-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


ЛЕКЦИЯ 15 ЯАКОВ-ИСРАЭЛЬ

  1. Яаков в минуту слабости. Почему испугался человек, находящийся под прямым покровительством Всевышнего? Яаков возвращается из Харана вместе со всей своей семьей и отправляет вперед посланцев к своему брату Эйсаву. Прав ли Яаков, так унижая себя перед Эйсавом? - спрашивает Н.Лейбович. По-разному оценивая поступок Яакова, почти все комментаторы извлекают из поведения Яакова уроки, связанные с будущим еврейского народа.

    Так, Рамбан пишет: “И послал". Мы сами явились начальной причиной того, что попали в руки Эдома, так как цари времен Второго Храма заключили союз с римлянами и некоторые из них сами явились в Рим, добровольно отдавшись в их руки. Мудрецы учат нас, что часто мы сами, добровольно признавая свою незначительность, преклоняя голову, принижая себя, сажаем себе на шею чужаков и приучаем их чувствовать себя вождями...

    Важное и ценное замечание Рамбана, однако на этот раз стоит перед нами другая проблема. Посланцы возвращаются к Яакову и приносят ему страшную весть: 32:7 ПРИШЛИ МЫ К БРАТУ ТВОЕМУ, К ЭЙСАВУ, ОН ТОЖЕ ИДЕТ ТЕБЕ НАВСТРЕЧУ, И ЧЕТЫРЕСТА ЧЕЛОВЕК С НИМ.

    Тора рассказывает о том, что почувствовал в этот миг Яаков в глубине своего сердца: 32:8 И СТРАШНО ИСПУГАЛСЯ ЯАКОВ, И СЕРДЦЕ ЕГО СТЕСНИЛОСЬ В ГРУДИ.

    Комментаторы удивляются: тот, кто видел во сне лестницу, поставленную на землю, вершина которой достигает небес, по которой восходят и спускаются ангелы Божьи, тот, кто услышал голос Всевышнего, стоявшего над ним - "И вот: Я с тобой, и сохраню тебя везде, куда ни пойдешь, и возвращу тебя в эту страну - ибо Я не оставлю тебя, не сделав всего, что Я обещал тебе" (28:15), - теперь "страшно испугался"?! Яакова провожали ангелы по дороге в Харан и встретили, когда он вернулся оттуда, Яакову в доме Лавана открылся Всевышний и повелел вернуться на родину, ради Яакова Всевышний даже явился во сне Лавану, чтобы предостеречь его от исполнения недобрых намерений, - и после всего этого Яаков испытывает ужас?! Разве не ясно ему, что Господь за него; что же сделает Яакову человек?"! Отвечая на тот вопрос, мудрецы обращают внимание на праведность Яакова. Благочестивые люди, хотя и получают обещание от Всевышнего, не сбрасывают с себя иго страха пред Ним. Яаков подумал: "Быть может, совершил я какой-нибудь грех у Лавана и оставил меня Всевышний!"

    Истинный праведник - это тот, кто считает, что исполнение обещания Всевышнего зависит от поведения самого человека, выполнения им условия: не "запятнать себя грехом". Таким праведником является Яаков.

    Иное объяснение, психологическое, дает Абарбанель: Страх, который испытывает Яаков, - это тот самый страх, который хорошо знаком даже самому отчаянному храбрецу, перед лицом смертельной опасности, угрожающей его жизни! И только когда человек побеждает этот страх, он получает право называться истинно храбрым, и только тогда, когда человек преодолевает свои сомнения, выясняется, что он по-настоящему надеется на Всевышнего. Именно поэтому Тора показывает нам Яакова в минуту его слабости: 32:8 И СТРАШНО ИСПУГАЛСЯ ЯАКОВ, И СЕРДЦЕ ЕГО СТЕСНИЛОСЬ В ГРУДИ.

  2. Дары, молитва и война: Яаков готовится к встрече с братом. Яаков начал конкретные приготовления к встрече с Эйсавом - приготовления человека, которому Тора запрещает рассчитывать на чудо. В трех направлениях начал действовать Яаков: послал Эйсаву подарки, начал молиться Всевышнему и готовился воевать с Эйсавом.

