-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Лекция №10 - САРРА, ЖЕНА АВРААМА, ПРАРОДИТЕЛЬНИЦА еврейского народа

1. Духовный союз мужа и жены. Когда произносят имя “Авраам”, всегда в унисон звучит имя “Сарра”. Союз двух людей - не просто связь мужчины и женщины, а единение личностей, духовный союз, редкий, если не уникальный случай для всего Древнего Востока.

Авраам обращал мужчин, а Сарра - возвращала к монотеистической вере женщин. Вот откуда “души, созданные в Харане”, их возьмут с собою муж и жена, Авраам и Сарра, уходя в Землю обетованную. Прародителями еврейского народа становятся двое, семейная пара, духовное партнерство. Имя “Сарра” дано Создателем жене Авраама после того, как прозвучало обетование “Я благословляю ее и дам тебе от нее сына, и произойдут от нее народы...” Прежнее имя “Сарай” означает “борющаяся”, Сарра же - “госпожа”, “владычица”, “княгиня”. Переименование Аврама (отец выси”) в Авраама (отец множества”) и Сары в Сарру имеет символический смысл, определяющий их новый духовный уровень. Из имени Сары извлечена буква “йуд”, с цифровым значением 10, а в имени Сарры и Авраама появилась новая буква “гэй”, со значением “пять”.

Аврам=1+2+200+40=243, после присоединения “гэй” (5) Авраам вступает во владение всеми 248 частями тела человека, пять новых, полученных благодаря душе Сарре, подняты на новый уровень - это духовное зрение, духовный пророческий слух и т.п. В имени Сарры новая буква также знак особой духовной связи с Богом, в непроизносимом имени Всевышнего “гэй” - повторяется дважды, это буква-основа имени. Перемена имени в торе - знак новой судьбы, новой духовной сущности.

2. Неблаговидные поступки идеальных героев: как их понять и оправдать?

Читая Тору как книгу жизни, невозможно не испытывать негодования, наталкиваясь на неблаговидные поступки, которые совершают любимые нами библейские персонажи - те, кого мы привыкли идеализировать. Понятно, что критерии оценок меняются со временем (например, египтяне в эпоху Авраама могли переступить заповедь “не убий”, но свято блюли право собственности мужа на свою жену), и все-таки урок Торы должен быть уроком нравственным, в противном случае, как пишет Г.Х. Коэн, он может оказаться уроком безнравственности.

В том что совершает Сарра, спутница Авраама, есть немало поступков, требующих особого внимания. Исходя из буквального смысла Писания и реалий эпохи праотцев, которые нам помогает понять современная наука, мы знаем, что Сарра - образцовая “эзер ке-негдо” - то есть достойная помощница Авраама, выполняющая в полной мере предназначение женщины, как оно заповедано Создателем (смотри лекцию “Мужчина, женщина и ... Всевышний”) в акте творения Хавы.

Она покидает родину вместе с мужем Авраамом, взяв с собой единственное достояние семьи - души, “сделанные” в Харане - Берешит 12:5. С огромным риском для жизни Сарра и Авраам спускаются в Египет, затем поселяются в Граре (гл.20). Оба усердно выполняют заповедь гостеприимства (гл.18). Бездетность Сарры удручает ее, препятствует выполнению обетования, данного Создателем, и Сарра решается уступить свое ложе Агари (гл.16). Ясно, что Авраам соглашается с решением Сарры, а не сам выдвигает инициативу. Но когда подросший сын Агари Ишмаэль начинает угрожать ее собственному сыну, Сарра требует изгнать рабыню и отрока. Это нелегкое решение Авраам принимает по совету Всевышнего “слушаться голоса жены”! (Гл.21).

Поступки Сарры вызывают недоумение: сама предложила рабыню в наложницы и сама же ее изводит, став матерью, добивается изгнания “соперницы”, непонятно и то, как Сарра участвует в обмане, затеянном Авраамом “И она же сама сказала: ”Он брат мой!” (20:5).

Каковы мотивы поступков Сарры и те обстоятельства, в которые она поставлена судьбой? На этот вопрос отвечает современный ученый, преподаватель Торы Г. Х. Коэн в статье “Судить ли нам героев Писания?” (НЕШ, №7, 2000).

