-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Лекция 16

Йосеф-праведник (Бытие гл. 37-40)

  1. Почему еврейская традиция называет Йосефа праведником (цадиком?)

    Рассказ о "родословии" - "тольдот" Яакова - начинается необычно. Мы ждем истории всех его двенадцати сыновей или хотя бы их перечисления, а Тора называет нам одного Йосефа, как если бы другие дети не были духовными преемниками отца. Тора сразу ставит Йосефа на особое место, выделяет его. Духовное родословие Яакова - в Йосефе. Почему?

    Как известно, в еврейской традиции Йосеф - это прежде всего ПРАВЕДНИК. Он один из семи патриархов и пророков, которых символически в праздник Суккот приглашают как самых почетных гостей в сукку. Все события от рождения до "воцарения" Йосефа в Египте написаны как захватывающее повествование. Нам известно, что у еврейского народа три праотца: Авраhам, Ицхак и Яаков - и что сыновья и внуки праотцев уже не называются "праотцами", а становятся "коленами" народа Израиля. Но из всех двенадцати сыновей Яакова есть тот, кто удостоился названия "праведника", единственный из всех героев Писания: Йосеф-праведник.

    За что Йосефу такая честь? Адин Штейнзальц в книге "Библейские образы" отмечает, что главная причина, по которой Йосефа называют цадиком, связана с рассказом о домогательствах жены египетского вельможи Потифара. Она безуспешно пытается его соблазнить в течение долгого времени, предпринимая для этого нешуточные усилия.

    Как рассказывает Агада, Йосефу было в это время 17 лет, и он был прекрасен. Зелика, жена Потифара, каждый день говорила ему о своей страсти, меняла одежды, стремясь понравиться, переходила от откровенной мольбы к угрозам. Все напрасно. Египтянки, подруги жены Потифара, спрашивали ее, недоумевая, отчего она так поглощена страстью к прекрасному юноше, разве мало ей того, что она супруга любимца фараона.

    В ответ на это, в то время когда подруги ее очищали фрукты острыми ножами, Зелика пригласила Йосефа войти в комнату. Красота юноши настолько поразила египтянок, что они застыли очарованные, не чувствуя, что резали острыми ножами свои пальцы, так что кровь капала на туники, на плоды, стол ...

    - Вот, сказала Зелика, - при одном взгляде на него вы так очарованы, поражены красотою его. Что же должна испытывать я, постоянно видя его, под одной кровлей находясь с ним? В день разлития Нила все домочадцы во главе с Потифаром удалились на берег священной реки. Зелика осталась дома и, облаченная в самые роскошные одежды, умащенная благовониями, решила во что бы то ни стало подстеречь свою жертву и соблазнить Йосефа. Она бросилась к нему из своего укрытия, судорожно схватилась за его одежды, блеснуло лезвие кинжала в ее руке. Один порыв - одно мгновение - фигура Йосефа исчезла вдали, а в руке у Зелики остался разорванный плащ его. Так рассказывает мидраш. А вот о чем говорит Тора: 39:6 И БЫЛ ЙОСЕФ. ХОРОШ ОБЛИКОМ И ХОРОШ ВИДОМ.

    Описание внешности человека в тексте Торы дается нечасто, и, как правило - там, где он появляется впервые (так даны портреты Шауля и Давида). Что же означает красота Йосефа, упомянутая именно в этом месте?

    Сфорно разъясняет это, исходя из объективных обстоятельств жизни Йосефа: "И был Йосеф хорош обликом и хорош видом" - после того, как устроил его [хозяин] таким образом, в противоположность тому, что было раньше, когда он делал тяжелую работу, как сказано: "снял я груз с плеча его, освободилось от котла руки его" (Теhилим, 81:7). Однако мидраш находит не столько объективные, сколько субъективные причины этому изменению облика Йосефа. Этот мидраш приводит, в частности, Раши:

    Считая себя правителем [т.е. главным в доме], он стал есть, пить и завивать себе волосы. Тогда Святой, благословен Он, сказал: "Твой отец скорбит, а ты завиваешь себе волосы?! Я натравлю на тебя медведя!". И тотчас: "Подняла жена его господина глаза на Йосефа".