    Человек должен делать все, что возможно, надеясь на получение того, к чему стремится его душа. Автор "Акедат Ицхак" приводит аналогичный пример из жизни царя Давида: И кто у нас более велик и более любим из всех наших отцов, как царь Давид! Но и он, получив заверение Всевышнего через уста пророка... все же не прекратил своих усилий и изо всех своих сил отстаивал свою жизнь от врагов и от Шауля, не полагаясь на исполнение полученных им обещаний. Потому что он знал: помощь Всевышнего приходит только к тому, кто сделает все, что ему положено сделать данными ему человеческими силами, и использует все, на что способен его ум. В том числе - и притвориться сумасшедшим, сумасбродствовать, пускать слюни по бороде, хотя это и отвратительно, и вызывает презрение как у окружающих, так и сопротивление его собственной души. Однако раз есть возможность предпринять подобные действия в качестве одного из способов спасения, то - хотя это неприлично - если их не предпринять, человек не сделает всего, что в его силах, и сам будет причиной того, что от него отвернется Божественное Провидение. Как сам Давид говорит в главе из "Теhилим", которая рассказывает о его спасении от царя филистимлян (34:5): "Просил я Господа, и Он ответил мне, и спас меня от всего, что мне угрожало".

    Исходя из этого, мы поймем поведение Яакова, предпринимающего усилия в обоих направлениях, физическом и духовном. Молитва Яакова подчеркивает его скромность (он не ищет виновников происходящего вне себя), и веру в милость Бога:

    32:11 СЛИШКОМ МАЛ Я, ЧТОБЫ ТЫ ПРОЯВЛЯЛ КО МНЕ МИЛОСТЬ, ЧТОБЫ ТЫ ПОСТУПИЛ СО МНОЮ ПО ПРАВДЕ, - НЕДОСТОИН Я ВСЕГО, ЧТО ТЫ СОТВОРИЛ ДЛЯ СЛУГИ ТВОЕГО: ВЕДЬ С ОДНИМ ТОЛЬКО ПОСОХОМ Я ПЕРЕШЕЛ ЭТУ РЕКУ, ЯРДЕН, А ТЕПЕРЬ ЕСТЬ У МЕНЯ ДВА СТАНА!

    Может быть, именно теперь Яаков осознал, насколько велика милость, которую Творец проявляет к нему. И, увидев, каким богатством одарил его Всевышний, Яаков решил поделиться с тем, для которого материальные блага составляют весь смысл его жизни:

    32:14 И ВЗЯЛ ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО У НЕГО ПОД РУКОЙ, В ПОДАРОК ЭЙСАВУ, БРАТУ СВОЕМУ: : 32:15ДВЕСТИ КОЗ И ДВАДЦАТЬ КОЗЛОВ, ДВЕСТИ ОВЕЦ И ДВАДЦАТЬ БАРАНОВ, : 32:16 ТРИДЦАТЬ ВЕРБЛЮДИЦ, КОРМЯЩИХ СВОИХ ВЕРБЛЮЖАТ, СОРОК КОРОВ И ДЕСЯТЬ БЫКОВ, ДВАДЦАТЬ ОСЛИЦ И ДЕСЯТЬ ОСЛОВ.:

    Целое состояниеотдает Яаков. 550 домашних животных! Цифра не случайная. Как говорят мудрецы, в глаголе “такан” - выпрямлять - числовое значение 550. Яаков старается подношениями, дарами “исправить душу Эйсава. Не это благословение я украл у тебя! - как будто говорит он. И потому также во время встречи Яаков скажет Эйсаву: "Прими же благословение мое, которое уже доставлено тебе" (33:11), что, по словах Раши, будет означать: "Благословение" - это мои подарки в честь встречи с тобой.

    Это благословение - овцы, козы, коровы, быки, верблюды и ослы - он не отберет у Эйсава, но, наоборот, возвращает ему. Не этого благословения он хотел. Но, возможно, увидел он это, осознал он это только во время молитвы Всевышнему. Н. Лейбович видит в такой последовательности действий Яакова черты тшувы, раскаяния, возвращающие нас к теме первородства и благословения Ицхака.

    Желая восстановить добрые отношения с братом, Яаков предусмотрительно все-таки переводит своих близких через поток , возвращается на старое место и остается наедине с самим собой, может быть для молитвы и размышления. И наступает ночь, и в жизни Яакова происходит удивительное событие.

