На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


АНТИЕВРЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

      Юдофобия - новое ли это явление? Каковы его корни? Каковы характер и источники? Имела ли она один и тот же облик на протяжении сменявшихся исторических эпох?
      Большинство историков, занятых этой темой, датируют возникновение юдофобии еще библейскими временами, хотя в ту далекую эпоху она имела локальный характер "этнических трений".
      Эллинистическая (древнегреческая) культура, утвердившаяся на территории великой Персидской державы, так же, как и Римская культура, ставшая затем наследницей эллинизма, как правило, были терпимы в вопросах религии. Но они требовали ответной веротерпимости и от окружавших их народов. В контексте этих культур особенно выделялся монотеистический иудаизм, отрицавший существование богов, которых почитали во всем древнем мире, и запретивший поклонение идолам. Это религиозное своеобразие евреев, естественно, вызывало неприязнь со стороны окружавших их народов.
      Однако стройная система антиеврейских взглядов возникла лишь с рождением христианства.
      Уже в раннем христианстве можно найти источники отрицательного отношения этой религии к иудаизму и евреям, а именно:
      - претензии на "истинное" толкование текстов священных книг, общих для обеих религий, и на определение "правильной" сущности основ веры;
      - обвинение евреев в богоубийстве, т.е. участии в казни Иисуса.
      В Евангелии, например, римский прокуратор Понтий Пилат (наместник императора) пробует отговорить евреев от их замысла предать Иисуса распятию, но "... Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом и сказал: неповинен я в крови праведника сего, вы сами видите. И, отвечая, весь народ сказал: кровь его на нас и на детях наших".
      Опираясь на этот текст, апостол Павел в Первом послании к фессалоникийцам писал о евреях: "Иудеи, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, нехороши они в глазах Бога". Иными словами, согласно раннехристианским легендам, евреи совершили самый страшный из мыслимых грехов: богоубийство, т.е. убийство Иисуса, поэтому "нехороши они в глазах Бога".
      В гонениях, обращенных тогдашними иудеями против первых христиан, апостол Павел усматривал иудейское стремление предотвратить "спасение" (душ) других народов, а из этой посылки делал вывод, что евреям угодны грехи этих народов, ибо без "спасения" все, кроме самих евреев, пропадут, будут наказаны небесами. Отсюда следовало, что именно евреи есть злодеи, желающие духовной гибели неевреев на земле.
      Подобное же восприятие евреев мы находим и в Евангелии от Иоанна, где евреи описаны как порождение Сатаны: "Ваш отец (евреев) Диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи".
      Когда христианство стало официальной религией европейских народов, появилась потребность сформулировать общепринятое христианское отношение к евреям. Это сделал Августин Блаженный приблизительно в 425г.: христианам отныне предписывалось унижать евреев, но запрещалось их убивать. Теологически запрет на убийство обосновывался тем, что существование евреев среди других народов должно продлиться до второго пришествия Христа, являясь одним из доказательств правоты его последователей. Евреи, таким образом, должны были сыграть важнейшую роль в эсхатологии христианской веры.
      Концепция Августина считалась наиболее авторитетной в Европе, и именно она определила официальную позицию католической церкви по отношению к евреям, однако, далеко не всегда этот подход реализовывался на практике, и нам известны многочисленные случаи физической расправы с евреями (особенно во второй половине средних веков).
      Подобное "августианское" отношение внедрялось в сознание всех общественных кругов Европы с помощью проповедей, религиозных театральных мистерий и т.д., а также особой (унизительной) одежды для евреев. Поколениями христианство насаждало юдофобию во всех уголках Европы, превращая ее не только в религиозный, но и в общекультурный феномен. В сознании народов сформировался отрицательный образ еврея, ассоциировавшийся с дьяволом и нечистью. Многие верили (и верят до сих пор!), что евреи имеют рога и хвост, что они сосут свиное молоко (отсюда германское выражение "judensau" - еврейская свинья), что от них дурно пахнет, что у них извращенные сексуальные наклонности и проч.
      Так возник многократно дублировавшийся в сознании людей отрицательный "тип" еврея, т.е. - стереотип. Теперь можно было объявить евреев ответственными за любое необъяснимое негативное событие в мире. После того, как в сознании европейцев сформировался этот стереотип, он стал жить самостоятельной жизнью независимо от реального облика евреев. Стереотип срабатывал, даже если евреев поблизости не было. Это и стало одним из кардинальных феноменов той юдофобской традиции, которую христианство внедрило в Европу.
      Здесь мы подходим к центральному пункту наших рассуждений о юдофобской традиции в сознании европейских народов. Даже после "идеологических переворотов" нового времени, даже после ослабления роли христианства в мире, - язык, искусство и культура не изменились, продолжая традиционное существование в сознании, а, точнее говоря, в подсознании многих интеллектуалов 17-18 столетий. Поэтому в мире, становившимся все менее религиозным, ненависть к евреям не исчезла, а приняла другие формы. В своем новом воплощении юдофобия могла развиваться в неизвестных доселе направлениях. Теперь она носила светский характер и могла освободиться от тех ограничений, которые на нее накладывала христианская традиция. Евреи больше не считались отверженным, но все-таки избранным Богом народом, и поэтому указание не убивать их тоже потеряло свою силу. Это не означает, что был сделан немедленный шаг в сторону физического уничтожения евреев, но теоретически дорогу к нему проложили уже в конце XVIII в. В христианстве юдофобия выполняла определенную теологическую роль. Когда же религиозный ее фундамент был разрушен, но сама юдофобия осталась, возникла нужда в новых ее обоснованиях (обратите внимание: в обоснованиях, а не в причинах). С тех пор юдофобия могла впитывать в себя аргуметы разной общественной окраски, начиная от консервативно-национальных и до вполне современных - национал-либеральных и социалистических. Во всех кругах общества, однако, существовало убеждение, что этому "аномальному остатку былого народа" не остается места в мире и он должен как-то исчезнуть.


сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100