    Йосеф поддается искушениям легкой и приятной жизни в доме египтянина, обольщается благами цивилизованного Египта, полного роскоши и разврата. Он очарован той "милостью", той "приятностью", которую он обрел в глазах своего господина, ослеплен мнимой властью, оказавшейся у него в руках. И он забыл о своем рабстве, забыл, что он чужак и пришелец среди них, забыл о различии между ним, сыном Яакова, носителем Авраhамова предназначения, и Египтом с его мерзостью и развратом (Н. Лейбович).

    О таком положении говорят мудрецы: "Горе нищему изгнаннику, угнетенному и преданному "в руки властителя жестокого" (Йешаяhу, 18:4). Но вдвое горе тому, кто "обрел милость" в глазах своих господ, кто удостоился их приветливой улыбки - а улыбаются они всегда из своей выгоды - на вершинах успеха. С Йосефом случилось чудо: он был на грани полной ассимиляции, утраты своей судьбы и чести, потери наследства Авраhама, отданного ему как сыну Яакова. И в этот момент он лишился своего высокого положения и всего нажитого за годы труда - и спасся. Что спасло его? Что помогло ему в час решающего испытания? Сказано мудрецами: "Счастлив тот, кому в помощь Бог Яакова". Мудрецы говорят, что Йосеф спасся в тот момент, когда ему был показан образ Яакова, его отца. Его лик возник в воображении Йосефа в тот самый момент, когда жена Потифара, казалось, наконец-то заполучила его в свои объятья. Выросший на глазах Яакова, - даже тогда, когда изгнан он в дальние края и затерян на чужбине, во тьме изгнания, он сумел ощутить свет образа отца. "В тот час явился образ отца его и показался ему в окне. Сказал ему: "Йосеф, в будущем братья твои, что будут записаны на камнях эфода (нагрудник первосвященника, украшенный камнями - символы собрания душ Израиля - кнессет Исраэль- Н.Г.) - и ты меж ними. Хочешь ли ты, чтоб стерлось имя твое меж ними, и называли тебя "дружный с блудницами"? Как сказано, дружный с блудницами расточает богатство (Притча 29:3). Йосеф устоял перед женой Потифара. Мудрецы утверждают: достоин был Йосеф произвести 12 колен, подобно тому как произошли они от Яакова, отца его. "Но вышло семя его из-под ногтей его рук". Но несмотря на это произошли они от Биньямина, брата его, и все они названы его именем. В именах, которые давал Биньямин своим детям, жило воспоминание о брате (Сота 366). Это толкование объясняет и самое начало главы, когда Тора рассказывает о родословии Яакова и называет только Йосефа.

    И в этот час испытания мы вновь слышим речь Йосефа (впервые с тех пор, как он рассказывал свои сны). Имя Всевышнего на его устах: 39:9 КАК ЖЕ СОДЕЮ Я ТАКОЕ ВЕЛИКОЕ ЗЛО И СОГРЕШУ ПРЕД БОГОМ!

    Обратим внимание: с того самого дня, когда Йосеф расстался с отцом и встретил своих братьев в Дотане, он словно не раскрывает рта. Ни одного слова, произнесенного Йосефом, не сообщает нам Тора, показывая, как встречают его братья, как бросают в яму, как продают его в Египет. Даже когда он работает в доме Потифара и ступенька за ступенькой поднимается по служебной лестнице, он словно немой, не раскрывающий рта. Он уже "статный и красивый" (39:6), уже его господин оставил "все, что у него, в руках Йосефа" (там же), а он - молчит. Только в миг величайшего испытания, отчаянной борьбы с самим собой, он раскрывает рот. Исчерпав все доводы, которые могла бы понять искусительница, которые более-менее соответствуют ее взглядам-понятиям, Йосеф заканчивает такими словами: 39:9 КАК ЖЕ Я СОДЕЛАЮ ЭТО ВЕЛИКОЕ ЗЛО И СОГРЕШУ ПЕРЕД БОГОМ?!

    Сопоставление с тем, как вели себя с женщинами другие сыновья Яакова (например, Рейвен, Иегуда), действительно подчеркивает праведность Йосефа. Тем более за свою добродетель он мог заплатить жизнью. Однако одного воздержания в истории с Зеликой явно недостаточно, для того чтобы понять значение праведности Йосефа. Цадик - это тот, кто владеет своими чувствами, способен в полной мере контролировать свое поведение. Цадик как правило - это мудрый правитель.