  3. "И боролся некто с ним" (Бытие гл. 32)
    >32:25-26. И БИМ ДО ВОСХОДА ЗАРИ. НО УВИДЕЛ ТОТ, : ЧТО НЕ ОДОЛЕВАЕТ ЕГО, И ТРОНУЛ СУСТАВ БЕДРА ЕГО И ВЫВИХНУЛСЯ БЕДРЕННЫЙ СУСТАВ ЯАКОВА, КОГДА ОН БОРОЛСЯ С НИМ.: 32:27 И СКАЗАЛ ТОТ: ОТПУСТИ МЕНЯ, ИБО ВЗОШЛА ЗАРЯ, НО ОН СКАЗАЛ: НЕ ОТПУЩУ ТЕБЯ, ПОКА НЕ БЛАГОСЛОВИШЬ МЕНЯ. 32:28И СКАЗАЛ ЕМУ ТОТ: КАК ИМЯ ТВОЕ? И СКАЗАЛ ОН: ЯАКОВ.: 32:29 И СКАЗАЛ ТОТ: НЕ ЯАКОВ ДОЛЖНО БЫТЬ ВПРЕДЬ ИМЯ ТВОЕ, НО ИСРАЭЛЬ, ИБО ТЫ БОРОЛСЯ С АНГЕЛОМ И С ЛЮДЬМИ И ПРЕВОЗМОГ. 32:30 И СПРОСИЛ ЯАКОВ, СКАЗАВ: СКАЖИ ЖЕ МНЕ ИМЯ ТВОЕ. И CКАЗАЛ ТОТ: ЗАЧЕМ СПРАШИВАЕШЬ О МОЕМ ИМЕНИ? И БЛАГОСЛОВИЛ ОН ЕГО ТАМ

    Мы находимся, пишет Н.Лейбович, перед одной из самых сложных глав Торы. Вся она окутана тайной. Ясно одно: эту сложность невозможно раскрыть путем насильственной рационализации текста, повествующего об отнюдь не рациональных вещах. Например, один нееврейский комментатор считает, что борьба Яакова с ангелом происходила во сне, а хромота Яакова - не что иное, как следствие приступа ревматизма, который поразил праотца, потому что он спал всю ночь на влажном берегу реки.

    Известно, что первое требование к комментарию - постараться понять текст, исходя из духа самого текста. Перед нами стоит самый главный вопрос: что означает эта борьба, что она должна возвестить нам, чему научить? Кто был этот "некто"? Есть толкователи, которые утверждают, что с Яаковом боролся сам Бог. НО разве Бог может бороться с человеком? И даже если допустить такой “антропоморфизм”, то может ли Болг не одолеть? И просить человека, чтобы тот отпустил Его?

    Но это не был и обычный смертный человек, скажем, вооруженный разбойник, напавший на мирного путника. Откуда были бы ему ведомы божественные тайны, о которых Всевышний поведает Яакову лишь намного позже, уже после истории с Диной: 35:9 И ЯВИЛСЯ ГОСПОДЬ ЯАКОВУ ЕЩЕ РАЗ ПО ВОЗВРАЩЕНИИ ЕГО ИЗ ПАДАН-АРАМА И БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО. 35:10 И СКАЗАЛ ЕМУ ГОСПОДЬ: ИМЯ ТВОЕ - ЯАКОВ; НЕ НАЗЫВАТЬСЯ ТЕБЕ ВПРЕДЬ ИМЕНЕМ ЯАКОВ, НО ИСРАЭЛЬ БУДЕТ ИМЯ ТВОЕ. И НАРЕК ОН ИМЯ ЕМУ ИСРАЭЛЬ.

    И еще: после встречи с этим "неким" Яаков говорит: 32:31 АНГЕЛА ВИДЕЛ Я ЛИЦОМ К ЛИЦУ. Итак, тот, кто боролся с Яаковом до утренней зари, не был обычным человеком. Он называется “иш”, “муж”, одно из названий ангелов в ТаНаХе (сравним: ангелы-ишим, по преданию, ангелы-херувим, серафим, офаним). В Книге Даниила, например, говорится, что Даниил увидел ангела в образе мужа, одетого в льняную одежду.

    Ангел не знает, как зовут Яакова, он спрашивает, как имя твое. В то время как Всевышний никогда не спрашивал Авраама, как его зовут. Возможно, Бог скрыл от ангела имя Яакова, чтобы он не мог причинить Яакову зла (согласно древним представленииям, знание имени дает определенную власть над его носителем). Когда же ангел был побежден, он потерял такую возможность, и Яаков называет ему свое имя.

