборот: он - окончание предыдущего рассказа, как следует, в частности, из того, что имя "Авраhам" заменяется в нем личным местоимением.

В самом деле: разве так начинают новый рассказ? Разве не следовало бы в таком

случае написать так: "И открылся Господь Авраhаму"? Но раз Тора обходится здесь только местоимением вместо имени собственного - ясно, что существует крепкая связь между этим стихом и предыдущими, окончанием раздела "Лех леха". Прочитаем их подряд и убедимся в сказанном: 17:26 В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ ОБРЕЗАЛИСЬ 17:26В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ ОБРЕЗАЛИСЬ : АВРААМ И ИШМАЭЛЬ, СЫН ЕГО; : 17:27И ЕГО ДОМОЧАДЦЫ... ОБРЕЗАЛИСЬ ВМЕСТЕ С НИМ. : 18:1И ОТКРЫЛСЯ ЕМУ ГОСПОДЬ....

Разве это не достойное завершение для всего, что было сказано выше - о мужестве Авраhама, о его готовности к самопожертвованию? Разве это не напоминает шпиль, венчающий прекрасное здание? Значит, в нашей главе Тора рассказывает о двух самостоятельных событиях, о двух совершенно различных "визитах": сначала - о посещении Шхиной больного Авраhама, чтобы почтить его близостью Всевышнего, потом - о посещении его тремя посланцами Всевышнего, принесших весть о рождении Ицхака.

Вот теперь станет понятным смысл изречения наших мудрецов: "Гостеприимство выше пророчества". "Гостеприимство" - это лишь пример (правда, пример наилучший) человеколюбия, взаимопомощи и вообще добрых дел, которые один человек совершает для другого. А "пророчество" - высшее благо, доступное человеку, частица того наслаждения, которое обещано праведникам в будущем мире, когда человек приближается к Всевышнему настолько, что "узнает и постигает крупицу Божественной истины - и это награда, выше которой нет другой награды, и благо, лучше которого нет другого блага, и это то, что так страстно желали пророки" (Рамбам, Мишнэ-Тора, Законы о тшуве, гл.8).

Однако гостеприимство, согласно изречению наших мудрецов, превосходит пророчество: не познание Божественного - вершина служения Всевышнему, а простые будничные дела, помощь человеку в повседневной жизни.

Авраhам отрывается от лицезрения Шхины, прерывает Божественный визит и будучи больным бежит навстречу трем путникам, стоящим на дороге, чтобы предложить им воду для омовения ног, и снова бежит - на этот раз на пастбище, чтобы выбрать лучшего теленка, и опять бежит - на кухню к жене. Зарезать теленка, испечь лепешки, подать гостям масла и молока - вот что в этот момент самое важное для Авраhама.

Не уединение со своим Творцом и не постижение высших тайн - это Авраhам без колебания оставляет в тот же миг, когда подняв глаза, видит усталых путников, истомленных жарой, страдающих от жажды, мечтающих о воде и тени. И обратим внимание, пишет Нехама Лейбович, как настойчиво Тора повторяет здесь слова, ключевые для понимания характера истинного гостеприимства:

18:2 И УВИДЕЛ: ВОТ, ТРИ ЧЕЛОВЕКА СТОЯТ... И ПОБЕЖАЛ ИМ НАВСТРЕЧУ...

18:6 И ПОСПЕШИЛ АВРААМ В ШАТЕР, ... К САРЕ, И СКАЗАЛ ЕЙ: "ПОТОРОПИСЬ...

ЛУЧШЕЙ МУКИ ЗАМЕСИ И СДЕЛАЙ ЛЕПЕШКИ!" : 18:7И К СКОТУ ПОБЕЖАЛ АВРААМ, ВЗЯЛ ТЕЛЕНКА ХОРОШЕГО, НЕЖНОГО... И ПОСПЕШИЛ ПРИГОТОВИТЬ ЕГО:

Эти слова учат нас, как следует исполнять заповедь о гостеприимстве. Авраам сам подает на стол, хотя у него немало слуг. И при этом хозяин шатра даже не присоединяется к трапезе. Он стоит перед гостями и прислуживает им. И это первые встречные, проходящие мимо люди. Ангелы, которые пришли к Арааму, не были им опознаны. Известно, что Авраам просит Сарру замесить пресные хлебы. Мы знаем, что впоследствии, после исхода Израиля из Египта такой хлеб станет символом Песаха, праздника весны и избавления. Следовательно, все эти события происходили в пасхальные дни и Аврааму были известны Божьи “постановления” задолго до того как евреи стали праздновать Песах.

