-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


"ЕВРЕЙСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ" - ИНТЕРНЕТ-ЛЕКЦИИ НАТАЛИИ ГУТКИНОЙ

Лекция №6 - СОЮЗ ВСЕВЫШНЕГО С АВРААМОМ: СМЫСЛ ПРОРОЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ

Евреи верят в то, что они избранный народ. Эта вера вызывает и сегодня взрыв антисемитизма. В этой теме так много лжи, намеренного приписывания евреям какой-то особой значительности ("религиозный расизм", "абсурдная идеология"), с которой они, якобы, носятся, самоуверенно отделяя себя от всех "простых" народов мира, что стоит с самого начала присмотреться к отрывку из Торы, чтобы максимально точно понять Писание.

Предыдущая лекция помогла нам понять, что идея единого Бога стала известна миру благодаря евреям. "Мы обсуждаем не догму, которую невозможно проверить, - замечает раби Луис Якоб, - но сухой исторический факт. Мир обязан Израилю идеей единого Бога, Праведного и Святого. Именно этот Бог стал известен человечеству".

В этом и состоит значение богоизбранничества. При этом евреи вовсе не наделяются особыми правами, а, напротив, первыми отвечают за свои и чужие проступки. Несут колоссальный груз ответственности. От такого избрания, как справедливо писал Георгий Федотов в статье "Национальное покаяние", пожалуй, с возмущением отказались бы многие народы мира. Оно совсем не похоже на красивое платье, которым можно похвастаться перед другими.

Понятно, что такая избранность не имеет отношения ни к какому национальному или расовому превосходству. И все-таки стоит внимательнее присмотреться к первому представлению об избранности, которое появляется в книге "Берешит" (глава 15), понять его особенный смысл.

Нехама Лейбович обращает наше внимание на то, что Всевышний открывался Авраhаму семь раз, Он подвергал его испытаниям, предъявлял ему различные требования, благословлял его, обещая страну и потомство. Во время четвертого откровения из семи - точно посередине - Он заключил с ним союз. Тора подчеркивает особый характер этого откровения, обозначая его как "видение" ("Бытие", гл.15). Видение таинственное, очень тревожное. По сути здесь впервые идет речь о завете между Богом и будущим народом Израиля.

На обещание Всевышнего отдать Авраhаму страну, в которой он живет, он задает вопрос: 15:8 "ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, БОГ! КАК Я УЗНАЮ, ЧТО БУДУ ЕЮ ВЛАДЕТЬ?" На что Всевышний ему отвечает: 15:9 "ВОЗЬМИ МНЕ ТРЕХ ТЕЛИЦ, ТРЕХ КОЗ И ТРЕХ ЯГНЯТ, А ТАКЖЕ ВЗРОСЛОГО ГОЛУБЯ И ГОЛУБЕНКА" : Авраhам исполняет: 15:10 И ВЗЯЛ ОН ДЛЯ НЕГО ВСЕХ ЭТИХ, И РАССЕК ИХ ПОСЕРЕДИНЕ, ПОЛОЖИВ ОДНУ ПОЛОВИНУ ТУШИ НАПРОТИВ - ДРУГОЙ А ПТИЦ НЕ РАССЕК. 15:11 И СЛЕТЕЛИ КОРШУНЫ НА ТРУПЫ,: НО ПРОГНАЛ ИХ АВРАМ..."

Что означает это "видение", рассеченные туши животных и оставленные целыми птицы, для чего упоминаются коршуны, слетевшие на трупы?

Весь этот отрывок действительно окутан тайной. Самые известные комментаторы, пользуясь методом аллегорического толкования, предлагают свои объяснения. Рамбан полагает, что каждый раз, когда Всевышний дает какое-нибудь обещание праведнику, Он ставит исполнение этого обещания в зависимость от исполнения какого-либо условия. Желал Авраhам узнать наверняка, будет ли он владеть этой страной и не окажет ли влияние какой-нибудь грех - его или его потомков, - который помешает этому.

А именно, Авраhам спросил у Всевышнего: благодаря чему я и мои потомки будем достойны владеть этой землей, что создаст такую заслугу, что даже если в действительности мы окажемся недостойными, обещание Всевышнего все равно останется в силе? На этот вопрос и пришел ответ: "Возьми Мне трех телиц, трех коз и трех ягнят, а также взрослого голубя и голубенка".