    Н.Лейбович считает ошибочным мнение Рашбама, который утверждает, что Яаков хотел бежать от Эйсава, но Всевышний послал ангела, чтобы тот не смог бежать и увидел исполнение божественного обещания, что Эйсав не причинит ему вреда. Всевышний дал Яакову обещание, но тот все равно [пытался] бежать. И мы видим, что так было со всеми, кто пускался в путь вопреки воле Всевышнего: не могут они идти и наказываются - Моше, Йона, Билам. Мнение Рашбама, который старается, по мнению Н.Лейбович, воздержаться от аллегорического толкования, ища самый простой смысл текста, представляется для нее неприемлемым, потому что противоречит нашему представлению о Яакове: нет, не за такое "и превозмог" удостоился Яаков почетного имени "Исраэль".

  4. Ангел народа: что это такое? Типы народного миросозерцания. Еврейские мудрецы давно высказали предположение, (например, Раби Хама Ханина сказал), что “некто” был ангел Эйсава, и с ним сражался Яаков:

    33:10 ВИДЕЛ Я ЛИЦО ТВОЕ, КАК ВИДЯТ ЛИЦО [АНГЕЛА] БОЖЬЕГО, И ТЫ БЛАГОВОЛИЛ КО МНЕ.

    Раши идет от разъяснения мудрецов, что это был ангел-покровитель Эйсава. Но что такое "ангел Эйсава"? И что вообще означает словосочетание, которое часто употребляют мудрецы: "ангел народа"?

    Когда мы говорили о сне Яакова, мы упоминали мидраш, по которому ангелы, поднимавшиеся и спускавшиеся по лестнице, которую видел Яаков, - это ангелы народов мира; Всевышний ведает их подъемом и падением. Кто же такой этот "представитель" или "посол" народа в высших мирах? Чтобы ответить на этот вопрос, Н.Лейбович обращается к комментарию раби Нахмана Крохмаля, переводящего образный язык мидраша на язык абстрактных понятий.

    Сущность нации заключается в ее духовности. Нация только тогда может угаснуть и исчезнуть, когда исчезает дух, содержащийся в ней и поддерживающий ее. То, что мы называем духом нации, то в Торе и у пророков называется "божество народа", а у Даниэля и у мудрецов Талмуда - "ангел народа". Иначе говоря, это тип духовности, преобладающий в данном народе. Греция, Персия, Рим, Израиль, другие древние и современные народы имеют своих ангелов, каждый из которых опекает свой народ, является его патроном.

    Вот почему Ашем говорит: "И над всеми божествами Египта творить буду суд" (Шмот, 12:12). Эта же мысль содержится в изречении мудрецов: "Не отворачивается Всевышний от народа, покуда не отвернется от его божества".

    Итак, еще до того, состоялась реальная встреча Яакова-человека с человеком Эйсавом, дух Яакова боролся с чем-то или с кем-то, представлявшим Эйсава, то есть с духом его народа. И только после того, как ангел Эйсава признал Яакова благословенным "и благословил он его там", - только после праотец Яаков, раненый и хромающий, смог выйти навстречу Эйсаву и примириться с ним. Но если это был "ангел Эсава", то как надо понимать значение этой борьбы, победу Яакова и то, что противник поразил его в бедренный сустав?

  5. Как надо понимать значение борьбы и победы Яакова над Эйсавом? Мудрецы видели в борьбе Яакова с Эйсавом в ту ночь символ грядущих событий, знак борьбы и противостояния сынов Яакова и народов мира в эпоху изгнания, которая уподоблена ночи. Мудрецы сказали об этом: "Деяния отцов - знак для потомков". Глубокое толкование этой главы в духе идеи "деяния отцов - знак для потомков" дал Рамбан и многие другие комментаторы.

    Мидраш Леках тов: "И боролся некто с ним до восхода зари" - пока не взойдет заря для Израиля. Избавление Израиля - как заря, ведь изгнание подобно ночи. Народы мира и царство Эдома борются с Израилем, чтобы увести его с пути Всевышнего, “но увидел тот, что не одолевает его" - не может увести Израиль от единства Всевышнего. "И вывихнулся бедренный сустав Яакова, когда он боролся с ним" - это те, кто запятнал себя изменой вере в эпоху гонений.

    Рамбан, находившийся, под сильным впечатлением событий современности и недавнего прошлого, писал о страшных мучениях, которые выпали на долю потомков Яакова, над которыми возобладал Эйсав, стремившийся к тому, чтобы истребить их до конца. В эпоху мудрецов Мишны, поколения раби Иеhуды бен Бава и его соратников говорили: (р.Хия бар Аба):

    Если скажут мне: "Отдай свою жизнь ради освящения Имени Всевышнего" - я отдам, только чтоб убили сразу; но в поколении гонений не могу вытерпеть". Ведь что делали в том поколении гонений? Приносили железные шары, раскаляли их добела, и клали им подмышки, и вынимали из них душу. И были другие поколения, с которыми делали так же, и еще хуже того. И все это перенесли мы, и все это прошло, как сказано: "И пришел Яаков благополучно".

