-->

 
На главную

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь


Реклама на IJC





Реклама на IJC



Что такое еврейская цивилизация?

Михаил Носовский (Бостон)


Последнее время все чаще приходится слышать выражение "еврейская цивилизация". Слово цивилизация многозначно, оно может употребляться в обыденной речи, либо использоваться как термин. Цивилизацией обычно называют стадию развития человеческой культуры, связанную с появлением письменности, или же местные разновидности культуры (греческая, египетская цивилизация). О цивилизации говорят как о более высоком этапе развития человеческой культуры по сравнению с дикостью и варварством. Английский историк и философ А.Тойнби (1889-1975) ввел представление об истории, как круговороте сменяющих друг друга локальных цивилизаций.
В средневековой еврейской теологической литературе рассуждения об истории сводились в основном к анализу понятий галут ("изгнание") и геула ("избавление"). Под "изгнанием" понималось пребывание евреев в диаспоре, разрушение Иерусалимского Храма. Под "избавлением" - приход Мессии, возвращение в Страну Израиля и осуществление библейских пророчеств. Наиболее интересным автором, разработавшим оригинальную историософскую концепцию, был Йеhуда-Либа бен Бецалель (Маhарал) из Праги, живший в XVI веке. Маhарал привлекает мидраши и каббалистические построения для своей концепции. Согласно Маhaралу, отличие народа Израиля от других народов состоит в способности к принятию Торы и исполнению ее заповедей. Эта потенциальная способность имеет трансцендентный характер (находится в определенном отрыве от материальной формы) и аналогична в определенном смысле наличию у Первого Человека божественной души (образа Божьего). Благодаря этому разрыву между формой и содержанием Израиль находится в постоянном процессе становления, движения, посколькy не может окончательно добиться совершенства (осуществления своего потенциала, цели - т.е. воплощения заповедей Торы в материальном мире). Галут - временное, преходящее существование, связанное именно с тем, что Израиль находится в стадии становления и еще не осуществил свое назначение. Развитие же, согласно Маhаралу, может быть двух типов - актуальное ("поаль"), т.е. ведущее к раскрытию заложенного предназначения, и потенциальное ("коах"), как бы движение по инерции. Античные и средневековые философы полагали, что каждый предмет имеет свою сущность, идею - то, что определяет этот предмет и является его неотъемлемым признаком (например, сущность человека, очевидно - его Божественная душа или образ Божий). Для современного воспитанного на естественных науках человека идея сущности не очевидна, но она лежит в основе человеческого знания. Из сказанного следует, что сущностью Израиля, согласно Маhаралу, является его способность принять Тору, а актуальной движущей силой еврейской истории - стремление принять Тору и воплотить ее в материальном (путем исполнения заповедей). Это актуальное развитие ведет к избавлению, а потенциальное же движение может вести к катастрофе галута.
Философ эпохи Хаскалы Нахман Крохмаль (1785-1840) использовал идеи гегелевской философии для объяснения еврейской истории. Нахман Крохмаль родился в Бродах (ныне - Львовская область), жил во Львове (Лемберге) и Тернополе. Согласно Крохмалю "национальной идеей", сущностью еврейства является идея абсолютного единства. Благодаря этому существование Израиля проходит вне времени, оно не подвержено изменению или разрушению. При этом разрушению и изменению подвергается лишь та часть еврейского бытия, которая связана с временным, частным, преходящим. Основываясь на учении Гегеля (о трех этапах истории любого явления: зарождении, расцвете и упадке), Крохмаль объяснил почему в еврейской истории циклы возрождения, расцвета и изгнания сменяют друг друга, но еврейский народ в целом не исчезает: отдельные циклы расцвета и упадка связаны с развитием частных идей, в то время как сущностная еврейская идея (единство) остается неизменной.
Собственно идею еврейской цивилизации как совокупности всех проявлений еврейства, выдвинул в 1930-е годы неортодоксальный американский еврейский теолог и мыслитель Мордехай Каплан. Частные проявления еврейской жизни (разные формы религиозной жизни, культура, языки, социальная деятельность еврейства и т.п.) сменяют друг друга, еврейская же цивилизация сохраняется. М.Каплан, вслед за идеологами германской иудаики XIX века (Wissenschaft des Judentums) и реформистского движения в иудаизме, считал, что иудаизм - развивающееся явление. Законы и принципы еврейской жизни меняются от эпохи к эпохе. М Каплан полагал также, что нельзя ограничить иудаизм сферой ритуала. К сфере иудаизма он относит все стороны жизни еврея, поэтому понятие "иудаизм" для него заменяется понятием развивающейся "еврейской цивилизации", по отношению к которой Бог выступает в качестве своеобразного коллективного разума. Цивилизация, согласно М.Каплану, это совокупность знаний, ремесел, орудий, искусств, литературы, законов, религии и философии, которые стоят между человеком и природой и защищают его от действия враждебных сил. М.Каплан был связан с американской философской школой прагматизма, которая рассматривала явления с точки зрения не их сущности, а проявления и развития.
Книга М. Каплана "Иудаизм как цивилизация" вышла в 1934 году. Он, однако, не ограничился кабинетным изложением своей концепции, а постарался воплотить ее на практике. Считая, что ни реформистское, ни консервативное течение не отвечает требованием эпохи, М. Каплан создал свое собственное реконструктивистское направление в американском иудаизме. Это течение существует и сегодня, оно насчитывает несколько десятков синагог, имеет раввинский колледж. Реконструктивисты, как правило, более строго следуют обрядовой стороне иудаизма (в этом они близки к консерваторам), но гораздо более либеральны в социальных вопросах. Придерживаются они и своеобразной теологии, разработанной М.Капланом, близкой к пантеизму, согласно которой Бог проявляется в развитии цивилизации.