3. Мотивация т.н. неблаговидных поступков. Обман в Египте. Сарра и Авраам спускаются в Египет, потому что в Святой Земле засуха и реальная угроза голодной смерти, что примиряет нас с их уходом из Эрец Исраэль и в любом случае оправдывает героев. Авраам просит Сарру выдать себя за его сестру, потому что таким образом он сумеет избежать насильственной смерти - “дабы душа моя жива была из-за тебя” . Комментаторы Радак и Шадаль (Ш. Д. Луцатто) подчеркивают бескорыстие Авраама и главный мотив его поступков - спасение жизни, а вовсе не желание торговать женой. Однако из опасения быть убитым Авраам сделал свою жену приманкой для “чужого вожделения” (Нахманид). В разговоре с Авимелехом Авраам приводит два довода в оправдание своего поступка: “нет вовсе страха Божия в месте сем и убьют меня из-за жены моей, да она и подлинно сестра моя: она дочь отца моего (внучка Тераха, отца Авраама), но не дочь матери моей и стала мне женою” (Берешит 20:11, 12). Авимелех - вожак безнравственного общества - вот почему едва не случилось несчастье.

Кроме того, выдав Сарру за свою сестру, Авраам как брат, согласно правовому кодексу Востока, должен был защищать ее честь и решать вопрос о ее замужестве, если бы дело приняло “законный “ оборот. То есть в случае опасности брат и сестра имели бы некоторые временные возможности для разрешения опасной ситуации. Однако на красоту Сарры, как нам известно, посягнул фараон и царь Грара, для которого никакой закон не писан.

История неудачного обмана повторяется: Авраам и Сарра против Фараона, Авраам и Сарра против Авимелеха (Берешит 12:10-20), а потом Ицхак и Ривка против Авимелеха. Авраам и Сарра нигде не раскаиваются в своем обмане, более того, создается впечатление, что Всевышний помогает прежде всего тем, кто заботится о своем спасении. И когда маскировка не помогает, спасает Создатель. Фараон понимает, что из-за Сарры его и весь его дом постигла страшная болезнь.

Обстоятельства, в которых приходилось действовать Аврааму и Сарре помогают понять мотивы их поступков и избежать несправедливых упреков в безнравственности.

4.Теперь попробуем понять мотивы поступков Сарры в истории с Агарь. То, что Сарра, зная обетование Всевышнего потомкам Авраама, предложила Аврааму “замену”, предполагает, во-первых, желание Сарры воспитать ребенка рабыни как своего собственного и, возможно, благодаря этому, получить от Всевышнего в награду возможность иметь родное дитя. Однако надеждам воспитать ребенка Агари настоящим сыном Авраама не суждено было сбыться.

Едва забеременев, Агарь перестала быть смиренной рабыней, “госпожа ее лишилась уважения в глазах ее”, униженная и возмущенная Сарра призывает в судьи Бога, и муж позволяет ей поступить с рабыней по ее усмотрению: “Рабыня твоя в твоей руке”. “И притесняла ее Сарра, и она (Агарь) убежала от нее.

Радак и Рамбан упрекают Сарру за немилосердие: ”Согрешила праматерь наша, с нею же согрешил и Авраам - тем, что попустил ей мучить служанку. Но Господь внял ее (Агари) скорби и даровал ей сына, человека необузданного, потомки которого истязают сынов Авраама и Сарры всеми видами мучений”.

Однако в том как поступает Всевышний по отношению к Сарре и Агарь, нет осуждения Сарры. Хотя моральное преимущество служанки очевидно, ангел Господень, обещая Агари бесчисленное потомство и могущественного сына, велит рабыни смириться под рукой ее госпожи.

Приходится предположить, замечает Г. Х. Коэн, что конфликт двух женщин выходит за рамки морали и приобретает теологический характер - Сарру поддерживает Всевышний!

Дело не в женском соперничестве, а в социальном, или, точнее духовном положении женщин. До сих пор Агарь была рабыней, а Сарра госпожой. Агарь стремится занять ее место госпожи и хозяйки дома. Но Сарра не просто супруга Авраама, у них духовная связь, духовное партнерство, поэтому Сарра может уступить Агари место на ложе Авраама, но совершенно невозможен для Сарры другой духовный союз. И в речи ангела социальный статус Агари и Сарры остается неизменным: “Возвратись к госпоже своей и смирись под руками ее (16:9).