    Комментаторы подчеркивают, что Яаков вышел из испытания "благополучно", то есть что он существует до сего времени, что он не побежден; но какова цена борьбы - это видят по-разному. Разница в том, что автор Леках Тов видит в поврежденном бедренном суставе символ тех, кто растворился среди народов мира и потерян для нас, тех, кто не смог выстоять в испытании. А Рамбан, наоборот, видит в этом намек на святых праведников и героев, которые отдали жизнь за освящение Имени Всевышнего.

    Еврейский народ потерял самых дорогих своих сынов, и все же - "все это перенесли мы, и все это прошло, как сказано: "И пришел Яаков благополучно".

    Восход зари, о котором говорится в этой главе, - это не только физическое выживание, не только победа над всеми врагами и недоброжелателями, но и благословение, которым благословили весь еврейский народ. Откровение Бога Аврааму заканчивается словами:

    12:3 И БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ БУДУТ ТОБОЙ ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМЛИ.

    Раши толкует этот стих так: Человек говорит своему сыну: "Будь как Авраhам!".

  6. Встреча Эйсава и Яакова.

    33:4 И ПОБЕЖАЛ ЭйСАВ ЕМУ НАВСТРЕЧУ, И ОБНЯЛ ЕГО, И БРОСИЛСЯ НА ШЕЮ ЕМУ, И ЦЕЛОВАЛ ЕГО. И ОНИ ПЛАКАЛИ. B СКАЗАЛ ЭСАВ: ЕСТЬ У МЕНЯ МНОГО, БРАТ МОЙ, ПУСТЬ ВСЕ ТВОЕ ОСТАНЕТСЯ У ТЕБЯ.33:10 И СКАЗАЛ ЯАКОВ: О НЕТ! ЛИШЬ БЫ ОБРЕЛ Я МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ТВОИХ, ЧТОБЫ ПРИНЯЛ ТЫ ДАР МОЙ ИЗ РУКИ МОЕЙ, ИБО ПОИСТИНЕ, ВИДЕЛ Я ТВОЕ ЛИЦО, КАК ЛИЦО АНГЕЛА БОЖЬЕГО, И ТЫ БЛАГОВОЛИЛ КО МНЕ. 33:11 ПРИМИ ЖЕ МОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ, КОТОРОЕ ПРИНЕСЕНО ТЕБЕ, ИБО ОДАРИЛ МЕНЯ БОГ, ИБО ЕСТЬ У МЕНЯ ВСЕ. И УПРАШИВАЛ ОН ЕГО, И ТОТ ПРИНЯЛ.

    33:12 И СКАЗАЛ: ДАВАЙ ЖЕ ПОЙДЕМ, И Я ПОЙДУ РЯДОМ С ТОБОЙ.33:13 И СКАЗАЛ ОН ЕМУ: ГОСПОДИН МОЙ ЗНАЕТ, ЧТО ДЕТИ НЕЖНЫ, И МЕЛКИЙ, И КРУПНЫЙ СКОТ ДОЙНЫЙ У МЕНЯ. ЕСЛИ ГНАТЬ ИХ В ОДИН ДЕНЬ, ТО ПАДЕТ ВЕСЬ МЕЛКИЙ СКОТ. 33:14 ПУСТЬ ЖЕ ПОЙДЕТ ГОСПОДИН МОЙ ВПЕРЕДИ РАБА СВОЕГО, А Я БУДУ ДВИГАТЬСЯ МЕДЛЕННО, ПОСТУПЬЮ СКОТА, ЧТО ПЕРЕДО МНОЙ, И ПОСТУПЬЮ ДЕТЕЙ, ДОКОЛЕ ДОЙДУ ДО ГОСПОДИНА МОЕГО, ДО СЕИРА.

    33:15 И СКАЗАЛ ЭйСАВ: ТАК ПРИСТАВЛЮ К ТЕБЕ ИЗ НАРОДА, КОТОРЫЙ У МЕНЯ. НО ОН СКАЗАЛ: К ЧЕМУ ЭТО? ЛИШЬ БЫ НАШЕЛ Я МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ГОСПОДИНА МОЕГО.33:16-17 И ВОЗВРАТИЛСЯ ЭйСАВ В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ПО ДОРОГЕ СВОЕЙ ОБРАТНО В СЕИР. ЯАКОВ ЖЕ ДВИНУЛСЯ В СУКОТ И ПОСТРОИЛ СЕБЕ ДОМ.