Идеи М.Каплана, конечно, используются не только среди реконструктивистов. Историк С. Айзенштадт применил учение М.Каплана в исторической науке. В наше время представление о еврейской цивилизации стало общепринятым в академическом мире.
Религиозные еврейские философы трактовали еврейство как народ, ам Исраэль. Однако с точки зрения современной этнографии евреев сложно назвать единым народом, поскольку евреи разных стран не имеют ни единого языка, ни общей территории, довольно заметно отличаются по культуре и внешнему облику. В то же время сложно считать еврейство и только религиозной конфессией, учитывая, что влияние религии в наше время значительно ослабло, а во многих странах принадлежность евреев к религиозным общинам чисто номинальная или вообще отсутствует. Поэтому крайне сложно выработать представление о сущности еврейства, которое было бы достаточно гибким, чтобы описывать и современного аccимилированного еврея, и религиозного, и израильтянина, и субэтнические евpейские группы диаспоры, какими они были еще несколько десятилетий назад, и группы геров, "иудействующих", исповедующих необычные формы иудаизма - слишком велико тут разнообразие. Одним из возможных решений является использование понятия еврейской цивилизации.
В русскоязычной этнологии это понятие быстро прижилось после того, как оно было введено в 1990-е годы этнографом Михаилом Членовым. Он понимает еврейскую цивилизация как супер-этнос, объединяющий еврейские этнические субэтносы (эдот). Набор конкретныx эдот всегда конечный, время их существования конечно. Этнические группы, языки, приходят и уходят, сменяют друг друга, еврейская цивилизация в целом же остается. Помимо интуитивных характеристик цивилизации (связанных, например, с набором бытующих религиозных текстов), Членов приводит перечень "структурных универсалий" - того, что объединяет разные группы: 1) длительность существования (по сравнению с этносом) 2) влияние на общечеловеческую культуру (более существенное, чем у отдельного этноса) 3) наличие метаязыка (древнееврейский) 4) полиэтничность 5) тенденцию к прозелитизму (у этносов обычно не выражена) 6) тенденцию к распространению, экспансии (механизм ее не таков, как у этносов). Вот как он сам определил понятие цивилизации:
"Итак, под цивилизацией я понимаю исторически формирующуюся на основе специфического, зафиксированного письменной традицией комплекса культурных текстов макрокультурную модель, определяющую пределы, внутри которых могут варьироваться формы культурного и социального выражения принадлежащих к ней человеческих коллективов...
Следует сразу же оговориться, что я полностью абстрагируюсь от аксиологического значения термина "цивилизация", бытующего на уровне бытового сознания. Этот термин несет в себе особую семантику, для многих людей означая нечто более высокое и более совершенное, чем просто культура и общество. Почти во всех этнических культурах существует тенденция обозначать свою собственную культуру как цивилизацию, в качестве своего рода церемониальной или патриотической оценки своего исторического наследия. Поэтому очень важно разграничивать понимание "цивилизации" как социоантропологической концепции от семантики этого слова как элемента разговорной речи. Если придерживаться терминологического значения, то принадлежность к цивилизации нисколько не возвышает данный культурный феномен, как и не принижает его. Она просто вводит его в специфический контекст и определяет самые широкие пределы поведения тех, кто считает себя входящим в данную общность. Тем самым цивилизация представляется осознаваемой моделью, причастность к которой очевидна и, как правило, не подлежит сомнению."
Таким образом еврейство оказывается не этносом, а супер-этносом, в одном ряду с такими явлениями, как западно- и восточноевропейская цивилизация, мусульманская, индийская, китайская. Может показаться, что термин "цивилизация" служит всего лишь подменой старого понятия "конфессия". Однако это не так: цивилизация определяется здесь сугубо в терминах этнологии, а не религиоведения. Подчеркнем, что речь идет о техническом термине, удобном для классификации явлений, рассматриваемых этнологией, но само объявление еврейства цивилизацией никак не возвышает или не принижает еврейскую культуру.
Между средневековой теологической схемой Маhарала, рационалистической философией Крохмаля, либеральной теологией М.Каплана и этнологической цивилизационной теорией М. Членова, при всем кардинальном различии метода теологии и науки, есть одно общее: каждая из них пытается осмыслить, в рамках своего метода, наличие неизменного и преходящего в еврействе. Разумеется, можно только приветствовать тот факт, что современная наука подошла к осознанию феномена единства еврейского народа, доступного раньше лишь теологам.

Таблица. Постоянное и меняющееся в еврействе (у трех религиозных мыслителей и в современной науке).

  неизменное преходящее
Каббалист Маhарал "Образ Божий", возможность исполнять Тору, актуальное развитие Материальная форма, потенциальное развитие
Философ-гегельянец Нахман Крохмаль Единобожие, идея абсолютного единства Частные, временные идеи
Американский либеральный теолог Мордехай Каплан Развивающаяся цивилизация, как "Божественная эманация" Частные законы, языки, литература, формы искусства, культуры и т.п.
Современная зтнология Цивилизация как общность этнических групп Конкретные эдот (этнические группы)


ЛИТЕРАТУРА
И.Дворкин. Катастрофа и возрождение // Еврейское образование, № 1 (2001).
И. Дворкин. Мордехай Каплан и еврейская цивилизация // Там же.
А. Львов. "Вы назыветесь Человек".
М. Членов. Еврейство в системе цивилизаций // Диаспоры, № 1 (1999).

Статья публикуется с любезного разрешений редакции журнала "Заметки по еврейской истории"

http://www.berkovich-zametki.com/








Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки

Rambler's Top100