Примеру гостеприимства Авраама следовали наши предки в течение всех долгих лет изгнания; даже еврей-бедняк не желал начинать субботнюю трапезу, если в его доме не было гостя, даже самая нищая и угнетенная еврейская община Восточной Европы, даже самое заброшенное местечко могло гордиться тем, чем не могут похвастаться в наши дни самые роскошные столицы по обе стороны океана, - выражаясь словами Иова - "На улице не будет ночевать пришелец" (31:32)!

“И сказали ему: “Где Сарра, жена твоя?”- Бог говорит устами ангела и спрашивает человека, не нуждаясь в ответе, он знает все заранее. В этом мы уже не раз убеждались (“Где ты, Адам?”, “Где ты, Авраам?..”) Он спрашивает, потому что пришло время “призвать Сарру” к ее высокой миссии - рождению благословенного Ицхака. Гость сообщает Авраhаму, что прибудет к нему в “это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади него” - Берешит:18:10.

В 14-ом стихе подобные слова повторяются и уточняются: “в это время” = “в следующем году”. Аврааму было 100 лет, а Сарре - 90. Нетрудно представить себе, что мечта о потомстве оставила их. “Утешения” быть не могло: Сарра состарилась, “и господин мой стар”. Она “внутренне” (мысленно) рассмеялась, а ангел спросил,“отчего это рассмеялась Сарра”- наверное, в это время Авраам начал понимать необычность его гостей.

Сарра обрадовалась известию, но умом не могла принять невозможное. Слова ангела вызвали у нее недоверие. “Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но он сказал: нет, ты рассмеялась...” Имя “Ицхак” от глагола “смеяться” (“лицхок”,“цахак”). Ицхак - тот, кто засмеется, возрадуется. Имя, как ясно из Торы, символическое - будет жить и радоваться и тот, кто явился по воле Всевышнего, и народ, продолжившийся в нем.

Рассматриваемый здесь эпизод встречи с ангелами- это первый случай в Торе, когда посланник называется Именем пославшего его, Рашбам, комментируя стих 18:1, дает этому более подробное разъяснение и приводит аналогичные места: Шмот 3:2, 3:4 и в особенности Шмот 23:21, где об этом сказано прямо: "Так как он (ангел) - носитель Имени Моего".

Аналогичным образом вынужден Рашбам делать исключения и в следующей главе: фразу "А Господь лил на Сдом дождь из серы и огня" он разъясняет: "Господь то есть ангел Гавриэль", а продолжение ее "посланный Господом" "самой Шхиной". В этом он идет вслед за "Мидраш Раба" и "Мидраш раби Танхума".

Отметим в заключение особую роль совершенного Авраhамом обрезания и приведем современный комментарий.

Обрезание - это момент, выявляющий существенное различие еврейского и греческого мировосприятия] -считает Пинхас Полонский. В конце недельного раздела, окончательно становясь евреем, Авраам полyчает заповедь обрезания, и до нашего времени практически все евреи, и даже самые заядлые атеисты, придерживаются этой заповеди. Но если немного задyматься, то смысл обрезания как заповеди содержит в себе противоречие:

Бог призывает евреев проделать операцию над новорожденным ребенком - казалось бы, если Бог xочет, чтобы евреи были обрезанными, то пyсть Он сделает так, чтобы они такими и рождались! Известно, что эта заповедь была одной из особо ненавидимыx греками, которые считали человеческое тело идеально красивым, а обрезание - варварской операцией, портящей этy красотy. Здесь проявляется сyщественное различие в подxоде к мирy междy еврейской и греческой цивилизациями. С точки зрения греков, мир идеально гармоничен в актyальности - такой, какой он есть, как его создала природа. С точки зрения евреев, мир идеально гармоничен в потенциале, он идеален способностью к продвижению и исправлению; и задача человека - открыть в мире потенциально содержащийся в нем Б-жественный свет.

Обрезание yказывает на то, что человек и мир не рождаются идеальными; они требyют исправления, которое позволяет дyxовно реализоваться любомy, даже самомy материальномy объектy или страсти в этом мире.

Итак, в рассмотренной нами главе Тора рассказывает о двух самостоятельных событиях, о двух различных "визитах": сначала - о посещении Шхиной больного Авраhама, чтобы почтить его близостью Всевышнего после совершения обрезания , потом - о посещении его тремя посланцами Всевышнего, принесших весть о рождении Ицхака. Дальнейшие события призовут Авраама стать ходатаем, заступником перед Всевышним...”Чем провинился Сдом?”




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100