    Глава повествует о великой, решающей встрече, в ходе которой произошло примирение и мирное расставание между Яаковом и Эйсавом. Идея отождествлять Яакова с народом Израиля, с евреями, а Эйсава - с Римом и римской цивилизацией давно укоренилась в еврейской традиции (уже Иосиф Флавий идентифицирует Эйсава с Римом) и находит некоторые соответствия в деталях биографии Эсава.

    По окончании встречи, когда Эсав уговаривает Яакова присоединиться к нему или хотя бы взять себе в спутники людей "из народа, который с ним" - нечто вроде почетного конвоя из дружины Эсава, - Яаков, как мы видим, под разными предлогами уклоняется от его предложения и вообще от всякой связи с братом. И это тоже может быть истолковано как "знак для потомков".

    Итак, Яаков немногочислен, Эйсав - многолюден и силен ("с ним четыреста мужей"). Яаков боится Эйсава и старается умиротворить его. Ш.-Р. hирш подчеркивает, что как и прежде, Яаков и Эйсав продолжают противостоять друг другу. Яаков - семейный человек, благословенный детьми, отягощенный заботами, усердно работающий, еще недавно находившийся в услужении. Эйсав - вполне состоятельный человек. То, что Яаков получил ценою тяжкого труда и службы, было дано Эйсаву еще в то время, когда Яаков покинул дом. За эти годы Эйсав превратился в политическую фигуру, он стал главнокомандующим, предводителем армии.

    Братья представляют два непримиримых принципа: семья и счастье семейной жизни и политическая власть и могущество. И этот конфликт, пишет р. Ш.-Р. hирш, длится тысячи лет, и исход борьбы между Эйсавом и Яаковом определяет ход мировой истории.

  7. Пессимистическая и оптимистическая версии встречи Эйсава и Яакова. Рассмотрим следующий стих:

    33:4 И ПОБЕЖАЛ ЭйСАВ ЕМУ НАВСТРЕЧУ, И ОБНЯЛ ЕГО, И БРОСИЛСЯ НА ШЕЮ ЕМУ, И ЦЕЛОВАЛ ЕГО. И ОНИ ПЛАКАЛИ.

    В огласованном тексте, пишет Н.Лейбович, слово ['ваишакеhу'], "и целовал его" снабжено совершенно необычными огласовками: не только под буквами, но и над ними стоят точки. Удивляют в этом слове не только точки-огласовки над буквами, но и то, что обозначено этим словом: нехарактерное, как замечает Н.Лейбович, "неэйсавовское" поведение Эсава. Существует множество толкований, стремящихся решить эту загадку. Вот только некоторые мнения: Мидраш Берешит Раба:

    ['ваишакеhу'] - "и целовал его" - точки над буквами. Сказал раби Шимон бен Элиэзер: "Во всяком месте [в Писании], где ты находишь, что написано больше, чем огласовано - ты толкуешь то, что написано; там, где точек больше, чем написано - ты толкуешь точки. Здесь ни написанного больше, чем огласовок, ни огласовок больше, чем написанного, - это значит, что проникся он [Эйсав] милосердием в тот час, и поцеловал его от всего сердца". Сказал ему раби Янай: "Если так, то почему точки над словом? Не по иной причине, как чтобы научить, что он хотел не поцеловать , ['ленашко'], а укусить , ['леношхо']; но сделалась шея Яакова как мрамор, и притупились зубы этого злодея. А что же значит в Писании "и они плакали"? Один плачет о своей шее, а другой плачет о своих зубах".

    Мидраш Танхума:

    Хотел Эсав его укусить, но сделалась у того шея как мрамор, и оттого стоят точки над словом ['ваишакеhу'] - "и целовал его": это не был настоящий поцелуй. "И они плакали" - почему же плакали? Сравним: на что это похоже - на волка, который хотел загрызть оленя. Стал олень бодаться, и застряли зубы волка в рогах оленя. Тот плачет и этот плачет. Волк плачет, что не может ему ничего сделать, а олень плачет, как бы тот не попытался снова его убить. Так и Яаков с Эйсавом: Эйсав плачет оттого, что шея у Яакова стала как камень, а Яаков плачет, как бы Эйсав снова его не укусил.

