ФОТОГРАФИЯ


Улочка в старом городе

С момента возникновения и на протяжении большей части своей сравнительно короткой стопятидесятилетней истории фотография как художественное средство вызывала непрекращающиеся споры. Заклейменная Бодлером как "враг живописи" и часто относимая к чисто механическим способам передачи изображений и портретов, она долго пребывала в роли пасынка искусства. Фотография страдала "детской болезнью", выражавшейся в отсутствии установившихся художественных традиций, что вынуждало заимствовать эстетические нормы и творческие приемы у других видов искусства, главным образом у живописи, графики и литографии.

Претерпев ряд технических и эстетических преобразований в первые десятилетия своего существования, фотография достигла зрелости и превратилась в полноправное средство художественного выражения, заняв законное место в ряду изящных искусств.


X. Филлипс: Мехи с водой в Иерусалиме, 1866

С 1960-х годов фотографию начали признавать видом искусства, что в определенной мере разрушало устоявшиеся художественные концепции, внося замешательство в устройство большинства главных музеев мира. Все же некоторые музеи, например Метрополитен в Нью-Йорке, признали новый вид искусства и сделали фотографические работы частью своего фонда. Другие музеи враждебно восприняли этот вид искусства, несмотря на быстро растущее его признание и общедоступность.


Израильский музей оказался в числе первых, признавших важность этого жанра, и помещение под коллекции фотографий предусматривалось уже в планировке здания. В 1976 году еще совсем тогда молодой музей решил организовать у себя отдел фотографии, который и стал регулярно функционировать с 1979 года. Пополнение и эстетическое развитие этого отдела происходило гораздо быстрее, чем предполагалось. За пятнадцать лет его фонды достигли почти 50 000 единиц хранения и неуклонно продолжают расти.
Коллекцию собрали в основном благодаря усилиям нескольких преданных друзей из Европы и Соединенных Штатов: покровителей, дарителей и поклонников фотографии. Были налажены связи с крупнейшими городами мира для того, чтобы собрать как можно лучшую коллекцию.


Ф. Кварелли: Стена плача, ок. 1875

Во время ее сбора происходило много забавных и странных случаев, а некоторые самые редкие экспонаты попали в коллекцию прямо-таки невероятным путем. Например, в 1977 году, когда отдел только начинал свою деятельность, сюда прибыл большой пакет без обратного адреса. Когда вскрыли таинственный пакет, в нем оказалась записка без подписи на обычной почтовой бумаге. В ней сообщалось, что музею посылают в подарок пятнадцать очень редких фотографий работы Мана Рея. Эти бесценные фотографии, подобно жемчужинам в короне, украшают коллекцию, но даритель и по сей день неизвестен.

Фотография принадлежит к молодым видам искусства, и у отдела много сложных задач. В основную задачу входит исследование, научная обработка, документация и сохранение фотографического наследия нации. Поэтому отдел занимается, в частности, поиском и приобретением коллекций известных пионеров фотографии в нашей стране, работавших с первых лет текущего столетия, и уже хранит в своих стенах некоторые наиболее ценные собрания этого типа.

Первым таким собранием, которое приобрел отдел, была коллекция негативов Яакова Бен-Дова, принадлежавшего к числу первых фотографов и режиссеров новой школы Бецалель. Бен-Дов снимал в Палестине начиная с 1907 года. Он оставил многочисленные важные свидетельства той эпохи, в основном о возрождении еврейской общины в Эрец-Исраэль.

Коллекция негативов и редких снимков Яакова Рознера дает портреты типичных лиц, освещает жизнь страны начиная с 1935 года, "нелегальную" иммиграцию, лагеря на Кипре для интернированных после второй мировой войны, создание новых поселений. Эти снимки, подаренные дочерью Рознера, составляют один из основных фондов собрания. Известный иерусалимский художник С. Дж. Швайг завещал отделу двенадцать тысяч негативов и множество фотографий. Эти экспонаты заняли место рядом с двадцатью тысячами негативов и таким же количеством снимков знаменитого Альфреда Бернхайма, специализировавшегося на портретах и фотографиях архитектурных сооружений; наследство Бернхайма тоже поступило в коллекцию несколько лет назад. Его фотографии стали неоценимым источником информации для историков и ученых других специальностей, которые занимаются жизнью и деятельностью еврейских первопроходцев в Эрец-Исраэль.