    Однако далеко не с самого начала его образу свойственны черты праведности.

  2. Юность Йосефа, отношения его с братьями, сыновьями Яакова. Был ли Йосеф доносчиком? Первое действие Йосефа отнюдь не свидетельствует о его праведности: 37:2 ПАС СО СВОИМИ БРАТЬЯМИ МЕЛКИЙ СКОТ, ОТРОК, С СЫНАМИ БИЛhИ И СЫНАМИ ЗИЛПЫ, ЖЕН ЕГО ОТЦА, И ДОНОСИЛ ЙОСЕФ О НИХ ХУДЫЕ ВЕСТИ ДО ОТЦА.

    Что это значит? Можно ли понять это как то, что Йосеф - это доносчик и подстрекатель. Рашбам, например, обращается здесь к аллегорическому толкованию: Худую славу из уст своих братьев [сыновей Леи] доносил он; рассказывает мидраш, что говорил он своему отцу: так-то и так-то срамят они сыновей служанок, но я почитаю их и вхож к ним.

    У Раши проступок Йосефа представлен как более общий и более тяжкий: Все, что мог рассказать о них дурного - рассказывал. Правда, по мнению большинства комментаторов, "худые вести", которые доносил Йосеф до отца, были связаны с истинными происшествиями - Йосеф не выдумывал и не клеветал на братьев. Например, р. Яаков из Янова в книге "Цена У-Рена" или "Идите и поглядите" рассказывает, как Йосеф однажды увидел, что братья закололи корову, а внутри нее был теленок. И съели они теленка без шхиты, а Йосеф не знал, что зародыш свободен от шхиты, и потому побежал к отцу и сказал ему, что они едят без шхиты, ибо ошибался он в этом и думал, что нужна шхита, и потому сказал отцу своему, что они едят от живого (ever min ha-khay).

    "И они называли сыновей Билхи и Зилпы - слугами (knekht), потому что действительно были они сыновьями служанок, а Йосеф полагал и думал, что запрещено называть кого-либо рабом (eved). И часто видел он, что братья ведут дела (handlin) с гойскими женщинами, и полагал Йосеф, что у них связь (kosher) с ними.

    И за эти три вещи был наказан сам Йосеф. Как говорил он о своих братьях, будто называют они сыновей служанок рабами, так сам Йосеф был продан в рабство. А что подозревал он братьев ва связи с чужими женщинами - так жена Потифара положила на Йосефа глаз и соблазнила его" (этот необычный комментарий к проблеме "доносительства Йосефа привлекает в своей лекции о Йосефе Александр Львов, и мы видим, что автор книги "Цена У-Рена" или "Идите и поглядите" действительно дает оригинальную и убедительную аргументацию, проясняющую существо дела.

    Но хоть рассказы его и были правдивыми, о чем свидетельствует комментарий, - он все равно оставался доносчиком и подстрекателем.

    И вот, когда уже выросла гора между ним и братьями, когда уже сказано: 37: 4 И ВОЗНЕНАВИДЕЛИ ЕГО, И НЕ МОГЛИ ГОВОРИТЬ С НИМ МИРНО: Йосеф приходит к ним и рассказывает свои сны: 37:5 И ПРИСНИЛСЯ ЙОСЕФУ СОН, И ПОВЕДАЛ ОН СВОИМ БРАТЬЯМ, И ОНИ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ВОЗНЕНАВИДЕЛИ ЕГО.

  3. Сны Йосефа. "Аура успеха", предвидение великого будущего. В первом сне и Йосеф, и его братья находятся на земле, в сфере своей обычной деятельности, в своей работе они равны, и кланяются Йосефу пока что не братья, но плоды их труда (снопы) кланяются плоду его труда (снопу). Но в втором сне рамки события расширяются, их фон - уже весь космос, солнце, луна и звездное воинство кланяется ему, - и дело не в том, что он находится на небе, а они на земле; самое обидное в этом сне - именно то, что ему, маленькому земному созданию, поклоняются небесные светила: 37:9 И ВОТ СОЛНЦЕ, ЛУНА И ОДИННАДЦАТЬ ЗВЕЗД КЛАНЯЮТСЯ МНЕ.