    Итак, перед нами две точки зрения на встречу Яакова и Эсава: оптимистическая и пессимистическая. Согласно первой, во время этой встречи в душе Эсава произошло некое кардинальное изменение, вселяющее надежду на то, что когда-нибудь Эсав и Яаков примирятся навсегда. Согласно второй, даже поцелуй Эсава - это укус. Еще более ярко эти две точки зрения выражены в сборниках мидрашей “Авот дераби Натан” и “Пиркей дераби Элиэзер”. В “Авот дераби Натан” сказано: ['ваишакеhу'] - "и целовал его" - [необычная] огласовка. Может быть, это был поцелуй любви? Раби Шимон бен Эльазар говорит: "Но ведь все свои прежние деяния он совершал из ненависти? - Кроме этого, которое он совершил из любви".

    А с другой стороны, в сборнике мидрашей Пиркей дераби Элиэзер читаем: Когда Яаков шел, направляясь в Страну Кнаан, пришел к нему Эйсав с горы Сеир, кипя гневом и замышляя погубить его... "И побежал Эйсав ему навстречу, и обнял его, и бросился на шею ему, и целовал его. И они плакали". Не читай "и целовал его", но "и укусил его"; но стала шея Яакова как слоновая кость. Как увидел Эсав, что не удается ему желаемое - стал он злиться и скрежетать зубами, как сказано (Теhилим, 11:10): "Нечестивец увидит и разгневается, зубами скрежетать будет и истает".

    Среди комментаторов, веривших в искренность поцелуя Эсава, особенно выделяется раби Шимшон-Рафаэль hирш:

    Слово ['ваивку'] - "И они плакали" со всей определенностью свидетельствует о том, что перед нами - проявление настоящего, чистого человеческого чувства. Бывает, что человек целует кого-то, но сердце его в этом не участвует. Но слезы, внезапно прорвавшиеся в такие мгновения, - они, несомненно, исходят из глубины сердца. Поцелуй и слезы показывают, что и Эйсав - потомок праотца нашего Авраhама, что он не только охотник, дикарь - ведь иначе он не смог бы достигнуть столь высоких степеней власти в истории человечества. Одной только силы меча, одного лишь голого насилия для этого недостаточно. Эйсав постепенно складывает оружие и все больше проникается духом человеколюбия. И не кто иной, как Яаков, дает Эйсаву возможность доказать, что принцип гуманности тому не чужд. Когда сильный уважает права сильного - это только разумно; но когда сильный - Эйсав, - отбросив меч, бросается на шею слабому Яакову, - тогда мы видим, что и в нем возобладала правда и человечность.

    Нетрудно услышать в этом комментарии, пишет Н.Лейбович, эхо XIX века с его близоруким оптимизмом. Ш.Р.hирш, как и многие в его поколении, видел в истории Яакова и Эйсава то, что ему хотелось бы видеть:

    "Эйсав постепенно складывает оружие и все больше проникается духом человеколюбия". Не будем спорить с комментатором: он не знал того, что известно нам сегодня об Эйсаве. Лучше приведем слова его современника, главы Воложинской йешивы и одного из руководителей "Ховевей Цион", призывавшего сынов нашего народа покинуть галут и вернуться в страну праотцев, - автора комментария "hаамек давар": ...['ваивку'] - "И они плакали". Плакали они оба - это учит нас, что и в Яакове пробудилась на миг любовь к Эсаву. И так будет в поколениях: в тот час, когда в потомках Эйсава пробуждается чистое желание признать сынов Израиля и их достоинства - тогда и в нас пробуждается потребность признать Эйсава братом.

    Итак, не слезы Эйсава удивляют комментатора, но слезы Яакова, который несмотря на все, что ему пришлось претерпеть, готов "признать Эсава братом", как только заметит в нем искры истинного чувства. А что говорит сама Тора о поцелуях Эсава? Есть ли здесь намеки на то, стоит ли верить в их искренность?

