--> |
|
Песах в разных странах мираВ городе Кутаиси на западе Грузии придерживаются интересного обычая. Во время второго Седера на улицу посылают мальчика или подростка в одежде странника. Он возвращается в дом через несколько минут, стучится в дверь и просит впустить его. Один из присутствующих спрашивает его: "Кто ты такой?" "Я - еврейский мальчик", - отвечает тот. "Чем ты это докажешь?" "Смотрите, я ношу цицит (кисти из нитей на четырехугольной одежде). Разве это недостаточное доказательство?" "Если ты еврей, то почему ты в дороге, а не дома? Разве ты не знаешь, что сегодня Песах? Где ты был все это время?" И тогда мальчик приступает к рассказу о том, что он (и весь еврейский народ) идет из Иерусалима и что в пути ему довелось претерпеть много лишений и бед. Он говорит, что побывал во многих еврейских общинах, которые встречались ему на пути, и везде евреи бедствуют и страдают, но продолжают твердо верить в грядущее избавление, которое принесет им Машиах. В этот момент все восклицают: "Пусть придет он скорее, в наше время!" Затем "странника" впускают в дом, и все с воодушевлением приступают к Седеру. В Грузии принято также собираться семьями в доме ученого еврея, знатока Торы, который переводит и объясняет фразы из пасхальной Агады. Все сидят за одним столом, но каждая семья ведет свой собственный Седер. В Йемене мацу пекут каждый день Песаха, разумеется, кроме праздничных дней и Шаббата. Выпечка мацы производится в строгом соответствии с существующими законами. У йеменских евреев очень красивый и оригинальный Седер. Отец семейства заворачивает в тряпицу несколько кусков мацы и кладет их на плечо, как мешок. Присутствующие спрашивают его, зачем он это делает, и он отвечает: "Так поступали наши отцы, когда в большой спешке выходили из Египта". Агада переводится на арабский язык, чтобы все, кто не знает иврита, особенно женщины и дети, поняли рассказ и осознали, какие великие чудеса совершил Вс-вышний для евреев в Египте. В Дагестане, расположенном на юге России в горах Кавказа, к Песаху готовятся загодя. Евреи убирают свои дома, сжигают хамец, пекут мацу, а в канун Песаха старший сын в каждой семье постится. Все эти традиции соблюдаются и в других еврейских общинах, но у дагестанских евреев есть и собственные оригинальные обычаи. Они тщательно полируют перед Песахом свое холодное оружие, особенно эфес сабли и другие украшения из металла, дерева и камня; развешивают на стенах нарядные ковры и гобелены. Неграмотные евреи собираются на Седер у самого образованного и мудрого человека в городе - "хахама", и он читает им Агаду. Седер проходит очень весело и ярко. Мужчины, облаченные в красивые праздничные одежды, сидят в несколько рядов на земле. По всей комнате ярко горят свечи. Женщины, разодетые в самые нарядные платья, вносят в эту картину яркий восточный колорит. Все внимательно слушают "хахама", который читает Агаду и переводит ее на их родной язык. Когда произносится молитва за скорое избавление, все поднимают руки и, обратив взоры к небу, повторяют вслед за ведущим: "Г-подь! Пошли нам скорее нашего Машиаха, дай нам мир и счастье и приведи нас в Твой святой город Иерусалим!" http://www.istok.ru/time-n-dates/Pesach/ |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|