    Разве это не безмерное самовозвеличивание и не гордость сверх меры? И этого человека будут называть "Йосеф-праведник"? Можно ли сказать, что Йосеф был виноват уже в том, что видел сны? - спрашивает Нехама Лейбович. Многие скажут: несомненно! Ведь человеку показывают только то, о чем грезит его сердце. Если бы он не видел в своих мечтах себя властвующим над братьями, его не посещали бы подобные сны. Не только содержание сна раздражало их; сама манера рассказа могла уязвить: 37:6 СЛУШАЙТЕ ЖЕ ЭТОТ ОН, КОТОРЫЙ МНЕ СНИЛСЯ.

    В итоге ОНИ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ВОЗНЕНАВИДЕЛИ ЕГО И ЗА ЕГО СНЫ, И ЗА ЕГО РЕЧИ (37:8).

    Почему первый свой сон Йосеф рассказал своим братьям и этим ограничился, в то время как второй сон он рассказал братьям, а потом повторил свой рассказ снова, на этот раз в присутствии отца и перед лицом своих братьев? Н. Лейбович пишет: "Некоторые отвечают на этот вопрос так: потому что в первый раз он добился желаемого эффекта. Ибо выговаривая ему, братья говорят: "Не царем ли будешь над нами"? - и вот уже они сами истолковали его сон и признались в том, что поняли его смысл. Но во второй раз они уже не хотели доставлять ему удовольствие своим ответом, и потому ничего не отвечали ему; и так он стоял перед ними и ждал ответа, готовый к упрекам и порицанию, даже к ссоре - но они стоят перед ним и не говорят ни слова. И потому он пришел со своим сном к отцу, ибо второй сон касается также и отца, - и пересказал его во второй раз перед лицом отца и перед лицом своих братьев, чтобы они услышали, что скажет на это их отец.

    И хотя отец отчитал его, но и на этот раз в самих словах упрека содержалось истолкование сна, и пришлось братьям выслушать из уст отца то, что так не хотелось сказать им самим: 37:10 НЕУЖЕЛИ ПРИДЕМ - Я, И МАТЬ ТВОЯ, И БРАТЬЯ ТВОИ - ПОКЛОНИТЬСЯ ТЕБЕ ДО ЗЕМЛИ?! Итак, перед нами юноша, не стыдящийся доноса и сплетен, раздражающий всех рассказами о своих снах, считающий себя выше всех, более других братьев знающий, что такое отцовская любовь, одетый в многоцветную одежду, выделяющую его из всех, видящий первый сон, в котором он превосходит своих братьев, и второй сон, в котором он властвует над всем миром. Над таким героем явно "витает аура успеха" (Н.Лейбович). И вдруг все переворачивается.

  4. Яаков посылает Йосефа с поручением из долины Хеврона. Начало пути страданий. 37:1314 И СКАЗАЛ ИЗРАИЛЬ ЙОСЕФУ : ВЕДЬ БРАТЬЯ ТВОИ ПАСУТ В ШХЕМЕ. ПОЙДИ, Я ПОШЛЮ ТЕБЯ К НИМ. И СКАЗАЛ ОН ЕМУ: ВОТ Я. И СКАЗАЛ ЕМУ: ПОЙДИ ЖЕ, ПОСМОТРИ, МИР ЛИ БРАТЬЯМ ТВОИМ И ЦЕЛ ЛИ СКОТ, И ДОСТАВЬ МНЕ ОТВЕТ.

    Йосеф отвечает только одно: ['hинени'] - "Вот я". Мы помним, что именно так ответи Авраам Ашему, когда Всевышний обратился к нему. Вот я!" - этот ответ выражает смирение и расторопность, готовность исполнить все немедля, хотя Йосеф знал, что братья питают к нему ненависть.

    Придя в Шхем, Йосеф блуждает в дороге, не находя своих братьев, он ищет их и спрашивает о них.37:15 И ЗАМЕТИЛ ЕГО НЕКТО: ВОТ ОН БЛУЖДАЕТ В ПОЛЕ. За видимым поручением отца - скрытое поручение, воля Всевышнего. Именно Он уводит Йосефа из дома его отца, чтобы выполнить замысел - "пришельцами будут потомки твои в чужой стране". Исследователи считают, что этот диалог происходит на границе двух миров. Дома отца и мира страданий. 37:14 И ПОСЛАЛ ЕГО ИЗ ДОЛИНЫ ХЕВРОНА и, предлагает Н. Лейбович, сразу заглянем почти в самый конец повести, где Йосеф говорит своим братьям: 45:8 "ЭТО НЕ ВЫ ПОСЛАЛИ МЕНЯ СЮДА, НО БОГ".