    Современный исследователь Торы Бенно Яаков в своем комментарии к книге Брейшит ("Gеnеsis") сравнивает этот стих с другими стихами в Торе, где идет речь о встрече двух людей, любящих друг друга и разлученных на длительное время (Яаков и Рахель, Йосеф и Биньямин, Яаков и Йосеф, Моше и Аhарон). Вот что он пишет:

    29:11И ПОЦЕЛОВАЛ ЯАКОВ РАХЕЛЬ, И ПОДНЯЛ ОН ГОЛОС СВОЙ, И ЗАПЛАКАЛ. 45:14 И БРОСИЛСЯ ОН [Йосеф] НА ШЕЮ БИНЬЯМИНУ, БРАТУ СВОЕМУ, И ПЛАКАЛ. 46:29 И ЗАПРЯГ ЙОСЕФ СВОЮ КОЛЕСНИЦУ, И ПОДНЯЛСЯ НАВСТРЕЧУ ИЗРАИЛЮ, ОТЦУ СВОЕМУ, В ГОШЕН, И ЯВИЛСЯ К НЕМУ, И БРОСИЛСЯ НА ШЕЮ ЕМУ, И ПЛАКАЛ НА ШЕЕ ЕГО ДОЛГО.

    33:4И ПОБЕЖАЛ ЭйСАВ ЕМУ НАВСТРЕЧУ, И ОБНЯЛ ЕГО, И БРОСИЛСЯ НА ШЕЮ ЕМУ, И ЦЕЛОВАЛ ЕГО. И ОНИ ПЛАКАЛИ.

    Ни в одной другой встрече, говорит Бенно Яаков, мы не видим столь многочисленных действий: побежал, обнял, бросился на шею, целовал, плакал; даже когда после многих лет трагической разлуки Яаков встретится со своим возлюбленным сыном Йосефом, мы не увидим при этом столь обильных проявлений нежности и любви, как при встрече Эсава с Яаковом. Может быть, даже слишком обильных? Не кажется ли это подозрительным?

    И действительно, Яаков не верит Эйсаву. Сразу же после братских объятий и поцелуев начинается не связь, не соединение, но отдаление. Яаков не желает растворяться ни среди народа земли, ни среди окружающих его людей; он - "народ, живущий отдельно " (Бемидбар 23:9). Эйсав уходит в Сеир и растворяется в нем:

  8. Перспектива мировой истории. Яаков и Эйсав. 36:8 И ПОСЕЛИЛСЯ ЭйСАВ НА ГОРЕ СЕИР: ЭйСАВ, ОН ЖЕ ЭДОМ.:

    Яаков не придет в Сеир, его место - в земле Кнаан. Но настанет день, когда Эйсав, - все Эйсавы мира, - придут к Яакову на гору Сион. И это предположение обращено ко всей мировой истории и всем народам мира. Когда в текстеТоры группа людей получает собирательное имя в единственном числе, когда праотец произносит "я" и когда о нем что-то рассказывается - это всегда может быть отнесено и к его потомкам. Так, например, Всевышний напутствует Яакова: "Не бойся сойти в Египет, ибо большим народом сделаю тебя там. Я сойду с тобой в Египет, и Я также выведу тебя" (46:4). Но ведь сам Яаков не вышел из Египта; кого же обещает вывести оттуда Всевышний? Несоменно, это тот "большой народ", которым станут сыны Яакова. Здесь налицо идентификация отца и сыновей, предка и потомков.

    Поэтому вслушаемся еще раз в пророчество: настанет день, когда Эйсав, - все Эйсавы мира, - придут к Яакову на гору Сион

  9. Новое имя - ИСРАЭЛЬ. Это одно из важнейших имен в ТаНаХе. Имя “Йисраэль” образовано из двух слов: “сара” - бороться, сражаться, форма йисра означает “он будет сражаться” и “Эль” - Бог. Исраэль - воин Божий, тот, кто с помощью Бога побеждает и ангелов-покровителей злых сил, и тех, кто им подвластен.

    Другое значение слова “сара” - властвовать, поэтому Йисраэль также и “князь Божий”. Аврааму сыны Хетовы говорили: “Ты Князь Божий среди нас” (Берешит:23,6) Власть эта призвана возвещать имя Бога в народах, править от имени Бога. Слово “йеш” одновременно означает “сущность”, “бытие”, а “шар” - поющий. Исраэль - это сущность, воспевающая Бога. Третья и четвертая буква рейш и алеф - указывают на глагол “раа” - видеть”. Объединив все значения, мы получаем “сущность, сражающася, властвующая, поющая, видящая Бога” - и все это духовный смысл имени Исраэль. И еще “йашар” - прямой, праведный. Исраэль- праведник Божий, а может быть праведен Бог. Бог являет свою праведность в истории Яакова-Исраэля и его потомства, в истории евреев великие обетования Бога осуществляются наиболее зримо. Вся история Израиля - оправдание пророчеств Бога и Его великого имени.




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100