Семейное положение Сарры не было уникальным, в знаменитом кодексе царя Хаммурапи рассматриваются аналогичные ситуации “буде же возьмет муж жену, и она даст рабыню своему мужу, и та родит ему сыновей, и после этого потребует рабыня равенства с госпожой своей, вследствие того что родила сыновей, - то госпожа ее за серебро да не продаст ее, но в подчинении пусть держит ее, и среди рабынь та пусть считается (закон 146).

Правота Сарры, таким образом, юридически доказана, хотя сомнения у современного читателя продолжает вызывать сам институт рабства, но это уже более широкая проблема. Понятна и важность для Сарры духовного союза с Авраамом, определяющая смысл обетования и будущее народа.

Сын Ишмаэль вырос в доме Авраама, был обрезан в возрасте 13 лет, через год у Сарры родился сын Ицхак, она его, следуя обычаю своего времени, несколько лет кормила грудью, а когда ребенок был отнят от груди, Авраам устроил большой пир (Берешит, 21:8). Все эти годы в доме Авраама царил мир, рабыня и госпожа знали каждая свое место, и вот над подросшим Ицхаком стал насмехаться Ишмаэль (21:9). Сарра болезненно переживает происходящее и требует у Авраама изгнать рабыню и сына ее “ибо не будет наследовать сын рабыни этой с сыном моим, с Ицхаком” (Берешит, 21:10)

Авраам колеблется, ему и без того тяжело видеть, что Ишмаэль идет по дурному пути, он скорбит, а теперь необходимо принять решение об его изгнании. Он не решается, а Всевышний недвусмысленно встает на сторону Сарры - “слушайся голоса ее!”

На этот раз Рамбан не упрекает Сарру в неэтичном поведении. Бог поддержал Сарру! Но почему Он поддерживает, как кажется, чрезмерную строгость жены Авраама к Ишмаэлю? Перед нами снова теологический вопрос.

Что означает слово “насмехается”? Трижды употребляется это слово в Писании и всегда в контексте самых суровых запретов, которые Тора наложила на три самых страшных греха: кровосмешение, идолопоклонство, кровопролитие. Агарь из рода Хама, выросла в Египте и передала нравы этой страны своему сыну. Сарра не смогла стать ему приемной матерью по духу. Велика тревога Сарры за будущее ее сына, Авраам уже стар, Ицхак еще ребенок, к тому же младший брат Ишмаэля.

Велико искушение Ишмаэля оспорить у единокровного брата право первенства. Пока Ишмаэль и Агарь рядом, Сарра не может быть спокойной за жизнь и будущее Ицхака. Поэтому Сарра требует радикальных мер - изгнать Агарь и ее сына, сына рабыни-египтянки, из семьи. Обратим внимание : Писание не называет Ишмаэля в этом отрывке по имени, он сын рабыни-египтянки, человек чуждых нравов.

Из-за чего идет спор? Что представляет наследство Авраама, которое ни в коем случае не должно достаться “сыну рабыни”?

С юридической стороны, согласно юридической практике этой эпохи, сын рабыни-наложницы терял право на наследство отца, если он и его мать становились свободными при жизни их господина. Следовательно, Сарра хотела избежать конфликта из-за наследства, добиваясь изгнания рабыни и ее сына. Отсылая от себя Ишмаэля и Агарь, Авраам знал, что Всевышний не оставит без благословения и его старшего сына (Берешит, 21:12-13).

Агарь сбилась с дороги в пустыне Беер-Шева (поэтому и запасенной воды оказалось недостаточно), вода в мехе кончилась, Агарь бросила заболевшего сына под одним из кустов и сказала: “Не увижу я смерти ребенка . Села поодаль, заголосила и заплакала”. Такое поведение Агарь, пишет рав Гирш, несомненно продиктовано эгоизмом. Истинная человечность отмечена чувством долга, человек (мать в первую очередь!) забывает о собственной боли, когда нужно помочь другому. Это верно, считает рав Гирш, даже если ничем другим, кроме сострадания и сочувствия, мы помочь другому не можем. Поэтому, хотя плакала обезумевшая от горя Агарь, Всевышний внял голосу ее сына. Ишмаэль не погиб, “ибо услышал Бог голос отрока”, и обетование, данное Аврааму об Ишмаэле, сбылось.