Развитие фотографии за последние 150 лет не везде проходило гладко. В западных странах, где был богатый культурный фон для восприятия зрительных образов, ей сопутствовал успех. Наследница таких смежных искусств, как живопись и графика, она переняла иx систему эстетических представлений и утвердила себя как самостоятельный вид искусства. Напротив, в странах Востока, где из-за религиозных воззрений (иудаизм, ислам) изготовление рукотворных изображений находилось под запретом, фотография не развивалась, а, можно сказать, кое-как просачивалась в общество. Это верно и для Израиля, где фотография, возникнув в начале столетия как отрасль местного кустарного промысла, прошла через стадии примитивизма и натурализма, прежде чем превратиться в то искусство, каким мы его знаем сегодня.

Многие историки началом фотографического наследия Эрец-Исраэль считают те первые фотографии, которые в 1839 году были отсняты в этом районе. Однако первые фотографы, в основном жители Западной Европы нееврейского происхождения, делали снимки главным образом по религиозным, научным или туристическим соображениям. Фотографов привлекала экзотичность страны, и их снимки, сделанные в манере неоклассицизма, увековечивали исторические и библейские места. Таким образом, эти фотографии прямо восходили к западной традиции художественного изображения и не могут рассматриваться как начало собственно израильской традиции.

Истинное фотографическое наследие Израиля стало создаваться лишь на исходе XIX века, когда появилось много местных еврейских фотографов, тоже в основном выходцев из Восточной Европы, но увидевших страну и ее жизнь в совершенно другом свете. Такие зачинатели фотографии, как Рафалович, Бен-Дов, Басан, Соскин и Кан, движимые сионистскими идеалами, подчеркивали достижения еврейских первопроходцев, снимали новые поселения и пропагандировали идею возвращения на родину. Их фотографии насыщены романтикой сионистского движения, поиском причин проявления еврейского самосознания в Эрец-Исраэль. До начала 1950-х годов наши фотохудожники отличались некоторым примитивизмом и наивной трактовкой изображаемого. Многие были самоучками, их познания не отличались широтой; кроме того, они работали в замкнутом мире, на который практически не влияли бытовавшие эстетические каноны этого изобразительного жанра. За исключением работ некоторых видных фотокорреспондентов, художественные тенденции 1950-1960 годов можно определить как разновидность романтического натурализма периода декаданса.

Важные перемены в отечественной фотографии произошли лишь в семидесятые годы. Новое поколение молодых фотохудожников, учившихся главным образом за границей, стало активно изменять облик этого жанра. И постепенно их идеи подняли уровень отечественной фотографии до мировых стандартов.

Отдел фотографии, который можно назвать плодом этого возрождения, уделяет пристальное внимание современным тенденциям и их развитию, следит за эволюцией фотографии в Израиле. Он может даже в известной мере претендовать на определенную роль в успехах, достигнутых фотографией. В числе первоочередных задач отдела - поощрение художественной фотографии, оказание помощи мастерам, работающим в этом жанре, поддержка молодых талантов и признание заслуг маститых художников. Для выполнения этих задач отдел приобретает новые фотографии, устраивает персональные или групповые выставки, ежегодно присуждает две премии. По сей день они остаются единственными премиями в стране, которые присуждает общественная организация за работы в области фотографии. Сначала была учреждена премия имени Энрике Кавлина за успехи в фотоделе. Она обычно присуждается либо известному фотографу в знак признания всех его творческих достижений, либо какой-нибудь организации. Другой премией, имени Жерара Леви, награждаются молодые фотографы (до 35 лет).


Анди Ворхол: Рубашка с набивным рисунком Джеймса Дина, 1985

Географическое положение Израильского музея ставит перед отделом фотографии еще одну задачу - изучение и исследование истории фотографии всего региона, а также приобретение и хранение первых снимков Ближнего Востока. Эта задача тоже успешно выполняется сотрудниками отдела. Благодаря их деятельности появилась книга "В фокусе - Восток" - совместное издание с фирмой "Эйбрамс", Нью-Йорк. Книга сопровождала передвижную выставку в США и Европе.
В заключение следует сказать, что коллекция музея носит интернациональный характер, поскольку мы приобретаем и экспонируем как современный, так и исторический материал, полученный из всех районов мира.

Наше собрание имеет и важное познавательное значение, прежде всего для младших поколений израильских художников, а также для всех, кто не может посетить зарубежные музеи. Таким образом, сохраняя ценности прошлого, отдел фотографии внимательно следит за настоящим и даже за будущим, поскольку прошлое и настоящее, дополняя друг друга, дают нам возможность предвидеть грядущие перемены.

По материалам Нисана Переца
Перевела Татьяна СУХАМЛИНОВА


© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки