На главную


 Отдых и дoсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти




Поиск










Еврейский театр

Константин Райкин: "Я становлюсь лучше, играя мерзавца"

Полина Лимперт

Местных театралов ждет сюрприз: в Израиль едет Константин Райкин со спектаклем "Синьор Тодеро Хозяин". Те, кто продолжают ждать от Райкина-младшего чего-то веселенького в духе его отца, могут оставаться дома. С годами сын Аркадия Райкина, принявший из его рук театр "Сатирикон" становится все серьезнее.
Герой повести Куприна "Гранатовый браслет" в предсмертном письме к любимой женщине писал, что жизнь его сосредоточена - в ней, его не интересуют ни философия, ни политика, ни забота о счастье людей. Можете ли Вы то же самое сказать о себе и о театре?
- Я живу нормальной жизнью современного человека. У меня есть семья, ей, к сожалению, удаётся уделять меньше времени и внимания, чем хотелось бы. Интересуюсь всем, что происходит в мире, жадно общаюсь с людьми. Всё это каким-то образом потом сказывается в работе. Театр занимает мое основное время и силы, это моя жизнь и профессия, способ самосовершенствования. Но сказать, что меня ничего, кроме театра, не интересует - нельзя.
Если мы уж начали с литературных ассоциаций... Не считаете ли вы, что ваш герой из пьесы "Контрабас" кровный родственник гоголевскому Акакию Акакиевичу?
- Мне кажется, мой герой ближе к Достоевскому. Это своеобразные "Записки из подполья". Работать над пьесой я начал в 26 лет, и благодаря ей мне удалось многое понять о самом себе. По-моему, это была моя лучшая актерская работа. А "маленький человек" мал лишь по внешним признакам - по своей социальной значимости. На самом деле, герой "Контрабаса", как и практически каждый из нас, считает, что его не оценили полной мере. Это вечная проблема. С подъёмом же человека по социальной лестнице на него обрушивается все больше критики и нападок, и тем сильнее он ощущает отсутствие взаимопонимания.
Проблема начинающего писателя, мечтающего стать Львом Толстым…
- А о чём мечтал Лев Толстой? Вспомните его уход. Он чувствовал себя в страшной клетке. Только клетки у всех разные. Знаете, у Марселя Марсо есть пантомима: человек раздвигает клетку, выходит из нее, и тут же оказывается в - другой.
В "Контрабасе" вы один "держите" зал - тысячу человек на протяжении двух часов…
- Это произведение для камерного исполнения, для маленького зальчика человек на сто. Я шел на риск, вынося спектакль на большую сцену. Но я полагал, что если это играть правильно, то можно держать сколь угодно большую аудиторию, да хоть толпу на Красной площади. Не сочтите за кокетство, но эта пьеса, сыгранная на большой площадке, - показатель виртуозности артиста.
За эту роль Вы были удостоены специального приза за технику актерской игры.
- Ко всем премиям надо относиться с известной долей иронии.
Давайте поговорим о моде на репертуар. По всему миру ставится спектакль "Контрабас". Что Патрик Зюскинд вошел в "обязательную программу"?
- Нет, моды никакой нет. Я вообще не люблю это слово применительно к театру. Есть проблемы, которые висят в воздухе. И есть авторы, которых всегда ставят. Вы хотите сказать, что Шекспир в моде уже 500 лет? И Чехов идет всюду, и Мольер, и Гольдони… Для таких писателей и термин придумали - классики. Я считаю, что и Зюскинд - мода, не мода - но это классик двадцатого века. И если я его играю, как у меня может не быть к нему личного отношения? У меня и к Шекспиру есть личное отношение, и к Мольеру, и к Гольдони...
Вы, уже такой известный, такой знаменитый, а женились на никому не известной молодой актрисе...
- Я женился, когда еще не был таким уж известным и знаменитым. Известность пришла после фильма "Труффольдино из Бергамо", который показали по телевизору. (В театре всю жизнь можно играть главные роли, и тебя будет знать кучка людей. Сколько человек приходит в театр? В лучшем случае 1000 за вечер. Как уж тут станешь знаменитым?) В театре выковывается мастерство, а знаменитым актёр становится только через фильм, показанный по телевидению. Само по себе кино тоже не приносит известности, потому что немало фильмов, которых никто не видел.
В одном из интервью вы говорили, что заработать в театре нельзя…
- Можно, но только на пропитание. Если Вы хотите разбогатеть, то только не здесь.
Короче, если подытожить, и популярности настоящей театр не дает, и денег - тоже. Во имя чего же так рвутся работать в театре, из фанатизма?