"Возьми Мне трех телиц" - Всевышний показал Авраhаму три вида жертвоприношений крупного рогатого скота: быка, которого приносят в Йом-Кипур, быка, которого приносят в искупление нарушения заповеди всем народом, и телицу, которую обезглавливают в искупление за убийство, совершенное неизвестным. А также три вида жертвоприношений коз: козленка, которого приносят в праздник, козленка, которого приносят в новомесячье, и козленка, которого приносит отдельный человек в искупление совершенного им греха, а также взрослого голубя и голубенка.

Маhарал из Праги в своем труде "Гур Арье" предлагает не понимать буквально сказанное. Он подчеркивает значение служения Всевышнему через искупление грехов благодаря молитве и раскаянию (символом чего тут являются жертвоприношения).

Раши видел, что намек на совершение жертвоприношений - объяснение не вполне достаточное, не освобождающее его от обязанности разъяснить смысл всего отрывка.

Авраhам совершил то, что способен сделать человек: рассечь надвое туши животных по обычаю заключающих союз (обычные аксессуары церемонии заключения союза, очевидно, что и здесь перед нами - акт заключения союза, совершенный согласно тем же обычаям - Хаим hиршензон в своем комментарии к Раши "Нимукей Раши": так обычно заключали союз). Всевышний же совершил то, что способен сделать только Он один: провести между половинками туш огонь, посланник Шхины. Сам же Авраhам не прошел между ними, так как пока еще не принял на себя никаких обязательств, связанных с этим союзом: это Всевышний заключил с ним союз, обязавшись отдать его потомству эту страну.

Но почему Авраhам не рассек птиц? И в особенности странно упоминание о коршунах, слетевших на трупы. Ведь это вполне естественное явление: каждый раз, когда на земле лежат мертвые животные, на них слетаются птицы, питающиеся падалью - какая нужда есть в упоминании об этом? Раши снова обращается к аллегорическому методу объяснения смысла слов Торы, объясняя, что туши животных - не символ жертвоприношения, а намек на определенные народы мира: "А птиц не рассек". Потому что народы-идолопоклонники сравниваются с быками, баранами и козлами - как сказано (Теhилим 22:13): "Окружили меня быки многочисленные", и также (Даниэль 8:20): "Баран, которого ты видел, рогатый, - это цари Мидии и Персии", и еще (там же, 8:21): "А козел волосатый - царь Греции", Израиль же сравнивается с голубкой - как сказано (Шир hаширим 2:14): "Голубка моя в расселине скалы".

Поэтому Авраhам рассек только животных - как намек на то, что народы, поклоняющиеся идолам, исчезнут один за другим, "а птиц не рассек" - в знак того, что Израиль существует вечно. В том же самом направлении пошел Радак, объясняя, что рассеченные туши - намек на определенные народы мира, а голуби - символ Израиля. Упоминая телицу, Всевышний намекнул на первое изгнание - египетское, так как сказано (Ирмеяhу 44:20): "Красавица - телка - Египет". А коза и баран - намеки на грекоримское изгнание, в котором мы находимся сегодня, а баран - это царство Мидии-Персии.

"Взрослый голубь и голубенок". Это птица, которую другие терзают, но сама она никого не терзает, а самка этой птицы после смерти своего мужа-самца более не соединяется ни с одним другим самцом. И так же Израиль в изгнании никогда не служил чужим богам, хотя изгнание длится столько, что как будто бы уже нет надежды на его окончание - "если забудем Имя нашего Бога и обратим наши мольбы к чуждому божеству..." (Теhилим 44:21). Так что голубь и голубенок - это намек на Израиль, который уже долгое время топчут другие народы из-за его грехов - до тех пор, пока не придет Машиах.

И в других книгах Библии Израиль сравнивается с голубкой - как сказано (Шир hаширим 1:15): "Глаза твои - голубки" - и также с голубем (Теhилим 74:19): "Не отдавай зверям жизнь твоего голубя". И рассек их посередине". Несмотря на то, что Тора это не упоминает, Авраhам рассек туши животных и не рассек птиц по повелению Бога, намекнувшего тем самым, что эти народы, причинявшие зло Израилю, все без исключения, разделятся на отдельные части, которые будут воевать одна с другой, которые будут отличаться друг от друга и своей верой, и своими законами - потому что это всегда является поводом к взаимной ненависти и к соперничеству.

Но с Израилем будет иначе: его Тора и его вера никогда не распадутся на отдельные части и будут едиными вплоть до прихода Машиаха, "Эфраим не будет завидовать Йеhуде, а Йеhуда не будет притеснять Эфраима" (Йешаяhу 11:13). Поэтому сказано в Торе: "А птиц - не рассек", потому что сыны Израиля рассеяны в изгнании по четырем сторонам света, однако они - единый народ, верные своей Торе и своей вере, у всех у них - от востока до запада - одна Тора, и они не изменили свою религию, несмотря на все несчастья изгнания и жестокие гонения, которым подвергаются беспрерывно. Слетели коршуны на трупы" - на целые, то есть на голубя и голубенка, потому что не сказано: "на половинки".

Авраhам видел, что хищные птицы спускаются на голубя и голубенка, чтобы съесть их дочиста, и прогонял их, заставляя улететь. Действительно, в каждом поколении народы мира поднимаются, чтобы уничтожить нас, по словам Нехамы Лейбович, однако Всевышний спасает нас от их рук в память об Авраhаме - как сказано (Ваикра 26:44): "Но даже и тогда, когда будут они находиться в стране врагов своих, не сочту их отвратительными и омерзительными настолько, чтобы уничтожить их, чтобы расторгнуть Мой союз с ними", но: "Вспомню Я им союз с предками их (там же, 26:45).

Согласно этому взгляду, Всевышний показал Авраhаму не только то, что случится с его потомками в недалеком будущем, но также все, что произойдет со всеми поколениями еврейского народа вплоть до прихода Машиаха. Показал ему хищных птиц, которые из поколения в поколение будут нападать на голубку во мраке изгнания, - но также показал ему и нечто утешительное: Израиль сохранит себя - и физически, и духовно, он останется верным Торе, и в награду за это Всевышний из поколения в поколение будет спасать еврейский народ от рук тех, кто будет пытаться его уничтожить. Итак, и Раши, и Радак начинают свои комментарии с раскрытия смысла жертвоприношений, а затем отходят от этой символики и истолковывают видение Авраhама в ином смысле: как предсказание будущности народа Израиля (и теперь животные символизируют народы мира, враждебные Израилю, а птица - сам Израиль).

Рамбан, как Раши и авторы "Мидраш Раба", начинает с символики жертвоприношений, и в его интерпретации коршуны также олицетворяют врагов Израиля. Только теперь коршуны спускаются не на голубей, а на рассеченные туши животных - то есть, угрожают прекратить жертвоприношения, пытаются отвлечь евреев от служения Всевышнему.

Как старались сделать Антиох и Адриан, запрещая изучение Торы и исполнение заповедей, как старались сделать их последователи, отчетливо сознавая, что если "прекратить жертвоприношения", если суметь разорвать связь между Израилем и его Богом, если заставить его забыть свою Тору, этот народ прекратит свое существование. И, имея в виду именно это будущее - полное ужасов и несчастий, заключил Всевышний союз с родоначальником этого народа, поклявшись ему в том, что коршуны никогда не добьются успеха.

Нельзя не заметить, как внимательно описывает Тора состояние Авраама в тот момент, когда Бог заключает с ним завет. "И вот: что-то ужасное, черное, огромное наваливается на него". Мудрецы видят в этом намек на порабощение четырьмя царствами: пророк почувствовал своей душой "что-то ужасное", потом - что-то "черное", потом - что-то огромное, а затем ощутил, словно это "наваливается на него" - словно груз настолько тяжелый, что как будто бы нет сил его нести.

Мудрецы сказали, что "ужасное" - это Вавилон, "черное" - это Мидия, "огромное" - это царство Антиоха, "наваливается на него" - это Эдом (то есть Рим). Четыре царства поработят его потомков и будут властвовать над их страной, - но это при условии, если потомство Авраhама будет грешить перед Богом: царство Вавилона, Персии (и Мидии), Греции и Рима (который наши мудрецы называют Эдом). Поэтому Рамбан говорит, что в момент заключения Всевышним союза с Авраhамом, отцом народа, тот ощутил в своей душе все виды порабощения, через которые пройдут его потомки под властью четырех царств, весь ужас несчастий и катастроф, которые их постигнут. В этом, по мнению Рамбана, и состоит смысл этого пророческого видения. Услышанный Авраамом рассказ о грядущих событиях служил его потомкам источником мужества, надежды и веры в течение долгих веков глубокого унижения и испытаний (р.Ш.Р.Гирш)

Комментарий б. Яакова подчеркивает связь прошлого и будущего народа Израиля. Птица олицетворяет собой свободу (и не случайно один из видов птиц так и называется: "дрор", "свобода"). Поэтому, когда человек освобождается от страданий и ограничений и получает право жить прежней нормальной жизнью, он выпускает на свободу птицу и это является непременной деталью одного из обрядов Торы (см. Ваикра 14:7). Значит, птица, которая осталась целой, - это четвертое поколение, которое освободится от порабощения в Египте по истечении четырех сотен лет. А три вида животных - это предыдущие три поколения, которые будут жить на чужбине в рабстве, и они рассечены в знак будущих бедствий, мук и страданий. Коршун, спускающийся на трупы (которые, как было сказано, тоже символизируют Израиль), - это не кто иной, как фараон, притеснитель и враг.