Авраам после всех сомнений и колебаний слушает свою жену, а Всвышний поддерживает сторону Сарры, мудрость которой подтверждает история: благодаря Сарре удалось сохранить духовное наследство Авраама и воспитать Ицхака его наследником и духовным преемником, удалось избежать конфликта между Ишмаэлем и Ицхаком. После гибели Сарры, похоронив ее, Авраам еще раз последует ее совету, предчувствуя свою будущую смерть: он отдаст все, что у него есть, Ицхаку, а сыновей наложниц отошлет с подарками на Восток, в землю Кедем (Берешит, 25:5-6).

5. Сарра в истории “Акедат Ицхак”. Когда Авраам уходит к горе Мориа, чтобы принести в жертву единственного и горячо любимого сына Ицхака, он, не желая причинить боль жене, как рассказывает мидраш, говорит ей, что уводит сына в йешиву Эвера и Шема, но Сарра не может не испытывать тревоги. Она наряжает сына в лучшие одежды, прикрепляет к его тюрбану дорогой камень и выходит проводить, прощается и не может сдержать рыданий: “Кто знает, увижу ли я тебя еще? “

Через несколько дней, рассказывает мидраш, некто сообщает Сарре, что Авраам убил Ицхака, ее сына. В ужасе она бежит из Беер-Шевы на север, куда ушли ее муж и сын. Согласно одним источникам, Сарра, достигнув Хеврона, просит великанов взобраться на гору, чтобы увидеть Авраама и Ицхака. Великаны подтверждают, что двое действительно поднимаются в гору, в руке пожилого человека они видят нож. Сердце Сарры не выдерживает. Согласно другим источникам, дойдя до Хеврона, Сарра узнает, что недобрая весть была ложной, но это радостное известие оказывается для нее губительным, сердце Сарры разрывается. Ей было 127 лет, когда она ушла из жизни.

6. Пещера Махпела - вечная усыпальница Сарры. Авраам и Ицхак нашли Сарру в Хевроне бездыханной. И оплакивал ее Авраам и рыдал по жене своей. И похоронил Авраам свою жену в пещере Махпела (вспомним, при каких обстоятельствах узнал Авраам о том, что в этой пещере похоронены Адам и Ева), купив с этой целью кусок земли у хетта Эфрона, вначале пожелавшего сделать красивый жест и будто бы даром отдать эту землю, а потом, после отказа и настойчивого стремления Авраама выкупить четыре квадратных локтя земли для могилы, запросившего четыре сотни серебряных шекелей. Эти деньги Авраам ему тотчас же отсчитал. Пещера Махпела (на иврите Маарат-а-Махпела) стала вечной усыпальницей для Сарры, а впоследствии для Авраама, Ицхака, Яакова, Леи и Ривки.

Избранник Всевышнего, которому обещана “во владение вечное” вся земля Ханаана, стоит перед хеттами, “хозяевами той земли”, кланяется всему народу и просит покорно разрешения купить клочок земли: ”Пришелец-старожил я у вас...” Реальность не похожа на обещания - вот почему и этот момент называют мудрецы испытанием веры Авраама, доказательством его смирения и скромности...

Пещера и прилегающие к ней участки поля Эфрона стали постоянной собственностью Авраама, могила жены - первая нить, связывающая Авраама с Землей Израиля. Евреи не воздвигают церкви или мавзолеи над могилами, не превращают могилы в цветники, но, с другой стороны, евреям совершенна чужда мысль о каком-то ограниченном определенном времени, в течение которого следует сохранять кладбища. Места, где покоятся мертвые, святы вечно.

На рассвете третьего дня Шестидневной войны, 8 июня 1967 года израильские войска без боя овладели Хевроном. В то же утро главному раввину Армии Обороны Израиля генералу Шломо Горену были доставлены ключи от величайшей святыни города - гробницы “Маарат -а-Махпела”. Евреи со всей страны стали массами приходить в Хеврон, чтобы помолиться у святой гробницы, первого еврейского владения в земле Ханаан, вечной обители праматери еврейского народа Сарры.

Наталья Гуткина



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100