На главную


 Отдых и дoсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти




Поиск










Еврейский театр

"Еврейское пространство" в театральной культуре Европы

Едва группа еврейских мастеров сцены собравшихся в Праге для обсуждения еврейских тем в современном театральном искусстве Европы, начала заседание, как перед ними замаячила грозная фигура из прошлого - дух неумирающего персонажа. Ею был, конечно же, Шейлок - еврейский персонаж, пользующийся самой громкой, и при этом, возможно, самой сомнительной славой в истории театра.
Выведенный Шекспиром в бессмертной пьесе жадный ростовщик, требующий свой фунт плоти, на века определил то, какими стали сценические евреи. Мифический персонаж лег в основу стереотипов, до сих пор живущих в пьесах европейских драматургов.
С тех времен стереотипов в изображении евреев прибавилось, но на континенте, большая часть еврейского населения которого была уничтожена нацистами, они стали подобием театральной стенографии для записи реалий культуры, столь же непонятой, насколько сложной.
То, как можно избежать этих стереотипов, играть с ними, трансформировать их и, наконец, использовать - фундаментальный вопрос для европейских актеров, задавшихся целью сделать "еврейское" частью сценического представления.
Этот же вопрос, как выяснилось, волновал и участников пражского собрания - двухдневного семинара, на который съехались около тридцати еврейских актеров, режиссеров, драматургов и продюсеров из более чем десятка стран.
"Мы все несем в себе образ, созданный в "Венецианском купце" как и другие, антисемитские по сути, они сидят в нас прочно и глубоко", - говорит один из участников, шведский драматург Марианна Голдман.
"Писать на еврейские темы - значит, обрекать себя на непонимание и душевный дискомфорт, а кому это нужно? Это как болезнь, это одновременно гнев на других и отчаянное желание быть услышанной ими - я говорю о любом зрителе, еврейском и нееврейском".
Семинар под названием "Еврейское пространство европейского театра" был организован Европейской Ассоциацией развития и сохранения еврейской культуры с штаб-квартирой в Лондоне. Эта благотворительная организация была основана в 2001 году с целью поддержки творчества художников, так или иначе затрагивающих еврейские темы в своих произведениях.
Некоторые из участников семинара работают на внутреннюю, еврейскую аудиторию, но большая часть адресует свое творчество более широкому кругу зрителей. Среди таких - продюсер ВВС, режиссер, представлявший датскую Гильдию театральных режиссеров и бывший художественный руководитель валлийского театра "Theatr Clwyd".
"Термин "еврейское пространство" - это метафора", - объясняет глава ассоциации Лина Стэнли-Клэмп. "Театр - одно из пространств существования общей культуры человечества, а еврейским это пространство становится, когда в нем представлены еврейские персонажи или творчество еврейских мастеров. Поэтому обсудить предстоит вопросы не только специфически театральные".