Однако в память о заслугах Авраhама Всевышний спасет Израиль от его рук - это пророческий смысл того, что именно Авраhам прогоняет коршуна.

Раби Гирш, внимательно анализируя смысл аллегорического акта ("Возьми мне трех телок..."), делает вывод, что эти слова означают: становись Мне на службу, ты и твои потомки и служи мне трижды (три поколения); каждый вид приносимого в жертву животного Гирш рассматривает аллегорически - это аналоги определенных человеческих характеров: энергия, мощь, упорство, привилегии, богатство - все, что у тебя есть, ты должен поставить Мне на службу.

Голубь символизирует народ Израиля, который на вид беззащитен и слаб, но в действительности свободен и счастлив. Горлица в еще большей степени символизирует свободу, каждую весну эта перелетная птица возвращается как предвестница избавления (Шир-а-Ширим). Все эти качества народ Израиля поставит на службу Богу. "И сложил разрезом друг к другу" - это знак будущего соединения частей. Для этого добавлены слова : "а птицу не рассек"- умение ловить ветер, опираться на его силу - первое условите будущего просветления.

Мы увидели несколько вариантов интерпретации загадочного отрывка из Торы, не отдавая предпочтения ни одному из них. "Поразительна многозначность слов Торы, -пишет Нехама Лейбович, допускающих многочисленные и различные - зачастую противоречащие друг другу - интерпретации, Санhедрин 34а: "Ведь таковы слова Мои - словно огонь, - речет Господь, - и словно молот, раздробляющий скалу" (Ирмеяhу 23:29): как молот выбивает из скалы множество искр, так и одна фраза Торы приобретает множество значений".

Однако при самых разных интепретациях этого загадочного отрывка мы не увидели никаких оснований для придания союзу Всевышнего с Авраамом качеств национального превосходства. Сознание настоящего и пророчество будущего при всей оптимистической направленности оставляет в душе читателя предчувствие будущих несчастий и катастроф, которые преследуют и продолжают, как и в прежние времена, угрожать благополучию и счастью Страны Израиля.

Идея избранного народа столь сильна, что ее использовали и другие группы людей: католики и протестанты считают, что Бог избрал евреев, но 2000 лет назад заключил свой "Новый завет" с христианами. Избранность христиан заключается в том, что только они попадут в рай, а удел всех остальных - вечное проклятие, ад или чистилище. Избранность Авраама не отрицает и ислам, он возводит истоки ислама к библейским патриархам, а Авраама считает мусульманином. Это позволяет мусульманам, отмечая праздник пророка Моисея, Наби Буса, убивать евреев - в 1920 году с началом арабских погромов в Эрец Исраэль во время праздника Наби Муса - пророка Моисея - были убиты 7 евреев и более 200 ранены.

Обратим внимание: в повествовании о наших праотцах мотив избранничества и благословения повторяется пять раз.

Авраhаму снова будет возвещено: 18:18 АВРААМ СТАНЕТ НАРОДОМ ВЕЛИКИМ МОГУЧИМ, И БЛАГОСЛОВЯТСЯ {его именем} ВСЕ НАРОДЫ ЗЕМЛИ. И после жертвоприношения Ицхака: 22:18 И БУДУТ БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ [ именем] ПОТОМСТВА ТВОЕГО ВСЕ НАРОДЫ ЗЕМЛИ. Ицхаку сказано: 26:4 И БУДУТ БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ [именем] ПОТОМСТВА ТВОЕГО ВСЕ НАРОДЫ ЗЕМЛИ. : Яакову в его сне было обещано: 28:14 И БУДУТ БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ ИМЕНЕМ ТВОИМ И ТАКЖЕ ИМЕНЕМ ТВОЕГО ПОТОМСТВА, ВСЕ НАРОДЫ ЗЕМЛИ. :

Это взгляд в далекое будущее, в конец того исторического пути, который здесь начинается, это и цель пути. Но начало требует решительного разрыва со всем, что близко и дорого:

12:1И СКАЗАЛ БОГ АВРАМУ: УХОДИ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ, И С РОДИНЫ ТВОЕЙ, И ИЗ ДОМА ОТЦА ТВОЕГО В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я УКАЖУ ТЕБЕ.




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100