    Эти слова - истинный ключ к пониманию всех событий, о которых рассказывается в промежутке между этими двумя фразами. Два поручения: одно - явное, видное человеческому глазу, которое дает Йосефу Яаков, посылая его из долины Хеврона проведать братьев и узнать, цел ли скот, который они пасут; второе - скрытое, надежно спрятанное за внешним покровом событий, которое Всевышний дает детям Авраhама, посылая их в Египет, чтобы осуществить то, что предсказано во время заключения с ним союза. На эту двойственность намекает мидраш, который приводит Раши:

    "И послал его из долины Хеврона" - да ведь Хеврон стоит на горе?! Но Яаков послал Йосефа из "глубины замысла того праведника", что похоронен в Хевроне, - чтобы исполнить то, что было сказано Авраhаму при заключении с ним союза (Брейшит 15:13): "...пришельцами будут потомки твои в чужой стране".

    Раши видит в этой фразе указание не столько на географический пункт, из которого отправился в путь Йосеф, сколько на первопричину всех его приключений. Всевышний уводит Йосефа из дома его отца согласно непостижимой для человека "глубине замысла", о котором узнал Авраhам. Ту же самую идею двойственности происходящего, когда человеческие поступки в действительности оказываются формой достижения божественной цели, видит Рамбан в удивительной сцене встречи Йосефа с "некто": 37:15-17 И НАШЕЛ ЕГО НЕКТО, И ВОТ: ОН БЛУЖДАЕТ ПО ПОЛЮ, И СПРОСИЛ ГО: "ЧТО ИЩЕЩЬ ТЫ?" : И СКАЗАЛ ОН: "БРАТЬЕВ МОИХ ИЩУ Я; СКАЖИ МНЕ, ГДЕ ОНИ ПАСУТ?" И СКАЗАЛ ТОТ: "ДВИНУЛИСЬ ОНИ ОТСЮДА, ТАК КАК Я СЛЫШАЛ, КАК ОНИ ГОВОРИЛИ: ПОЙДЕМТЕ В ДОТАН''; И ПОШЕЛ ЙОСЕФ ЗА БРАТЬЯМИ СВОИМИ, И НАШЕЛ ИХ В ДОТАНЕ.

    Этот маленький диалог происходит на границе между двумя мирами: спокойным, охраняемым миром Йосефа, пребывающего в доме любящего и балующего его отца, и ужасным миром страданий, в который Йосеф будет брошен сразу после встречи со своими братьями. Уже очень давно этот диалог привлекает к себе внимание комментаторов Торы. Нехама Лейбович замечает: удивительно: на первый взгляд, он совершенно чужд обычаю Торы сокращать до минимума описание реалий действительности и вводить в повествование случайных персонажей. Тора никогда не превращает описание события в самоцель. Не случайно поэтому наши мудрецы видят в этом таинственном "некто", внезапно возникающем невесть откуда на пути Йосефа, начинающем беседу не дожидаясь, чтобы его о чем-то спросили, и знающем заранее, что ответить, не просто случайного прохожего, но ангела. Вот как разъясняет Рамбан этот мидраш:

    Мудрецы и Раши говорят языком художественных образов: Йосефу встретился "ангел Гавриэль". У Рамбана же язык точных понятий: это был человек - посланец Всевышнего, исполнивший свое поручение, однако, не отдавая самому себе в том отчета. Яаков не подозревает, куда он посылает своего сына Йосефа; Йосеф, разыскивая своих братьев, понятия не имеет о том, куда на самом деле он стремится; "некто", показывая Йосефу дорогу, не знает, куда он отсылает его. Даже братья Йосефа не понимают настоящего мысла того, что делают. Что же знает и понимает Йосеф в этой такой непростой ситуации? "Однако Йосеф - одну вещь он все-таки знает: а именно, что он не одинок в этом мире, в котором у него нет ни отца, ни брата, ни родственника, ни спасителя" (Н. Лейбович).

    Возможно, это "внутреннее зрение" сына Яакова может быть серьезным аргументом в понимании его праведничества.




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100