Этими вопросами, по ее мнению, являются проблемы, возникающие при обращении к еврейским темам в пьесах, предназначенных для обычного зрителя - проблемы стереотипов в драматургических образах евреев и их представление на сцене, цензура и самоцензура авторов и актеров. Более широко - как следует интерпретировать роль евреев, традиционно занимавших позицию "Другого" в европейском сознании, в современном мультикультурном ландшафте Европе.
"Художнику следует помнить о том, какая ответственность возложена на него, но при этом быть свободным в выражении любых своих мыслей" - считает Лина. "Чрезмерно строгая самоцензура в конечном итоге приводит к творческому молчанию".
Для многих эти вопросы обрели новое звучание после того, как во многих странах снова поднял голову антисемитизм. Возможно, не стало простым совпадением то, что четверо из участников семинара задействованы в постановках четырех различных версий "Венецианского купца", призванных сломать старые стереотипы и стать своеобразным ответом на антисемитские настроения.
"Нам предстоит преодолеть "комплекс Шейлока" в театральной культуре", - говорит Изабель Старкье, режиссер парижского театра Star Theatre, чья версия шекспировской пьесы будет представлена в этом году на фестивале в Авиньоне - если забастовки не сорвут премьеру. В постановке Старкье Шейлок становится зеркальным отображением старого персонажа. Теперь это жертва антисемитизма, на примере которой демонстрируются все противоречия и двусмысленности, порожденные расовыми предубеждениями.
По ее словам, важно сделать такую постановку во Франции именно сейчас, когда по всей стране уже несколько лет идет волна антисемитского насилия, вызванная очередной эскалацией арабо-израильского конфликта. "Если мы поймем внутреннюю механику антисемитизма, мы сможем избежать порочного круга взаимных обвинений", - говорит она. "Ключом к такому пониманию является "Венецианский купец". Кроме того, в ходе просмотра пьесы люди смогут понять, откуда взялся антисемитизм в них самих".
Идея "еврейского пространства", занимающего достойное и постоянное место в общем социокультурном пространстве Европы, за последние десять лет стойко овладела умами многих еврейских художников и интеллектуалов, проживающих в Европе. Впервые этот термин употребила в 90-х парижский историк культуры Диана Пинто в работе о положении евреев, еврейской культуры и еврейского духовного наследия в европейском обществе, "Еврейское пространство в Европе - это место взаимодействия евреев с неевреями, пространство с огромным потенциалом развития", - говорит Пинто, принявшая участие в пражском собрании.
Перед еврейскими художниками, решившими присоединится к этому дискурсу, встают собственные дилеммы. "Кто они, наши зрители? Как обращаться с нееврейским "Другим" в искусстве? Следует ли нам демонстрировать свое еврейство?" - озвучила их Пинто.
Итальянский актер и певец Энрико Финк говорит, что на содержание и мессидж его выступлений влияет то, что итальянцы в целом часто не знают о евреях и иудаизме больше, нежели об этом почерпнуто из общепринятых стереотипов. "Я вставляю "еврейскую изюминку" в каждое свое выступление". В Италии, стране с 60-милионным населением, проживает всего 35 тысяч евреев. Сценическая карьера Финка построена на том, что в своих образах он ясно дает понять зрителям: я - еврей. Прийти к такому, говорит он, означало публично признаться в своей "инаковости". "Мы, европейские евреи, очень долго были этим самым "Другим" для окружающих. Мы стали параллельной культурой, ушли в тень. А чтобы выйти из тени, нам приходится изображать себя такими, какими мы не являемся".
Главным событием Пражского семинара стало премьерное чтение новой пьесы лондонского драматурга Евы Хоффман, созданной на основе исторических данных о резне, устроенной католиками польской деревни Едвабне в отношении своих соседей-евреев. История о происшедшем в Едвабне всколыхнула польскую общественность три года назад, породив множество дебатов на тему Холокоста и заставив президента страны принести публичное извинение за содеянное его народом.
Пьеса "Церемония" - первое драматургическое произведение Хоффман, полячки по происхождению, бывшего редактора журнала The New York Times, писательницы, чьи книги завоевали множество наград. Тема пьесы - отношение ее современных персонажей (а в обобщенном толковании - всех тех, кто стал ее зрителями) к событиям, имевшим место более 60 лет назад.
Первым вопрос о случившемся в Едвабне поднял в книге "Соседи" американский ученый польского происхождения Ян Гросс. Книга была опубликована в 2000 году при содействии фонда Borderland Foundation основанного в польском городе Сейны для содействия культуре. Ее директор, Кшиштоф Чижевски, стал единственным участником семинара - неевреем. В своем выступлении он рассказал о том, как его организация, в задачи которой входит развитие культуры национальных меньшинств и ознакомление с ней основного населения страны, использует еврейскую музыку и произведения еврейских художников, чтобы рассказать молодым полякам о традициях, существующих в их стране.
По его словам, нахождение общего языка с нееврейским населением стало настоящим вызовом для людей, стремящихся к диалогу в культуре. Кроме того, отметил Чижевски, он убежден, что только сами евреи могут быть по настоящему самокритичны, и только они способны честно представить на сцене все стороны - положительные и отрицательные - национального характера и культуры.
"Если вы не будете делать этого, ситуация станет по-настоящему опасной", - обратился он к участникам семинара. "Есть вопросы, ответы на которые можете дать только вы".

http://www.sem40.ru/culture/theatre/5834/





Почта на Yafa.ru
login 
pass 
получить адрес

Copyright © IJC 2000-2002

Rambler's Top100