- Не из фанатизма, а из любви. Отдаваясь любви, думаем ли мы о деньгах и о славе? Если да, то это не любовь. Я люблю свою профессию, и просто не могу без неё жить.
Есть в актерстве что-то дьявольское…
- В актерстве, как в таковом, не может быть дьявольщины. Мне вообще это определение не нравится. То, чем занимался отец, на что он положил свою жизнь, это совершенно святое, божье дело. И я пытаюсь это дело продолжить. Возможно, исходя из церковной терминологии - это грех лицедейства. А что такое лицедейство? Разве любое искусство не является им? Разве писатель не проживает жизнь своего героя, когда он пишет? А если всё это делается с надеждой сделать добрее и совершеннее человечество - разве это не святой труд?
Как вы относитесь к постановке Виктюка "Мастер и Маргарита"?
- Я не видел, и не буду смотреть.
Как вы вообще относитесь к Виктюку?
- Он - самый выдающийся режиссер, с каким я когда-либо работал. Его лучший спектакль был поставлен в нашем театре. Со "Служанками" мы объездили весь мир, и везде имели огромный успех. Виктюк замечательный мастер, но, мне кажется, что он находится сейчас не в лучшей форме... Хотя, я не исключаю, что это мои проблемы, а не его. И переживаю период, когда не воспринимаю то, что он делает. Кроме того, с романом "Мастер и Маргарита" у меня свои отношения. Я пробовал его поставить, но это другая история. И не хочу ее рассказывать. К этому произведению не надо прикасаться вообще. Это ни у кого не проходит безнаказанно. Исключений не было. И Виктюку тоже придется с этим столкнуться.
А Юрий Кара?
- Это вы про кино? Оно никогда не выйдет на экраны. У Юрия Петровича Любимова тоже есть спектакль "Мастер и Маргарита". И что стало с "Таганкой"?
Ну, это уже какая-то чертовщина...
- Не какая-то, а абсолютная, стопроцентная... Где Юрий Петрович, и где его театр? Разве не странным было разделение "Таганки"? А что произошло с Эфросом и с театром вообще? Это и есть последствия подобных заигрываний с чертовщиной.
В цирке есть такое понятие "кураж". Вам знакомо это состояние?
- Я никогда не играю без куража. "Кураж" - это слово профессиональное. А вот артистов, работа которых зависит от расположения планет, от погоды - я не понимаю. Профессионал - это внепогодное явление.
Барышников сказал в одном из интервью, что, когда у него есть кураж, он летает, а когда нет, то просто танцует хорошо.
- Когда Барышников, по его понятиям, танцует хорошо, для другого - это недостижимо. Важно, чтобы нижняя планка твоего профессионализма была настолько высока, чтобы и без куража было приемлемое качество. Отличия плохого спектакля от хорошего должны быть заметны только самому актеру. Публика не должна этого видеть.
Внешние обстоятельства на вас не влияют абсолютно?
- Конечно, если рухнет крыша, или в зал ворвутся бандиты - то спектакль будет сорван. Вылезет на сцену кошка - и все будут смотреть на нее. Я когда-то говорил, что ни один артист не может соперничать с открытой дверью. Открывается дверь, - и человек обязательно смотрит на нее - так уж устроена человеческая психология. Я не могу работать при любых обстоятельствах, но если ситуация не экстремально-криминальная, я обязан сделать все, чтобы обеспечить людям удовольствие.
Вы в одном интервью сказали, что сцена ревнива, как женщина, и не прощает измен. Готовы это повторить сегодня?
- А почему нет? Я имел в виду, что своим делом надо заниматься много. Если ты не будешь отдавать этому всего себя, у тебя перестанет получаться.
Вы редко снимаетесь в кино. Тем не менее вы согласились на роль Эркюля Пуаро?
- По части кино со мной почти невозможно иметь дело. Я не собирался сниматься и в данном случае. Расценивайте как зов сердца. Я люблю Агату Кристи и Эркюль Пуаро - интересный образ. А главное, это связано с режиссером Сережей Урсуляком. Я его люблю, он талантливый человек, когда-то он работал у меня. Кроме того, Серёжа так построил процесс съемок, что это не помешало моей работе в театре.
Поговорим о театральной антрепризе "Там же, тогда же", в постановке Трушкина. Она побила все рекорды - не сходит со сцены уже около десяти лет. Как вы относитесь к этой роли и к антрепризе вообще?
- Хорошо, но это - не мое. Мне лично не нравится антреприза. Я люблю традиционный театр. Но конкретно этой антрепризе я отдал много сил, и это был хороший спектакль.
Могли бы Вы, подобно своему герою в этой антрепризе, на протяжении сорока лет любить женщину и тайком с ней встречаться?
- Нет. Это вообще история, которая со мной не могла бы случиться. Что если я играю Сирано, у меня должен вырасти нос? Здесь все гораздо сложнее. Актеру полезно играть разные роли, особенно отрицательные. Чем больше ты внедряешься в эту роль, тем больше уходишь от опасности стать таким в жизни. Ты эту скверну из себя исторгаешь, и делаешь из нее произведение искусства. Чистилище, работа души, которая делает тебя в отрицательной роли положительным.
А если ты считаешь, что этот твой герой - мерзавец, как можно его играть и любить?
- Когда ты играешь мерзавца, ты пытаешься его оправдать изнутри. Даже законченный мерзавец имеет свою логику. Я сейчас играю синьора Тодеро столетнего старика, страшную сволочь, негодяя, мерзавца... Это чрезвычайно интересно - играть такого человека. Ты хочешь понять причину его изощренной ненависти, ты хочешь понять, как может зайти в человека такое зло. И это понимание делает зло менее опасным. Хороший от плохого отличается не тем, что в хороших нет плохих мыслей. Если совсем нет, то это убогость. В человеке обязательно должно быть дерьмо, иначе он не человек.
Но есть же, безусловно, положительные герои, пусть и "не от мира сего". Дон Кихот, например…
- Да нет же! Это все - слова. Что значит - "не от мира сего"? Нормальный человек, ест-пьёт, хочет женщину, и это окрыляет его. И у последней сволочи, кстати, есть свои взлёты. Где определение, что такое законченный мерзавец? Разве ответ на этот вопрос не может стать предметом для искусства?
Однако выяснилось, что многие преступники черпают идеи для своих преступлений из фильмов. Наверное, должны быть границы дозволенного. Одно дело, когда все мальчишки хотят повторять подвиги Гарри Поттера, другое - Чикатило. Что хорошего может принести такой образ на экране?
- Это очень советское понимание. В искусстве не должно быть никаких границ. Оно - никому ничего не должно.
Актерство - профессия, подразумевающая внимание публики. Вас ждут возле служебного входа?
- Бывает, но чаще не ждут. Для меня это никогда не являлось свидетельством актёрской ценности. Есть вещи, которые я сам для себя определяю. Я не дразню судьбу - не даю автографы перед спектаклем, не терплю посторонних за кулисами, вообще не люблю зевак и бездельников. Девушки ждущие у входа - не критерий успеха. Если я сегодня играл плохо, а меня ждут у входа, я ещё больше переживаю. У Станислава Ежи Леца один из его героев полжизни тратит на то, чтобы завоевать популярность, а вторую половину жизни, чтобы ходить в черных очках. Артист не должен тратить полжизни, чтобы достичь популярности. Это не цель, или цель - для дурака. Тот, кто хочет популярности, пусть идет на телевидение диктором: три дня - и тебя все знают.
Каким образом Вы снялись в рекламе? Кофе "Элит" пьете?
- Не пью. Сделал рекламу один раз в жизни, но, если меня еще раз пригласят… А, вообще, я к рекламе отношусь нормально.
Еще один из способов заработка для артиста?
- А почему нет? Я зарабатывал концертами 28 лет, сейчас перестал это делать.
Вы счастливы в браке?
- Мы вместе уже 17 лет.
Вы бы хотели, чтобы ваша дочка стала актрисой?
- Мне важно, чтобы она была тем, к чему ее расположила природа.
А на ваш профессиональный взгляд, она пригодна к этому ремеслу?
- Этого я не знаю.
Но она с вами об этом говорит?
-Нет. Я никогда на эту тему с ней не разговариваю. Это интимные вопросы, которые человек должен решать сам, без родителей. Я их в своё время решал сам.
Вы однажды сказали, что гениальным артистом становятся, а не рождаются. Это действительно так?
- Гением я называю того, кто при огромных задатках достиг мастерства. Человек не рождается чемпионом мира. Гений - это результат огромного труда и личностного напряжения.
Считаете ли вы себя человеком элиты?
- Меня это не интересует. Меня интересует, какой я артист, и как у меня развивается театр.
А имеет для вас значение, придет на ваш спектакль Путин?
- Совершенно не имеет. Меня больше интересует, чтобы ко мне ходили простые зрители.
Можно пару вопросов блиц? Вы гурман?
- Нет.
Вы любите анекдоты?
- Нет.
Вы любите тусовки?
- Нет.
Что вы вообще любите в жизни больше всего?
- Заниматься любимым делом.

http://www.mignews.com/





Почта на Yafa.ru
login 
pass 
получить адрес

Copyright © IJC 2000-2002

Rambler's Top100